конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)

Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 5 классе.

Тема: А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Основные образы сказки.

Цель:  продолжить работу над литературной сказкой, над характеристиками героев; обсудить нравственные проблемы добра и зла, поставленные в ней; развитие творческих способностей учащихся (инсценирование, выразительное чтение); обучение составлению характеристики главной героини по плану.

Оборудование: учебник-хрестоматия; рисунки учащихся; портрет А.С. Пушкина; иллюстрации Е. Пашкова, Т. Мавриной к сказке; сборник сказок Пушкина; телевизор; диск со сказкой; эпиграф.

Ход урока:                                                                                                                Сказка ложь, да в ней намек!

   Добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

I Слово учителя.

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло больше 150 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему так же крепка, стихи его становятся нам все ближе, дороже и нужнее. И мы можем добавить к словам современников Пушкина еще одно слово и сказать: « Пушкин-незаходящее солнце русской поэзии.»

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Вслушаемся в строки Пушкина

- Чтение учеником наизусть «Пролога»

Это собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

- Какие народные  и литературные сказки вспоминаются нам, когда мы слушаем «Пролог»?

- Ребята, чем литературная сказка отличается от народной?

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых»- называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.

В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, в длинные зимние вечера в ветхом доме, Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено- и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.

Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился

И царица у окна

Села ждать его одна.

II Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка…»

III Анализ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Беседа

а)

 - Есть ли в «Сказке» зачин?

- О каких событиях узнаем в начале?

- Какой предстает родная мать царевны? (верная, любовь к мужу)

- Обратите внимание на слова «белые зори» (Даже зори выцвели, поблекли) Протекла весна ручьями, прошумело лето листвой, но царевна видит только вьюгу, снег. Почему? (Подчеркивает одиночество)

б) Сбор материала о мачехе.

- Кто такая мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы и мачехи («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка»)

- Как описана Пушкиным? Почему эта красота не радует окружающих? (скрывает злой, упрямый, сварливый характер)

- С кем была приветлива?

- Как отомстила царица-мачеха царевне? Что подтолкнуло ее к этому? (черная зависть)

- В чем проявляется жестокость? Как называет Пушкин  в этом эпизоде злою царевну

( «Баба гневная»)

в) Сбор материала о царевне.

- Можно ли  их сравнить?

- Почему повествование о ней поэт начинает с союза но, кому противопоставляет?

- С чем сравнивает, используя глаголы- росла, росла, поднялась- и расцвела?

Вывод: Пушкин показывает внешнюю (белолица, черноброва), так и внутреннюю красоту (тихий, спокойный, кроткий нрав)

- Какие поступки говорят о трудолюбии царевны?

- В чем проявилась ее благовоспитанность, сдержанность?

- В чем выразилось ее чувство верности жениху?

III Составление учениками таблицы на доске с помощью карточек-качеств.

Царица

Царевна

царского происхождения, умны, красивы

Злая

добрая

завистливая

бескорыстная

гордая

скромная

своенравная

кроткая

жестокосердная

добродетельная

ленивая

трудолюбивая

грубая

вежливая

надменная

простая

IV Рассказ учеников о царевне по плану.

План рассказа о царевне.

  1. Описание внешности царевны и ее внутренних качеств.
  2. Отношение к ней других персонажей сказки:

а) Чернавки;

б) пса Соколки;

в) семи богатырей;

г) королевича Елисея.

  1. Поведение царевны:

а) в тереме богатырей;

б) по отношению к окружающим ее людям.

  1. Отношение автора к героине.

V Инсценирование учащимися обращений Елисея к солнцу, месяцу, ветру.

VI Вывод: чем сказка схожа с народными: добро и зло; волшебные числа 7 и 3; обращение  к силам природы; заговоренные волшебные предметы, зачин, концовка.

 VII Словарная работа. Проверка д/з. Зачитать по тетрадям найденные в тексте:

повторы

эпитеты

простонародные слова

путь-дорога

месяц ясный

правду молвить

ждет-пождет

дева красная

издалече

красавица-девица

красно солнце

тяжелешенько

нет как нет

молодцы честные

белешенька

черная зависть

спознали

люди добрые

воротился

яблочко наливное

сыскался

злая мачеха

снарядился

величать (звать)

перемолвилась

тужит

 

VIII Подведение итогов урока

а) Чему учит сказка? (обращение к эпиграфу)

  Кротость, доброта, терпение и верность вознаграждаются. Девушка становится королевой. Однако она не становится подобием злой мачехи.

б) Работа в тетрадях. Дополните записанное на доске

- Сказки Пушкина похожи на……….

- Они полны………..

- Сказки Пушкина учат нас………..

В) Подведение итогов конкурса рисунков (понравившиеся рисунки нужно было заранее отметить сердечком).

г) Выставление оценок.

Вывод:  Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш любимый, великий Пушкин!

Д/з на выбор обращение к солнцу, месяцу, ветру. (с. 89-90) наизусть.

Конспект урока по литературе в 5 классе

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Основные образы сказки.

Учителя МКОУ Бирюсинская СОШ

Подоровской Любови Вячеславовны

с.Бирюса

2013



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Урок-спектакль «Части речи»

Цели:

I Образовательные: проверить и систематизировать основные знания о частях речи; закрепит умения учащихся в правописании основных орфографических правил по теме урока.

II Развевающие: развивать познавательный интерес, творческие способности учащихся

III Воспитательные: обучение умению делать выводы, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе; воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к учебной деятельности.

Тип урока: обобщение изученного.

Оборудование урока:

  1. Учебник русский язык 5 класс. Т.А. Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2010г.
  2. Карточки, раздаточный материал, шапочки с названием частей речи.
  3. Опорные конспекты по теме «Части речи»

Ход урока:

I Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы вспомним основные части речи, поговорим о правописании окончаний. Вы окажетесь свидетелями невероятных приключений частей речи. Вы должны внимательно их слушать, чтобы помочь выбраться из затруднительных положений.

II Определение частей речи.

_ К нам пришли гости- части речи. Только среди них большая неразбериха, потому что они не знают, как называются. Давайте наведем порядок, поможем словам определить, кто они. Расскажите о себе

Существительное - я обозначаю предмет.

Учитель  - а какие формы у тебя есть?

Существительное - род, число, падеж.

Учитель - ребята, какая это часть речи? (Ученики называют и надевают шапочку с названием части речи)

Прилагательное – я обозначаю признак предмета и необходимо для красоты описания.

Учитель – а это какая часть речи?

Местоимение – а без меня нет языка, я заменяю имена существительные.

Учитель – кто это?

Глагол – я обозначаю действие предметов, имею лицо и время.

Учитель – кто это?

Наречие – я дружу с глаголом, обозначаю признак действия, не изменяюсь.

Учитель – а это кто?

Наречие – ребята, расскажите, что вы знаете обо мне.

Задание.

Один ученик рассказывает о наречии. Второй выполняет  задание на карточке №1. Третий ученик выполняет у доски задание на карточке №2.

Учитель – ребята, а вы приведите свои примеры разных частей речи.

Карточка №1

Задание: Выпиши в левый столбик имена прилагательные, а в правый – наречия.

Правый, далеко, далекий, направо, низкий, дружный, внизу, дружно, весело, веселый.

Карточка №2

Задание: Заполни таблицу

Части речи

Часть речи

Вопросы

Значение

Пример

На землю тихо падают пушистые снежинки.

III Закрепление знаний об имени существительном.

- Слово – главный работник в языке. У каждого слова есть своя работа. Послушайте рассказ существительного, а позже скажите, почему существительное такая важная часть речи.

Существительное.

Давно живу я в мире этом, даю названия предметам. Я, имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются прилагательные. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи. Ребята, помогите мне, расскажите, почему я такая важная часть речи.

Задания.

  1. Рассказ об имени существительном.
  2. Рассказ о склонениях существительных
  3. Цифровой диктант

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 3 1 2 2 1 3 3 2  2

Девочка, рожь, лампа, конь, гриб, папа, мелочь, степь, врач, село.

  1. Назовите падежи и падежные вопросы.
  2.  Расскажите, как определить безударные падежные окончания существительных.
  3. На доске запись

На верхушк..   ел..

От тропинк..    к тропинк..

В тетрад..   и  тетрадк...

На площад..  и площадк..

На крыш..   избушк..

Задание. Перепишите в тетрадь, определяя окончания существительных и, подставлял опорные слова, вставь окончания существительных.

  1. Ученик в это время выполняет задание на карточке №3.

Карточка №3

Выполни морфологический разбор существительного.

Пахнет полем воздух чистый.

  1. Игра. «Поймай свое слово»
  2. Диктуются слова мужского и женского рода с шипящей на конце. Девочки записывают существительные женского рода, мальчики – мужского рода.

Плащ, стриж, ночь, тишь, грач, помощь, чиж, дрожь, шалаш, речь.

IV Закрепление знаний об имени прилагательном.

Прилагательное –

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Родилось я с очень покладистым характером. Но нет у меня ни рода, ни числа, ни падежа! Что же мне делать? Может, попросить у существительного? Я давно об этом мечтаю. Имя существительное, одолжи мне, пожалуйста, свой род, число, падеж. Я тебя очень об этом прошу, а то мне скучно и грустно.

Существительное – С удовольствием, я буду дружить с тобой. Я очень радо иметь новых друзей.

Прилагательное – Вместе-дружба, вместе – служба. Так я и стало именем прилагательным. Расскажите, а что вы обо мне знаете?

Задания.

  1. Рассказ об имени прилагательном.
  2. Как определить безударное окончание прилагательного.
  3. Индивидуальные задания по карточке №4, №5.

Карточка №4.

Вставь пропущенные окончания

В густ..     березов..      роще.

К мохнат..    зелен..     ели.

Ярк..   весенн..   солнце.

Карточка №5.

Спиши, вставляя окончания прилагательных

С весенн..   неба.

Зелен..   лягушонка.

Нет зимн..   стужи.

  1. Эстафета.

В син..   море

Со старш..   братом

В зимн..   стужу

Из дальн..   сада

По родн..   стороне

В сосед..   доме

Стар..   школа

С ясн..   неба.

V Закрепление знаний о местоимении.

Местоимение –

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна.

Я заменяю имена.

Без местоимений нет языков. Ребята,  для чего существуют местоимения. (Дети отвечают)

Существительное подходит к местоимению.

Существительное – Будьте любезны, займите на время  мое место. Мне надо уйти на некоторое время.

Местоимение – С удовольствием. Я поработаю за вас. Ребята, вы мне поможете?  (раздает карточки)

Карточка №6

Запиши местоимения в начальной форме.

(я, его, они, о тебе, ему)

Карточка №7

Замените в тексте часто повторяющиеся существительные на местоимения.

Лиса.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на самом деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышками. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса тут как тут.

VI Закрепление знаний о глаголе.

Глагол –

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – все в действие придет: летит ракета, люди строят зданья. Цветут сады, и хлеб растет.

Задания.

  1. Ученик рассказывает о глаголе.
  2. Взаимоопрос (спряжение глагола)
  3. Определить в это время спряжение, вставь окончания.

Сверка..т       молния

Пове..т      прохладой

Слыш..т   гром

Та..т   на солнце

Рису..м   акварелью.

VII Закрепление знаний о роли частей речи в предложении.

- Мы много говорили о частях речи. А они сидят грустные, отдельно друг от друга. Почему? Давайте их послушаем.

Глагол – Я должен обязательно приносить какую-нибудь пользу.

Рассказчик – И пошел он по белу свету счастье искать. Шел, шел, видит: сидит существительное и плачет.

Глагол – Что ты так пригорюнилось?

Существительное – Да вот живу – живу, а для чего не знаю. Никакой пользы не приношу.

Глагол – Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.

Рассказчик – Шли, шли и встретили прилагательное, грустное, тихое.

Существительное – Что ты кручинишься, прилагательное, почему одиноко тут сидишь?

Прилагательное – Не к чему мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.

Глагол – Идем с нами счастье искать.

Рассказчик – Долго ли, коротко ли шли они – вдруг оказались в огромном городе Грамматика. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда. Их пригласили работать в Предложение.

- Как вы думаете, кем их взяли работать?

Задание.

  1. Из слов составить предложение.

В, прыгают, ветвях, густых, белки, деревьев.

Разберите по членам предложения и частям речи.

VIII Задание на дом

Стр. 40, упр. 107.

IX Подведение итогов урока, выставление оценок.

Конспект урока русского языка в 5 классе

                   

Тема: Урок – спектакль «Части речи»

Учителя МКОУ Бирюсинская СОШ

Подоровской Любови Вячеславовны

с. Бирюса

2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного урока по информатике, русскому языку и литературе по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

тип урока: обобщение и систематизация знаний;форма урока: интегрированный урок  библиотечного дела, информатики; технология: технология, построенная на интегративной основе, технология проек...

Конспект открытого урока по дисциплине "Русский язык"

Основная цель урока сформировать знания о фразеологизмах, источниках их происхождения, научиться использовать фразеологические обороты в речи и привить любовь к устному народному творчеству....

2 класс. Конспект открытого урока по предмету «Русский язык» .Тема: "Различение слов с согласными з-с»

Тема: « Различение слов с согласными з-с»Цель:Формирование умения правильно писать слова со звонкими и глухими согласными с-з.Задачи:Образовательные:дать понятие о дифференциации звуков и ...

4 класс. Конспект открытого урока по предмету «Русский язык». Тема: « Имя собственное»

Тема: « Имя собственное» Цель: Формировать навык правописания имён собственных. Задачи: Образовательные: Продолжать формировать умение различать название предметов и имена предметов? Совер...

Конспект открытого урока по родному русскому языку "Язык художественного литературы"

На примере лирического отступления в 11 главе поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" рассматривается особенности языка художественной литературы. Домашнее задание направлено на повторение функциона...