Конспект открытого урока по родному русскому языку "Язык художественного литературы"
план-конспект урока (9 класс)
На примере лирического отступления в 11 главе поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" рассматривается особенности языка художественной литературы. Домашнее задание направлено на повторение функциональных стилей речи. Его проверка готовит учащихся к рассмотрению новой темы. Анализ выразительных средств текста помогает углубить навыки и умения для сдачи ОГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по родному русскому языку "Язык художественной литературы" | 23.54 КБ |
Слайды для урока "Язык художественной литературы" | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по родной русской литературе «Язык художественного произведения. Анализ лирических отступлений 11 главы поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Тема: «Язык художественного произведения. Анализ лирических отступлений 11 главы поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Класс: 9
Тип урока: урок-практикум.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Цели урока:
-обобщить и углубить знания учащихся по теме «Стили речи. Художественный стиль»;
-совершенствовать умения комментированного и аналитического чтения, навыки анализа текста;
- закрепить навыки понимания идейно-художественного смысла лирических отступлений;
- готовить учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку;
- исследовать метапредметные связи;
- работать над развитием речи, умением излагать свои мысли;
- воспитывать любовь и интерес к литературе.
Задачи урока:
-образовательные: продолжить знакомство со средствами выразительности языка художественной литературы; научить критическому чтению и анализу материала; активизировать познавательную активность обучающихся;
-воспитательные: воспитание чувства любви и уважения к родному языку и литературе; эстетическое и нравственное воспитание;
- развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры.
Оборудование: презентация, распечатанные тексты, портрет Н.В.Гоголя.
Ход урока:
I Организационный момент.
II Определение темы урока.
-Добрый день, друзья, мы повторим сегодня на уроке функциональные стили языка. Работать будем в группах. Сначала мы проверим ваше домашнее задание, затем прослушаем аудиозапись. Ваша задача- определить тему нашего урока.
1.Проверка домашнего задания:
заполнение таблицы «Стили речи».
СЛАЙД 1
2. Прослушивание эпизода из 11 главы «Мертвых душ».
-Определите автора и название произведения;
-охарактеризуйте язык (стиль эпизода).
3. Определение темы урока:
-Какая, по вашему мнению, тема нашего урока?
СЛАЙД 2
-Какова сфера применения художественного стиля?
-Какое жанровое своеобразие у этого отрывка из поэмы?
Учащиеся рассказывают о лирических отступлениях в поэме. Запись определения в тетрадь.
Лирическое отступление — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение.
«Мертвые души» Гоголя -поэма. Для нее характерны поэтичность, музыкальность, выразительность языка. Лирическими отступлениями пронизано все художественное полотно «Мертвых душ». Именно лирические отступления обусловливают идейно-композиционное и жанровое своеобразие поэмы Гоголя. По мере развития сюжета появляются новые лирические отступления, каждое из которых уточняет мысль предыдущего, развивает новые идеи, все более проясняет авторский замысел.
III.Работа по теме урока
4. Какие языковые средства, присущие художественному стилю, вы знаете?
Что такое тропы?
СЛАЙД 3
Письменный опрос по терминологии.
дайте определение терминам
- вариант: эпитет, сравнение, метонимия, литота, анафора, риторический вопрос;
- вариант: олицетворение, метафора, гипербола, антитеза, эпифора, инверсия.
5. Анализ эпизода из поэмы.
Раздача распечатанных текстов.
-Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка. Подготовьтесь к его анализу по плану.
СЛАЙД 4
1)Совместная работа. Выразительное чтение отрывка о Руси — «птице-тройке», его анализ.
Очень важен в лирических отступлениях образ дороги, проходящий через все произведение. СЛАЙД 5
- О чём говорят выражения «певучим голоском», «лошадки расшевелились», «лёгонькую бричку»?
- Как раскрыта широта русской души, её стремление к быстрому движению? Какими изобразительными средствами передаётся писателем это движение, больше похожее на полёт?
- О чём говорит сравнение тройки с птицей? Составьте ассоциативный ряд к слову:
птица - полёт, высота, свобода, радость, надежда, любовь, будущее.
- раскройте метафорический образ дороги? Какие ещё образы имеют метафорический смысл?
- Почему Гоголь на свой вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты?» — не получает ответа?
- Что имеет в виду Гоголь, говоря: «…косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»? Таким образом, две главные темы авторских размышлений – тема России и тема дороги –соединяются в лирическом отступлении, которое завершает первый том поэмы. «Русь-тройка», «вся вдохновенная Богом», предстает в нем как видение автора, который стремится понять смысл ее движения; «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».
Лирические отступления не только расширяют и углубляют её смысл, раскрывая грандиозный облик «всей Руси», но и помогают отчётливее представить образ её автора — подлинного патриота и гражданина. Именно лирический пафос утверждения великих созидательных сил народа и вера в счастливое будущее родины дали ему основание назвать своё произведение поэмой.
2)Выполнение заданий по группам.
Учащиеся делятся на группы для работы с текстом.
Выразительное чтение отрывка, поиск художественных средств.
-Это задание поможет вам повторить и осмыслить влияние художественных средств не только в поэтических, но и в эпических произведениях. В экзаменационной работе в формате ОГЭ есть задание, связанное с нахождением средств выразительности. Сегодняшняя работа поможет лучше и четче находить и различать тропы и фигуры.
1 группа. Выразительное чтение лирического отступления в 11 главе со слов: «Эх, тройка! Птица - тройка да сверлит воздух.»
Выразительные средства эпизода. Поиск примеров
1.Инверсия – изменение обычного
порядка следования чего-либо (слов
в предложении, элементов сюжета).
2.Повторы (повторы слов или
однокоренных слов, корней).
3.Обращения, восклицания.
4.Гипербола.
5.Градация.
6.Олицетворения (неживой предмет
наделяется живыми качествами).
7.Метафоричные эпитеты (метафора –
средство художественной изобразительности,
употребление слова в переносном значении
для определения какого-либо предмета или
явления, схожего с ним отдельными чертами
или сторонами; эпитет – красочное прилагательное,
через которое выражается авторское
отношение к предмету).
8.Просторечье.
9.Риторические вопросы.
10.Поговорки, крылатые фразы.
11.Парцелляция. (Приём расчленения фразына части или даже на отдельные слова
в виде самостоятельного неполного предложения.
Её цель придать речи интонационную экспрессию
путём её отрывистого произнесения).
12.Анафора (одинаковое начало предложений).
2 группа. Выразительное чтение лирическое отступления в 11 главе со слов: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая…»
Выразительные средства эпизода. Примеры.
1.Повторы (повторы слов или
однокоренных слов, корней).
2.Обращения, восклицания.
3.Синонимы.
4.Метафоричные эпитеты (метафора –
средство художественной изобразительности,
употребление слова в переносном значении
для определения какого-либо предмета
или явления, схожего с ним отдельными
чертами или сторонами; эпитет – красочное
прилагательное, через которое выражается
авторское отношение к предмету).
5.Риторические вопросы.
6.Парцелляция. (Приём расчленения
фразы на части или даже на отдельные
слова в виде самостоятельного неполного
предложения. Её цель придать речи
интонационную экспрессию путём её
отрывистого произнесения.)
7.Анафора (одинаковое начало
предложений).
8.Эпитеты.
9. Олицетворение.
10. Сравнение.
11.Инверсия
IV. Слово учителя.
Заключительные строки «Мертвых душ» связаны с темой России, с размышлениями автора о русском национальном характере, о России-государстве. В символическом образе птицы-тройки выразилась вера Гоголя в Россию как государство, которому предназначена свыше великая историческая миссия. Вместе с тем прослеживается мысль о самобытности пути России, а также мысль о сложности предвидения ее судьбы. Язык произведения помогает увидеть особое восприятие писателем этих проблем
Что Гоголь хотел сказать в своих отступлениях? Писатель не мог дать ответ на многие вопросы, поставленные в поэме.
Раздумья Гоголя о судьбах народа неотделимы от размышлений о судьбах Родины . Трагически переживая положение России, отданной во власть «мёртвым душам», писатель обращает свои светлые и оптимистические надежды к будущему. Выразительные средства тому подтверждение. Но, веря в великое будущее Родины, Гоголь, неясно представлял себе тот путь, который должен привести страну к могуществу и процветанию.
V.Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение о языке лирического отступления в 7 главе поэмы «Мертвые души».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СЛАЙД 2 Тема урока: «Язык художественного произведения. Анализ лирических отступлений 11 главы поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
СЛАЙД 3 Тропы — это такие речевые обороты, которые основываются на употреблении слов в переносном значении. Они используются для усиления выразительности речи пишущего или говорящего.
СЛАЙД 4 П лан анализа 1 . Место и роль эпизода в композиции произведении. 2. Тема эпизода. 3. Герои. 4. Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий). 5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения: – через обстоятельства; – через конфликт; – через описания; – через монолог; – через диалог; – через поступки и психологию героев. 6. Манера повествования, стиль писателя. 7. Ключевые слова. 8. Особенности языка. 9. Средства художественной выразительности. 10. Средства создания подтекста. 11. Образ автора, авторская позиция. Оценочная позиция автора сочинения.
СЛАЙД 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в МОУ ДОД «Детская художественная школа №4» г.о. Саранска по декоративной композиции Преподаватель Асабова И.Г.
Тема: Животный мир. Стилизация, симметрия, декоративность выполнения бабочки. Цель урока: Формирование и развитие эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.Обо...
План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"
План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"...
План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."
На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....
Конспект открытого урока по родной литературе для 5 классов
Предмет: Якутская литература. Тема урока: "Поэзия - состояние души" («Хо´оон - дуу´а хамсаа´ынын таайыы») для 5-х классов. Учитель: Павлова Мария Егоровна, учитель якутского языка и литературы МБОУ-Ко...
7 класс. Методическая разработка Открытого урока чтения «Образ учителя в художественной литературе».
Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
конспект открытого урока пр родному (татарскому) языку в 5 классе
приложение к открытому уроку "Иҗек. Иҗек калыплары" 5 класс...
Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"
Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"...