Конспект урока в 5 классе Учителя русского языка и литературы Шепелевой А. Б. .Орфография. Правописание слов с ъ и ь Употребление Ь и Ъ знаков в словах
план-конспект занятия (5 класс) на тему

данный материал поможет преподавателям 5 класса в проведении урока по фонетике

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект урока в 5 классе

Учителя русского языка и литературы Шепелевой А. Б.                                                     .Орфография. Правописание слов с ъ и ь

Употребление Ь и Ъ знаков в словах

Писать безграмотно- значит посягать на время людей,

к которым мы адресуемся.

Л.В.Щерба

Цели урока:

1.Учебные:

а) повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь знаков;

б) формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков.

2.Развивающие:

а) развивать умение  отличать употребления Ъ и Ь знаков в словах;

б) уметь применять знания теоретического материала в письменной речи.

3.Воспитательные:

а) воспитывать стремление к грамотной речи;

б) воспитывать гордость за свой язык и его неповторимость.

Задачи:

а) продолжить работу по отработке умения работать в группах, формировать навыки сотрудничества;

б) создать условия комфортности и успешности обучения на данном уроке.

Оборудование:

1. Компьютерная презентация

2.  Проектор

3. Тексты для индивидуальной и парной работы

4. Рисунки учащихся с изображением Ъ и Ь  

Виды деятельности на уроке:

1. Эвристическая беседа

2. Сообщение учащегося (с элементом исследования)

3. Представление компьютерной презентации

4. Работа учащихся у доски.

5. Индивидуальная и парная работа на местах

6. Дифференцированное домашнее задание

7. «Творческая мастерская» (стихотворения  ребят о Ъ и Ь)

8. Работа с учебником

Ход урока

  1. Орг.момент. Эмоционально-положительный настрой на работу (У нас всё получится, а если будут ошибки, то мы их обязательно постараемся  исправить).
  2. Работа с эпиграфом

Сегодняшнее занятие я хочу начать с высказывания Льва Владимировича Щербы

(Учитель читает эпиграф, помещённый на втором слайде презентации).

Как вы понимаете смысл сказанного?

(Безграмотная речь мешает общению, пониманию сообщаемого).  

А что значит грамотно писать?

Какой раздел лингвистики отвечает за правописание слов в русском языке?

(Орфография)

А что изучает графика?

(Оформление звуков речи буквами)

Эти разделы тесно связаны между собой. Почему?

(Письменную речь мы оформляем буквами, соблюдая при этом орфографические нормы).

Сегодняшний урок в очередной раз послужит подтверждением этому.

2. Учитель говорит тему урока (открывается первый слайд). В рабочих тетрадях записывается дата, тема урока.

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

(О правописании Ъ и Ь знаков, условиях выбора употребления их в словах).

Какие цели стоят перед нами?

(Открывается слайд №3, учитель читает и комментирует цели урока).

Для достижения этих целей нам необходимо решить несколько задач.

(Открывается слайд №4).

3. Работа с компьютерной презентацией .

Русский язык- это сокровищница, бездна неизведанных тайн. Чтобы чуть-чуть приоткрыть одну из них, мы начнём разговор со страницы истории…

(Ученик озвучивает результаты своей небольшой исследовательской работы: знакомит ребят с историей создания русского алфавита и ролью Ъ и Ь знаков в славянской азбуке, делает выводы об употреблении этих букв в старославянских словах).

(Открываются поочерёдно слайды с 5 по 8).  

4. Практическая работа (индивидуальная работа на местах и у  доски)

Буквы Ъ и Ь живут  в русском алфавите, они не обозначают звуков, но выполняют на письме очень важную роль (Слайд №9) 

На слайде помещено несколько слов. Что объединяет эти слова с точки зрения написания?

(Во всех есть Ъ)

Запишите эти слова в тетрадь и выполните морфемный разбор.

(Один учащийся выполняет работу на интерактивной доске).

Внимательно посмотрите на морфемный разбор этих слов.

Сделайте вывод о том, какую роль выполняет Ъ и когда он употребляется.

(Выполняет разделительную роль. Употребляется после приставок на согласную букву, перед гласными Е,Ё,Ю,Я).

На закрепление вывода даётся небольшое задание (Слайд №10 «Лишнее слово»)

Из трёх слов с пропущенной орфограммой найдите лишнее.

(Слово «сэкономить», перед гласной Э не пишется Ъ)

Вспомните, кроме функции разделения есть ещё какая-нибудь у Ъ?

(Нет)

5. Работа с учебником

У мягкого знака работы больше. Почему?

Поможет вам ответить на этот вопрос материал учебника на странице 86 параграфа 16.

Внимательно прочитайте текст параграфа и сделайте вывод о том, какую роль в словах может выполнять Ь. Подтверждайте свои выводы примерами.  

(Обобщая материал учебника, ребята делают вывод, что Ь выполняет в словах 3-и функции: показывает мягкость согласного, указывает на грамматические признаки и формы, разделяет гласный и согласный)

6. Практическая работа

Чтобы проверить усвоение материала учебника, я предлагаю вам сделать следующее задание.

(Открывается слайд №11, раздаточный материал с предложениями и сводной таблицей лежит на парте у каждого ученика. Эта работа проводится  в парах с взаимопроверкой. Варианты правильных ответов отображаются на слайде №12).

В  представленных предложениях необходимо найти слова с Ь и распределить их в таблице по трём колонкам (в зависимости от выполняемой функции).

Сформулируйте правило употребления разделительного Ь, пользуясь словами-примерами из третьей колонки таблицы.

Что объединяет разделительные Ъ и Ь в разделе «Фонетика»?

(Они не обозначают звуков и указывают на спрятавшийся звук Й перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И).  

7. Динамическая пауза

Закройте глаза, представьте самого близкого и дорогого вам человека. Улыбнитесь ему, вложив в свою улыбку всю любовь и нежность. Откройте глаза. А теперь повернитесь друг к другу лицом, пожмите левую руку, правую: «Как хорошо мы поработали! Поздравляю!»

8. Слуховой диктант (Заранее дети приготовили карточки с Ъ и Ь)

Давайте проверим вашу память и умение определять условия выбора разделительных Ъ и Ь.

(Учитель диктует слова: въехал, съёжился, келья, объяснить, барьер, морж, скучно.

Ребята поднимают необходимую карточку. Ошибившийся комментирует свой выбор).

9. Подведение итогов урока

Очень часто мы допускаем ошибки в словах с разделительными Ъ и Ь.

От чего зависит условие их выбора? Что необходимо видеть в слове?

(Морфему!)

Давайте обобщим материал сегодняшнего урока и ещё раз сделаем выводы об употреблении Ъ и Ь знаков в словах.

(Ребята делают выводы, открываются слайды №13,14)

10. Дифференцированное домашнее задание  

I.Подобрать 12 слов для словарного диктанта на правописание Ъ и Ь,

записать в рабочую тетрадь с обозначением орфограммы.

II.Написать сочинение-миниатюру, объяснив смысл пословицы «Грамоте учиться- всегда пригодится».

III.Выполнить упражнение №250 с.94 из учебника.  

11. «Творческая мастерская»

Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось стихотворением о Ъ и Ь знаке.

  

             В стране Русский Язык,

В городе Алфавите

Живут два брата-двойняшки,

Носят одинаковые рубашки.

У одного хохолок на голове,

А другой лысый вообще.

Хоть они друг на друга похожи,

Их характеры совершенно не схожи.

Младший брат весельчак и добряк.

И зовётся он Мягкий Знак.

Он ласков и добродушен.

И всегда во всём послушен!

Старший брат строг и суров,

Не говорит много слов.

И во всех он делах упёртый!

И зовётся он Знаком Твёрдым.

Но живут вместе братья дружно,

Не встают в те слова, где ненужно!

Чётко правила соблюдают

И друг другу в делах не мешают.

Если ты эти правила будешь знать,

То учёба пойдёт на «пять»!

 

Примечания к уроку

Для контроля знаний я  предложила ребятам выполнить тесты (дифференцированные с учетом подготовленности обучающихся) по повторенному и обобщённому материалу по теме «Употребление Ъ и Ь знаков в словах».

Эта работа выполнялась с использованием презентации и раздаточным материалом.

Тесты выполняются индивидуально, с самопроверкой. (Открывая слайд №17, ученику предлагаем проверить свою работу. Слайд №18 помогает ребятам объективно оценить свои знания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса. Учителя русского языка и литературы МКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа» Домниной Ирины Хабибуловны.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по литературе для 8 класса,учителя  русского языка и литературыМКОУ «Новослободская  средняя общеобразовательная школа»Домниной Ирины Хабибуловны....

Рабочая программа по русскому языку для 5 классов учителя русского языка и литературы МБОУ МО г. Нягань «СОШ№4» Андреевой Альмиры Даниловны

Данная программа рассчитана на изучение русского языка в 5 классе на базовом уровне и составлена в соответствиями с положениями Федерального государственного образовательного стандарта общего образова...

Рабочая программа по литературе для 5 классов учителя русского языка и литературы МБОУ "МО г. Нягань "СОШ№4" Андреевой Альмиры Даниловны

Данная рабочая программа рассчитана для изучения литературы в 5 классе на базовом уровне и составлена в соответствии с положением ФГОС общего образования....

Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 класс Учитель русского языка и литературы - Карнаухова Анна Романовна

Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 классУчитель русского языка и литературы -  Карнаухова Анна Романовна...

МОУ» ФИЛИМОНОВСКАЯ СОШ» Урок русского языка в 9 классе . Учитель русского языка и литературы : Мешкова В.Н.

Урок - обобщение "Повторение сложноподчиненных предложений по их значению"Цели урока:1. обобщить и систематизировать полученные знания по теме,2. уметь распознавать СПП,3. определять вид при...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы: Тупикова О.А. Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей.

Урок в 5 классе Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей построен с учётом индивидуальных особенностей учащихся. В уроке испо...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы: Тупикова О.А. Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей.

Аналитическая запискаУсольский районМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Большееланская средняя общеобразовательная школа»Тупикова Оксана Александровна, учитель русского ...