РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ
методическая разработка по русскому языку по теме

Логинова Людмила Ивановна

Главное на уроке русского языка, по-моему, постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и открытия, свои маленькие «открытия», пусть уже сделанные кем-то из больших ученых. Язык наших писателей, русских классиков, призван прежде всего поражать и вызывать желание подражать. Ведущим на уроке русского языка, в этом я сегодня глубоко убеждена, должно быть обращение к текстам больших художников слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Описание предложенного материала                                        стр.3-5

2.Методические рекомендации                                                стр.6-14

2.1.Конспект урока                                                                 стр.6-11

2.2.Фрагменты отдельных уроков                                                 стр.12-14

3.Список литературы                                                         стр.15

4.Приложения                                                                стр.16-18

Есть замечательные слова Н.В.Гоголя, с которых начинаю новый учебный год в каждом классе: «Перед вами громада - русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».

Главное на уроке русского языка, по-моему, постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и открытия, свои маленькие «открытия», пусть уже сделанные кем-то из больших ученых. Язык наших писателей, русских классиков, призван прежде всего поражать и вызывать желание подражать. Ведущим на уроке русского языка, в этом я сегодня глубоко убеждена, должно быть обращение к текстам больших художников слова.

На протяжении многих лет работаю с художественным текстом на уроках русского языка. Старые учебники русского языка, особенно для национальных школ, практически лишены художественных текстов, они не давали того материала, на котором можно «изловить чудные законы языка» и прийти к пониманию его правил и его системы. Для исследования текстов использую образцы мастеров слова, публикации журналов «Русская словесность», «Русский язык в школе», приложение «Русский язык» к газете «Первое сентября», а также тексты о традициях татарского народа, известных писателях, художниках Татарстана. Работаю по программе М.М.Разумовской и П.А.Леканта. Эта система, направленная на интенсивное развитие речи, на ознакомление детей с отечественной лингвистикой, на внимание к внутренней форме слова, органично включает в себя задачу комплексного анализа художественного произведения. Учебник русского языка под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта предлагает много интересных заданий, текстов для наблюдений и анализа. Хотелось и свои задания придумывать в предложенном ключе, развивая у учащихся исследовательские умения, а также умения различной информационной переработки текста, и обменяться некоторым опытом работы с художественным текстом с коллегами, молодыми специалистами.

Начиная свою деятельность учителем русского языка и литературы в национальной школе, где язык русский является вторым родным языком для учащихся, заметила, что дети (татары, башкиры по национальности) плохо владеют русской речью, допускают речевые, грамматические, орфографические ошибки, связанные с языковой системой родного языка, затрудняются оформлять свои мысли как в устной, так и письменной форме. Еще тогда задалась вопросами: как научить детей нерусской национальности пользоваться этим уникальным инструментом познания, развития – русским языком? Как облегчить детям восприятие темы урока, её понимание и закрепление? Как научить школьника грамотно оформлять мысли для успешной работы по всем предметам, в занятиях по интересам, в самообразовании, в общественной и трудовой деятельности, в разных жизненных ситуациях? Цель – научить свободно владеть русским языком нерусских детей, пользоваться им, полноценно освоив его, - стала главной в моей дальнейшей работе. В достижении этой цели помогает работа с художественным текстом. Работа с текстом помогает воспитывать в учащихся вкус к настоящему художественному слову, почувствовать красоту и богатство русского языка, увидеть, как «живут» изучаемые языковые явления в тексте. Работа с текстом как в средних, так и в старших классах очень важна. Удачно подобранный текст – научно-популярный или художественный – содержит интересную и полезную информацию или неожиданную языковую находку; эстетически ценен и насыщен каким-то грамматическим материалом; является образцом для подражания. Главное на уроке – исследование языкового материала, частичный или всесторонний анализ образцового текста.

Считается, что ничто не должно отвлекать ученика от учебной орфографической, пунктуационной или грамматической задачи – даже содержание. Но это относится к начальным этапам освоения темы. Позже, на уроках обобщения темы, нужен текст, который помогает решать множество задач: 1) отрабатывать навыки по конкретной теме; 2) систематически повторять изученные орфографические и пунктуационные правила; 3) постоянно обогащать словарный запас школьников; 4) делать наблюдения за строением текста; 5) контролировать понимание прочитанного и другие.

Как известно, последнее задание теста, предлагаемого на ЕГЭ, - это сочинение – рассуждение. Чтобы создать свой текст, выпускник должен глубоко и полно понять смысл исходного текста и оценить форму выражения мысли в нём. Поэтому работа с текстом на уроке русского языка раскроет многие секреты «техники» создания своего текста на ЕГЭ. В идеале каждый урок русского языка должен включать в себя работу с текстом.

Учащимся больше нравится работать на уроке с интересным текстом, чем просто с учебным материалом.

В заключение - некоторые выводы - рекомендации:

* использовать тексты можно на любом уроке и в любом классе, начиная уже с 5 класса;

* уместно использование текста также на любом этапе урока;

* тексты стараться подбирать с учетом темы урока; в старших классах – чаще публицистические тексты и, как правило, проводить специальные уроки – исследования изучаемых грамматических явлений в художественной и публицистической речи;

* учащиеся могут сами придумывать вопросы и задания к текстам и создавать свои тексты;

* предлагаемые далее тексты можно использовать как в классной, так и в домашней работе, а также при коллективной, групповой и индивидуальной работе с учащимися.

Главное – идея совместного поиска, когда в процессе обсуждения и учитель, и ученик начинают видеть в тексте такое, что не замечали раньше. Надо приучать детей «всматриваться и вдумываться в средства, представляемые языком для выражения мысли». (И.И.Срезневский.)

В качестве конкурсного материала представляю методические рекомендации по развитию исследовательских умений на уроке русского языка в 6 классе по теме «Словообразование имен существительных и имен прилагательных», а также фрагменты отдельных уроков с использованием художественных текстов:

1. Текст стихотворения И.Бунина «Рассвет» и вопросы к нему – по теме «Типы односоставных предложений» в 8 классе;

2. «Осенняя росинка» М.Пришвина. Текст и задания к нему для использования в 5 классе при изучении темы «Простое предложение»;

3. Текст К.Паустовского об «осенних» картинах И.Левитана на обобщающих уроках по теме «Однородные члены предложения» в 8 классе.

2. Методические рекомендации по развитию исследовательских умений на уроке русского языка в 6 классе.

2.1. Конспект урока

Тема: Словообразование имён существительных и прилагательных.

Цели:

1) обучающие:

-закрепление знаний о способах образования слов;

-повторение основных морфологических признаков;

-повторение значений словообразовательных суффиксов;

-тренировка в правильном написании суффиксов;

2) развивающие:

-умение исследовать текст с точки зрения заданной темы;

-совершенствование навыка многостороннего языкового анализа слов на основе словообразовательной модели;

-умение свободно ориентироваться в художественном тексте;

-умение строить словообразовательную цепочку;

3) воспитывающие:

-поддержание интереса учащихся к изучению русского языка;

-формирование интереса к чтению.

Оборудование: художественный текст – отрывок из рассказа Вячеслава Карпенко «Вожаки», толковые словари, памятка со значением суффиксов, рабочие тетради.

Тип урока: урок-исследование.

Обоснование актуальности типа урока.

Обычные стандартные уроки сегодня не вызывают у учащихся никакого интереса. Дети без всякого желания выполняют упражнения учебника, заучивают правила, чтобы получить хорошую отметку. Современный урок русского языка является моделью исследовательской работы, ведущей ребёнка по пути самостоятельного открытия нового, а учебная деятельность направляет его на поиски этого пути. Поэтому любой ученик на таком уроке становится успешным. Урок-исследование предоставляет ученикам возможность самовыразиться, проявить самостоятельность, творческие способности. На таком уроке развиваются у учащихся исследовательские умения, наблюдение, умение строить гипотезы, развивается аналитическое мышление. Данный урок в 6 классе – один из многих в системе уроков по русскому языку при работе с художественным текстом.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя.

Урок-исследование. Как вы себе представляете такой урок? Что значит слово «исследовать»? (словари открыты на этом слове)

ИССЛЕДОВАТЬ         1. Подвергнуть научному изучению.

                        2. Осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-нибудь.

Оформление тетрадей и доски.

Двадцать второе октября.

Словообразование имён существительных и имён прилагательных (обратить внимание на правописание слов «словообразование», «прилагательных», как объяснить?)

II. Постановка целей и задач, мотивация.

Учитель: Вот он текст перед вами. Его мы и будем исследовать. Чему бы вы хотели научиться на уроке, если тема нам известна? Что хотелось бы вам извлечь из этого текста, если вы знаете способы образования слов?

Ученик: -хотел бы научиться находить слова в незнакомом тексте, которые образованы разными способами;

-узнать, какую роль играют суффиксы или приставки в словах и что они обозначают?

-обогатить свой словарный запас новыми словами;

-научиться выполнять правильно словообразовательный разбор и др.

Учитель: Я попытаюсь вам помочь погрузиться в этот текст, изучить его, найти ответы на ваши вопросы и, чтобы вам не показалась работа на уроке слишком легкой, усложнять задания.

III. Работа с текстом. (текст смотри в приложении №1)

Учитель: Я предлагаю вам этот текст и хочу, чтобы он вам понравился, как и мне.

1.

* Чтение текста.

-Кто прочитает лучше всех?

* Беседа по тексту.

- О чём текст?

- Передайте содержание прочитанного в 2х-3х предложениях.

* Словарная работа.

- Встретились ли новые слова? Выпишите, посмотрите по словарю.

- Как бы вы объяснили слова: матёрый (о звере), раскосые (глаза), бдительное (око матери), толчея (толкотня)?

2. Повторение ранее изученного.

- Назовите по ходу чтения текста имена существительные и имена прилагательные, так как эти части речи у нас заявлены в теме урока. (Отвечают двое, остальные внимательно следят, дополняют.)

3. Проверка домашнего задания.

- В теме урока ещё одно слово – словообразование. Расскажите о способах образования слов. (При ответе можно пользоваться схемой- памяткой. Лучше- по памяти, так как это было домашним заданием – составить рассказ на лингвистическую тему.)

4. Подтвердите свой лингвистический рассказ примерами из текста.

1. Выпишите только из I – III абзацев примеры на:

        - приставочный способ (привела, неровным);

- суффиксальный способ (волчонок, волчица, оленёнок, головастый, горной,  

материнских);

- сложение (водопад, розово-каменной, нескладёныш-щенок, чёрно-рыжей).

        * При проверке называть словообразовательную цепочку (выборочно).

2. На какой способ слов оказалось больше всего? (СУФФИКСАЛЬНЫЙ)

- Что такое суффикс? Дайте определение.

- Слов с какими суффиксами в тексте много? (с уменьшительно-ласкательными).

Назовите из I, II, V абзацев слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами,

выделите суффиксы (оленёнок, волчонок, речки, копытцами, ножки, мордочку,

ушки).

* Можно ли сделать вывод, что слова с уменьшительно-ласкательным суффиксами

придают тексту выразительность?

* А ещё для чего автор употребляет так много уменьшительно-ласкательных слов? (выразить своё отношение; передать идею текста).

- Найдите в тексте слова с другими суффиксами. Какое значение имеют эти суффиксы?

-ин-         материнских

-ск-         райская

-н-         горной, отвесной

-аст-         головастой

-ист-         волнистой

-ян-         багряной

        (см. памятку со значениями суффиксов – приложение №2)

5. Что такое словообразовательная модель? (СХЕМА, ОБРАЗЕЦ ПОСТРОЕНИЯ

     СЛОВА)

        * О чем могут рассказать следующие словообразовательные модели:

        

  1. ∩о∩ом – существительное мужского рода, 2 склонения, единственного числа,  в

творительном падеже.

2. ∩ица – существительное женского рода, 1 склонения, единственного числа, в именительном падеже.

3. ∩о-∩ей – прилагательное, сложное, женского рода, единственного числа, в творительном падеже.

4. ¬∩ом – существительное мужского рода, 2 склонения, единственного числа, в творительном падеже.

5. ∩ская – прилагательное женского рода, единственного числа, в именительном падеже, относительное.

6.Совершенствование умений и навыков.

1. Графический диктант.

1. ∩٨□                        1. оленёнок

2. ∩٨٨□                2. видевшей

3. ∩٨٨□                3. опасности

4. ∩о∩□                4. плоскогорье

5. ∩□                        5. ветром

6. ¬∩٨٨□                6. пролетела

7. ¬∩٨٨□                7. заметил

        2. Словообразовательный разбор.

        * Для чего нужен словообразовательный разбор? (правильно выполнять

морфемный разбор, правильный разбор – верное написание)

                

                радостно ← радостный ← радость ← рад

                трещина ← трещать ← треск

                трепещущий ← трепетать ← трепет

        3. Словарный диктант (VIII абзац, самопроверка)

        Стройный оленёнок, подняла волчонка, приглашал порезвиться, разноцветьем трав, не напоминал, заставляли кувыркаться, был стройно-стремительным, довольны друг другом, перевешивала, было весело и радостно, увёртывались.

7. Выводы.

        1. Чему научились на уроке?

        2. Понравился ли текст? Чем?

8. Рефлексия.

        - мы, действительно, исследовали текст и узнали, что в нём очень много слов с

различными суффиксами, которые придают тексту особую выразительность;

        - исследуя текст, поняли, что данный текст интересен не только содержанием, но и

своим языком;

        - очень понравился текст. На уроке научился составлять словообразовательную

цепочку;

        - тема понятнее тогда, когда она находится в интересном тексте;

        - поняла, что для правильного написания слова необходимо знать и уметь выделять

части слова. Текст хочется прочитать полностью.

9. Домашнее задание.

* Рассказ прочитать полностью к уроку внеклассного чтения по литературе. Рассказ опубликован в сборнике: Земля – наш дом. Сборник/Сост. А.И.Алексеева и Ю.М.Головина; Под общей редакцией А.С.Онегова. – М.: Молодая гвардия, 1983. стр.87.

2.2. Фрагменты отдельных уроков

ФРАГМЕНТ 1

«Рассвет»

Высоко поднялся и белеет

Полумесяц в бледных небесах.

Сумрак ночи прячется в лесах.

Из долин зеленых утром веет.

Веет юной радостью с полей.

Льется, как серебряное пенье,

Звон костела, славя воскресенье.

Разгорайся, новый день, светлей.

Выйди в небо, солнце, без ненастья,

Возродися в блеске и тепле,

Возвести опять по всей земле,

Что вся жизнь – день радости и счастья.

(И. Бунин)

1. Сосчитайте количество предложений в тексте.

2. Есть ли среди них сложные?

3. Все ли типы односоставных предложений встретились в записанном тексте?

4. Каких нет? Как определили?

5. Определите, чем выражены главные члены предложения.

6. Сделайте синтаксический разбор предложения.

7. Почему в тексте много обращений?

8. «Соберите» и графически обозначьте орфограммы (например, серебряный, юный, разгорается, возродился, возвести и т.д.).

9. «Соберите», устно объясните пунктограммы.

10. Найдите по одному словосочетанию с различными видами связи.

11. Сосчитайте количество найденных вами орфограмм и пунктограмм.

ФРАГМЕНТ 2

«Осенняя росинка».

Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи собирают упавшие зерна на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает.

(М.Пришвин)

* Какие слова показались вам необычными? Догадались ли вы, что они означают? Каково их лексическое значение? Почему именно эти глаголы использовал писатель? Постарайтесь подобрать синонимы.

* Грустная или веселая картина представляется вам, когда вы читаете эти строки? Почему?

* как, по-вашему, почему иная росинка … весь день просверкает на листе?

* Представьте, что вам нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам понадобятся для рисунка? Почему?

* Подчеркните грамматические основы предложений. Чем первое предложение отличается от остальных?

* Сделайте морфемный разбор слова росинка и определите значение суффикса.

* Объясните написание слов с разделительным мягким знаком.

* Написание каких орфограмм вам бы хотелось уточнить? Что вас затруднило?

ФРАГМЕНТ 3

1. Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.

2. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, самого дорогого и мимолетного времени года.

3. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. 4. Рощи делались сквозными. 5. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. 6. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. 7. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. 8. Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.

9. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. 10. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. 11. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.

12. На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые берёзы, ещё не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лёд; косматые дожди над лесными порубками.

13. Но на всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

(К.Паустовский)

* Озаглавьте текст.

* Определите стиль текста.

* Сколько предложений осложнено однородными членами?

* Укажите номера предложений с однородными сказуемыми.

* Найдите предложения, в которых однородные члены распространены.

* Укажите предложения, в которых встречается несколько рядов однородных членов.

* Начертите схемы предложения с обобщающим словом при однородных членах.

 

Список литературы

1.         Учебники русского языка под редакцией М.М.Разумовской и

П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2008.

2.         Журнал «Русская словесность». Издательство «Школа-Пресс», 2007.

3.         Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык».

Издательский дом «Первое сентября», 2008.

Приложение 1

Глава VI, отрывок из рассказа Вячеслава Карпенко «Вожаки».

I. Мать подняла волчонка по трещине в почти отвесной стене над водопадом бурлящей горной реки.

II. И другая мать привела оленёнка по той же знакомой ей осыпающейся розово-каменной трещине.

III. Они встретились – волчонок и оленёнок. Когда волчица ушла с матёрым на охоту, головастый круглый щенок, которому теперь с избытком хватало и молока и мяса и который все ещё поскуливал, вспоминая недавнюю толчею возле материнских сосков, этот нескладёныш – щенок вылез из-под камня и пустился за черно-рыжей бабочкой, вначале напугавшей его неровным своим полетом.

IV. …Олененок исчез из-под бдительного ока матери, не видевшей никакой опасности на плавном волнистом плоскогорье с высокой, ветром колеблемой травой. Оленёнок тоже заметил бабочку. Райская черно-рыжая бабочка пролетела между волчонком и оленёнком.

V. На полном скачке оленёнок затормозил всеми четырьмя копытцами да так и остался стоять, выставив вперед прямые тонкие стройные ножки, расставив их и склонив вопросительно мордочку с замшевыми ушами. На полном бегу прилёг, вжался в землю волчонок, прижав треугольники ушек к лобастой, перевешивающей все тело голове и прикрыв вздернутые раскосые глаза.

VI. Они обнюхивали друг друга: от обоих ещё пахло материнским молоком.

VII. Стоял июнь – кто, скажите мне, враждует, кто угрожает и кто пугается в июне и в жаркий багряный трепещущий полдень?

VIII. Оленёнок помчался по кругу, приглашая нового приятеля порезвиться. Помчался за ним волчонок. Они менялись местами, увертывались от шутливых наскоков, они были довольны друг другом, самими собой, разноцветьем приминаемых трав, учащённостью возбуждённо – беззаботного дыхания. Волчонок почти ничем ещё напоминал будущего Вожака, лапы были расхлябаны и пока подводили хозяина, заставляли кувыркаться, голова перевешивала и мешала, силёнки убывали в весёлом возбуждении слишком быстро. А оленёнок и сейчас был стройно – стремительным. Им было весело и радостно.

Приложение 2

Словарик значения морфем.

Приставки.

без- ( бес-) – «отсутствие чего-либо»: беспорядок

в- ( во-) – «движение внутрь»: влететь

до- - «закончить действие»: дописать

за- - «начало действия»: закричать

на-   -         1) «полнота действия»: наговориться

2) «находиться поверх чего-либо»: нарукавник

над- (надо-) – 1) «добавить, увеличить»: надстроить

                 2) «неполнота действия»: надкусить

                 3) «выше чего-либо»: надземный

не- - «противоположность»: недруг

от- (ото-) – 1) «закончить действие»: отцвести

                2) «удалить, устранить»: отъехать

пере- - 1) «сделать заново»: переписать

         2) «движение через что-то»: переползти

под- ( подо-) – 1) «дополнить, добавить»: подсыпать

                  2) «приблизить»: подбежать

                  3) «находиться ниже чего-либо»: подводный

пре-  - 1) «высшая степень качества»: преувеличить, превредный

2) «движение через что-то» (синоним пере-): прервать, преступить

при- - 1) «приближение, присоединение»: привязать

        2) «неполнота действия»: прикрыть

        3) «закончить действие»: прикрыть, приглушить

про- - 1) «движение сквозь что-то, мимо чего-либо»: пробежать, протянуть

        2) «закончить действие»: прочертить, прострочить

с- - «движение сверху вниз»: сползти, скатиться

у-    -         1) «удалиться, устраниться»: убежать, уехать

        2) «усилить»: углубить, укоротить

Суффиксы существительных.

-арь (□)   –          1) «лицо, профессия»: библиотекарь

                2) «предмет»: словарь

-ач (□)   –  «лицо, профессия»: скрипач

-ени (е) (□)   –  сущ. с отвлечённым значением: деление

-ёр (□)   –  «лицо, профессия»: шахтер

-ец (□)     –          1) «лицо»: горец

                2) «уменьшительно-ласкательный»: морозец

-изн (а) (□)   –  сущ. с отвлечённым значением: белизна

-ик (□)     –          1) уменьшительно-ласкательный: столик

                2) «лицо»: старик

-ист (□)   –  «лицо»: тракторист

-ишк (а) (□)   –  уменьшительно-ласкательный: братишка

-ищ (е) (□)   –  «большой, огромный»: домище

-к(а) (□)     –          1) уменьшительно-ласкательный: ножка

                2) сущ. со значением действия: поездка

-ник (□)    –          1) «лицо, профессия»: дворник

                2) «помещение»: скворечник

-онок, -ёнок (□)   –  «детёныш животного»: львенок

-от (а) (□)   –  сущ. с отвлечённым значением: слепота

-ость (□)   –  сущ. с отвлечённым значением: смелость

-тель (□)   –  1) «лицо, профессия»: учитель

                2) «предмет»: переключатель

-ушк (а) (□)   –  уменьшительно - ласкательный: бабушка

-чик (□)    –          1) «уменьшительно - ласкательный»: колокольчик

                2) «лицо, профессия» - переводчик

-ун (□)   –  «лицо»: молчун

Суффиксы прилагательных.

-еньк (ий) - уменьшительно - ласкательный: синенький

-оват (ый) – «немного…», «слегка…»: кисловатый

-ск (ий) – «принадлежность»: русский

-ан- (-ян-) – материал, из которого сделан предмет

 – относящийся к чему-нибудь

-ин – принадлежность (чей?)

-ляв – имеющий какое-либо свойство

-ист – имеющий какое-либо свойство

-аст – имеющий какое-либо свойство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Творческая мастерская как фактор развития исследовательских компетенций на уроках русского языка"

Тема исследования: «Творческая мастерская как фактор развития исследовательских  компетенций на уроках русского языка» Выбор данной темы обусловлен рядом существующих проблем и проти...

«Творческая мастерская как фактор развития исследовательских компетенций на уроках русского языка» Презентация к проекту

Данная презентация прикреплена к теме проекта  «Творческая мастерская как фактор развития исследовательских  компетенций на уроках русского языка»...

Конспект урока русского языка "Роль прилагательных в художественном тексте. 6 класс" и презентация к нему

Урок позволяет раскрыть возможности использования имён прилагательных при построении  художественного  текста, закрепить представление об эпитете, учит различать тексты разных стилей и типов...

Технология проблемного обучения как средство духовно-нравственного развития личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.

В данной статье обобщен опыт работы по применению технологии роблемного обучения на уроках литературы в 5-9 кл.Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять...