Урок русского языка по теме "Анализ текста А.Дементьева "Лебединая верность"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Мордовская Людмила Михайловна

Технологическая карта урока по ФГОС. Анализ  текста Андрея Дементьева "Лебединая верность" может проводиться в среднем звене. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

Учитель: Мордовская Людмила Михайловна

Класс: 7

Учебный предмет: русский язык 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Тема урока: Анализ  текста стихотворения А.Дементьева «Лебединая верность»

Цели урока:

деятельностная: формирование у учащихся  способов действия, связанных с анализом текста,  поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию), проблемной и коммуникативной. 

содержательная: создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстами разных стилей.

личностная:

Этап урока

Цель

Создание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

  1. Организационный момент.

Формирование эмоционального настроя на урок

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, оформление записей в тетради.

Обучающиеся проверяют  правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Формирование  эмоционального настроя на урок(Л)

Взаимодействие с учителем.(К)

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.(Р)

  1. Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации

Прогнозирование по названию (данный прием акцентирует внимание на названии произведения)

- ребята, сегодня мы будем читать стихотворение А. Дементьева, которое называется «Лебединая верность» .(См. Приложение) Как вы думаете, сможете ли вы по названию угадать, о чем пойдет речь в рассказе?

Вовлекаются в  работу по прогнозированию сюжета стихотворения.

Умение прогнозировать

сюжет произведения (П).

Умение отбирать и сопоставлять полученную

информацию (П),

  1. Подготовка к основной теме урока. Погружение в контекст.

Поиск решения учебной задачи

Учитель организует чтение стихотворения по строфам. По мере чтения предлагает учащимся предположить, что же будет дальше.(Чтение с остановками)

Учащиеся высказывают предположения, пытаясь обосновать свое мнение информацией из уже прочитанного текста

Умение прогнозировать

сюжет произведения (П).

  1. Осмысление

Соотнесение новой информации с имеющимися знаниями

Задание №1. Составьте простой план текста.

Задание учит вести поиск необходимой информации в тексте, выделяя его основные структурно-содержательные части.

Работа в парах.

Учащиеся составляют план текста.

Примерный план:

  1. Счастье лебедей.
  2. Неожиданный выстрел.
  3. Гибель лебедя - самки
  4. Сила лебединой  любви.

Умение составлять простой план текста (ПР)

Планирование учебного сотрудничества с соседом по парте (К)

Выстраивание своих действий в определённой последовательности(Р)

Задание № 2

С какой целью автор рассказывает нам о гибели птиц?

1) чтобы показать красоту природы

2) чтобы показать, как  жесток мир;

 3) чтобы показать силу любви птиц;

 4) чтобы рассказать о жизни птиц;

5) чтобы люди задумались о своих поступках.

Задание направлено на проверку умения понимать задачу речи, выделять основную мысль в тексте.

Коллективное обсуждение.

Учащиеся анализируют каждый из предложенных вариантов ответа, выбирают верный (вариант 3)

Умение выделять основную мысль в тексте, понимать цель высказывания (П, К)

Оценка поведения героя в конкретной ситуации(Л).

Умение эмоционально реагировать на прочитанное (К).

Задание № 3

Какой тип речи выбирает автор, чтобы поведать историю гибели величавых птиц? Почему использовал в этом тексте тип речи повествование?

Задание направлено на формирование умения соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения.

Коллективное обсуждение.

В процессе обсуждения учащиеся формулируют примерный ответ:  автор использовал в этом тексте тип речи повествование, потому что ему важно было рассказать о событиях, о неожиданной гибели птиц. Именно цепь событий передаёт основную мысль автора о силе лебединой  любви.

Умение соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения (П)

Умение составлять письменное высказывание на заданную тему; обосновывать свое мнение(К)

Задание № 4

Разделимся на 2 группы. 1 группе в тексте нужно найти слова, которые говорят о стремительности и неожиданности случившегося?

2 группа – слова, которые повествуют о безмятежности и призрачности счастья.

   Задание направлено на поиск информации в тексте.

Групповая  работа с текстом. Учащиеся находят в тексте и подчеркивают нужные слова. Ответ 1 группы: Вдруг, выстрелил, вырвался крик.

Ответ 2 группы: светло и радостно, казалась ласковой…

Умение находить в тексте необходимую информацию (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности(Р)

      Задание № 5

Как автор передает силу любви и глубину  горя лебедя. Выпишите основные слова (фразы).

Задание направлено на поиск информации в тексте.

Индивидуальная работа учащихся с текстом с последующим обсуждением результатов.

Ответ: 

Выстраивание своих действий в определённой последовательности (Р)

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности(Р)

Умение находить в тексте необходимую информацию (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности(Р)

Учет разных мнений(К).

Задание № 6

Почему лебедь решил умереть? Мог он жить дальше?

Задание направлено на проверку понимания текста.

Коллективное обсуждение вопроса. Ответ: 

Умение участвовать в дискуссии, формулировать собственное мнение с опорой на прочитанный текст (К)

Умение понимать прочитанный текст (П)

Задание№7

Как вы думаете о чем это стихотворение? (Только ли о верности лебедей?) Какова его тайная мысль?

Предположения учащихся:

О лебединой любви и верности.

После некоторых раздумий приходят к выводу о жестокости людей, о необходимости охраны природы.

Умение выстраивать рассуждение  в группе (К)

Умение понимать замысел текста (П)

  1. Применение общего способа действия.

Сформулировать алгоритм действий, отработать его на практике

Задание № 8

Прочитайте фрагмент текста о лебедях (См. Приложение). Можно ли в текст «Лебединая верность» вставить приведённое описание лебедя? Ответ обоснуйте.

Задание проверяет системность понимания текста, актуализирует знания о различных стилях текста, представления о единстве текста.

Коллективная форма работы. Чтение предложенного текста, определение его стилистической принадлежности, сопоставление со стихотворением А.Дементьева. Формулировка вывода: нельзя, потому что, во-первых, меняется стиль и тип текста; во-вторых, нарушается тематико-смысловое единство текста.

Умение соотносить предложенный текст с определенным стилем (П)

Умение соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения (П)

Задание № 9

Как вы думаете, из какого источника взят текст об лебеде (текст задания № 8)?

  1. Из рассказа другого писателя.
  2.  Из статьи энциклопедии о птицах
  3.  Из сказок о птицах
  4. Из мифов о происхождении животных и птиц

Задание направлено на обучение навыкам устанавливать источник

информации.

Коллективное обсуждение.

Учащиеся анализируют каждый из предложенных вариантов ответа, выбирают верный (вариант 2)

Умение организовывать совместную деятельность при чтении и анализе текста, высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К).

Умение работать коллективно во время обсуждения проблемы(К)

Задание № 10

Как вы думаете, каких слов в тексте больше? Прилагательных или глаголов? Почему? (см. текст) Задание направлено на повторение частей речи и их стилевой и типовой принадлежности. (В тексте есть и прилагательные, потому что есть элементы описания)

Работа в парах с последующим коллективным обсуждением. Учащиеся читают лингвистический текст, выделяют в нем ключевые слова, находят нужную информацию для ответа на вопрос:

 Глаголы характерны для повествования, а прилагательные для описания.

Умение слушать одноклассника, корректировать свои действия в соответствии с комментариями других учащихся (К)

навыки самопроверки (Р)

Умение находить в тексте необходимую информацию (П)

Умение составлять модель ответа (П)

  1. Итог урока. Рефлексия

Обобщить полученную информацию, дать оценку работы на уроке.

Подведение итога урока и организация рефлексии учащихся.

Вот и подходит к концу урок. А теперь я предлагаю вам послушать песню, написанную по этому стихотворению. Какие чувства вы испытали во время прослушивания песни?

Ребята, давайте попробуем написать синквейн по теме урока.

 - Оцените свою работу на уроке по карточке:  

Я на уроке …(что делал?)

Оцените результаты собственной деятельности на уроке:

Я сегодня научился… (чему?)

Что нового узнал?

Учитель комментирует высказывания ребят,  дает оценку работы класса, объявляет  отметки, полученные в процессе работы.

О чем заставил задуматься этот текст…

Слушают песню, делятся впечатлениями. Рассуждают о своих впечатлениях о песне. Пишут синквейн и  оценивают собственную деятельность по определенным критериям

(См. Приложение).

Умение осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.(Р)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействовать в паре. (К)

 Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.(Л)

  1. Домашнее задание

Представьте, что вы стали свидетелями случившегося с парой лебедей. Напишите об этом по выбору:

- письмо другу

- заметку в газету

- небольшой рассказ

Ученики выбирают вид работы (дифференцированный подход к выполнению

домашнего задания).

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Лебединая верность»

Андрей Дементьев.

Задание № 1

Составьте простой план текста.

  1. ______________________________________________________
  2. ______________________________________________________
  3. ______________________________________________________
  4. _______________________________________________________

 Задание № 2

С какой целью автор рассказывает нам о гибели птиц?

1) чтобы показать красоту природы

2) чтобы показать, как  жесток мир;

 3) чтобы показать силу любви птиц;

 4) чтобы рассказать о жизни птиц;

5) чтобы люди задумались о своих поступках.

Задание № 3

Какой тип речи выбирает автор, чтобы поведать историю гибели величавых птиц? Почему использовал в этом тексте тип этот речи?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Задание № 4

1 группе в тексте нужно найти слова, которые говорят о стремительности и неожиданности случившегося?

2 группа – слова, которые повествуют о безмятежности и призрачности счастья.

          Задание № 5

Как автор передает силу любви и глубину  горя лебедя. Выпишите основные слова (фразы).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

      Задание № 6

Почему лебедь решил умереть? Мог он жить дальше?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 7

Как вы думаете о чем это стихотворение? Какова его тайная мысль? ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 8

Прочитайте фрагмент текста[1] о лебеде. Можно ли в текст «Лебединая верность» вставить приведённое описание лебедя? Ответ обоснуйте.

Лебедь

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 9

Как вы думаете, из какого источника взят текст о лебеде (текст задания № 8)?

 1) Из рассказа другого писателя.

 2) Из статьи энциклопедии о птицах

 3) Из сказок о птицах

4) Из мифов о происхождении животных и птиц

Задание № 10

Как вы думаете, каких слов в тексте больше? Прилагательных или глаголов? Почему? Заполните таблицу:

Прилагательные

Глаголы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Комплексный анлиз текста" при обобщающем повторении

Данный урок является уроком повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и навыков....

«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ (НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ) ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»(текст+презентация)

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»...

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...

Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе

Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...

Конспект урока русского языка "Местоимения в тексте"

Класс: 6Тема: «Местоимения в тексте»Цели:деятельностная — формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов о местоимении, ...