Методическая разработка. Урок по русскому языку в свете ФГОС по теме:"Чередующиеся гласные в корне слова."
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Методическая разработка представлена в виде 3 уроков по русскому языку  в 5 классе по теме : " Чередующиеся гласные в корне слова". Уроки разработаны в свете ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_po_r.yaz_v_5_klass.docx44.58 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка конспекта урока по русскому языку в свете требований ФГОС по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»

Исполнитель:

Самосюк Оксана Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ  №19


Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ».

Тип урока: введение нового знания.

Технология: деятельностный метод обучения.

Цели:

Предметные: сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ; научить умению определять написание О-А в корне с чередованием .

Познавательные: находить информацию в текстах, схемах, таблицах; анализировать, выделять главные составные части, обобщать на основе фактов и абстрактных понятий; классифицировать по заданным основаниям факты, явления, абстрактные понятия.

Регулятивные: определять цель, находить и формулировать проблему урока; выдвигать версии, выбирать средство достижения цели с помощью учителя или самостоятельно.

Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; участвовать в диалоге; работать в паре, группе в разных ролях.

Личностные отделять оценку поступка от оценки человека; пользоваться правилами поведения, общими для всех людей.

1.Постановка учебной задачи.

Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.

 

- Добрый день! Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

  Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».

С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма).

 Что такое орфограмма? А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:

С.довник, прил.жить, изл.гать, , в.дяной, изл.жение, д.мовой.

 

Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? Какие затруднения? Почему они возникли? Можно ли ко всем словам подобрать проверочные слова?

 Может, мы чего-то не знаем?  (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием  ЛАГ-ЛОЖ).  

Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить?  (Дети высказываются, формулируют тему урока).

2. «Открытие нового знания» .

-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием ЛАГ-ЛОЖ?  (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).

Работа выполняется в парах.

 Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

 

изложение                        предлагать

приложить                       прилагательное

разложить                        полагать

сложение                         слагаемое

Все ли справились с заданием? Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных. 

3.Первичное закрепление.

Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.

 

  -Ребята, давайте составим алгоритм , чтобы легче  запомнить правило. ( Дети проговаривают  шаги алгоритма).

(выделить корень;  подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; можно выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»).

 А теперь  откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (Дети высказываются).

Выполним упражнение 434  из учебника. Обучающиеся проговаривают в парах условия написания корней ЛАГ-ЛОЖ и осуществляют взаимопроверку.

Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).

 

4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».

Проверка осуществляется по ПК.

 

Буквенный диктант. (о-а). 

1.изл.жить, пол.жить, изл.жение

2.выл.жить, изл.гать, зал.жить

3.прил.жить, прил.гательное, нал.жить.

Физическая минутка.

5.Тренировочные упражнения.

Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.

Сообщение дополнительного материала по культуре речи.

Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы знали, что глагол «ложить» без приставки не употребляется, кроме словосочетания «ложиться  спать».

Задание: кто  быстрее запишет как можно больше глаголов с прибавлением приставок к «неправильному» «ложить». Время пошло. Проверяем. Какой корень в написанных глаголах и почему?

6. Рефлексия деятельности (итог урока).

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями ЛАГ-ЛОЖ ( излагали, предполагали, проложили и т.д.).

Домашнее задание по выбору: 1. Выполнить упражнение из учебника .

                                                     2. Составить карточку для соседа на изученное

                                                      правило.            

                                                      (10 слов с пропущенными буквами в корнях);

                                                      3. Написать небольшой рассказ «В походе»,

                                                       употребляя  слова и словосочетания с корнями ЛАГ-ЛОЖ.

Тема урока: « Правописание буквы о-а в корне рос-раст- ращ».  

Цели урока:

1.Предметные: закрепить правописание "Буквы о- а  в корне лаг - лож"; формировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне рос-раст-ращ; уметь правильно писать слова с указанной орфограммой.

2.Познавательные: анализировать, выделять главные составные части; обобщать на основе фактов и абстрактных понятий; классифицировать по заданным основаниям факты, явления и абстрактные  понятия; представлять информацию в развернутом и сжатом виде.

3.Регулятивные:определять цель, находить и формулировать проблему урока с помощью учителя или самостоятельно; выдвигать версии, выбирать средство достижения цели с помощью учителя или в группе; оценивать степень успешности достижения цели по критериям, оценивать причины успеха и неуспеха.

4.Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; участвовать в диалоге; работать в паре, группе в разных ролях ( лидера , исполнителя, критика).

5.Личностные: отличать оценку поступка от оценки человека;   пользоваться правилами поведения, общими для всех людей.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

III. Повторение ("Правописание "Буквы о-а в корне лаг- лож".)

Комментированное письмо.

Предлагать, предложить, слагаемое, сложение, прилагать, приложить, предполагать, предположение, расположиться, уложить, прилагательное.

Объясните правописание записанных слов. Составьте 2-3 предложения с этими словами.

IV. Основная часть - открытие нового .

Растение

выращивать

заросли

Растят

взращенный

выросли

Растительный

приращивать

подросли

- Определите в каком случае в корне с чередованием пишется О, а когда А?

- Обратите внимание на столбики со словами. Почему слова распределены именно так?

-Что влияет на выбор буквы?

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Откройте учебник, прочитайте правило, правильно ли мы думали ,когда пишется  о-а в корне  с чередующейся гласной. Что мы еще не знаем?

- Работа с материалом 72 параграфа. Слова-исключения.

Объяснение лексического значения слова "ростовщик", "отрасль".

Попробуйте схематично изобразить изученное правило.

V.  Закрепление нового материала.

1. Предупредительное письмо .Работа у доски.

Долго р:сло р:стение, выр:щенное р:стовщиком из города Р:стова по имени Р...стислав, пока р:сток не перер:с возр:стной барьер, пройдя сквозь все р:стительные преграды, став добычей работников пищевой отр:сли.

2. Объяснительный диктант 

Мы проезжали по живописным местам. Вдруг горы словно раздвинулись. Солнце воспользовалось этим и ярко осветило ущелье, которое растянулось до самого горизонта. В этом месте через ущелье перекинулся мост. С правой стороны от моста слышалось беспрерывное журчание ручья, который внезапно исчезал в зарослях кустов. С левой стороны горы были покрыты густой растительностью. Мы предполагали здесь сделать остановку.

Укажите слова , правописание приставки в которых зависит от последующей согласной. (раздвинулись, воспользовалось, растянулось, беспрерывное). А написание каких слов мы запоминаем (здесь, исчезал)

Укажите слова, в которых имеются чередующиеся гласные корня (зарослях, растительностью, предполагали)

Физическая пауза.

3. Словарный диктант. Взаимопроверка в парах.

Роскошные растения; гул нарастает; заросли кустов; молодой росток; заросло травой; выросли цветы; зеленые водоросли; сращение костей; город Ростов, тропа зарастает; растительное масло; возлагать обязанности; лепестки растений; желуди проросли; сберечь растения; просека зарастает; отрастить волосы. (Графически выделите выбор гласной в корне).

4. Тест (у каждого ученика)

1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква О?

А. Р..стение, водор..сли

Б. Выр..щивать, возр..ст

В. Р..сток, зар..сли

Г. Подр..стая, выр..сти

2. В каком варианте указаны все слова, где пропущена буква А?

А. Подр..стал

Б. Подр..сший

В. Отр..сль

Г. Разр..стается

1) А, В, Г

2) А, Б, Г

3) А,В

4) Б, Г

3. В какой строчке во всех словах пишется одна и та же буква?

А. Р..сло, выр..щиваем, водор..сли

Б. Зар..стает, пор..сль, возр..ст

В. Отр..сль, дикор..стущие р..стения

VI. Подведение итогов урока

Перед вами кроссворд, вставьте в слова кроссворда недостающие буквы.

http://festival.1september.ru/articles/620627/img1.gif

VII. Домашнее задание: выучить правило,

выполнить упражнение 441,

 записать 5-7 пословиц, в которых имеются слова с чередованием гласных в корне (по желанию).

Выставление оценок. Оценки обсуждаются.

VIII.Рефлексия. Закончите предложения

Сегодня я узнал…                                      Было интересно…

Было трудно…                                            Меня удивило…

Теперь я могу…                                          Мне хотелось…

У меня получилось…                                  Я думаю, что…

Тема урока: Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Тип урока: закрепление материала

Цели урока:

Предметные: закрепить правописание чередующихся гласных в корне слова ( лаг-, -лож-,-раст-, -ращ- (-рос-) ;закрепить умение графически выделять  изученную орфограмму.

Познавательные: анализировать, выделять главные составные части, обобщать на основе фактов и абстрактных понятий; представлять информацию в развернутом и сжатом виде.

Регулятивные: определять цель , находить и формулировать проблему урока с помощью учителя или самостоятельно; выдвигать версии, выбирать средство достижения цели ; оценивать степень успешности достижения цели по критериям, оценивать причины успеха и неуспеха.

Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; участвовать в диалоге; работать в паре, группе в разных ролях.

Личностные: отделять оценку  поступка от оценки человека ; оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях.

Ход урока.

I .Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Повторение.

1) Теоретический этап. Создание проблемной ситуации.

Игра «Четвёртое лишнее»

На доске записаны слова:

Растущий, прорастающий, простейший, росточек.
Роскошный, расти, возрастной, подрастать.
Сложение, положение, полагается, сладкий.

Определите в каждой группе слов лишнее. Подчеркните его, объясните свой выбор. Чем же будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

Записываем тему в тетради.

Ученики формулируют правила выбора чередующихся а-о в корнях -лаг-, -лож-, -раст-, ращ-, -рос-.

2) Практический этап. Работа по группам

Ребята, у вас на столах лежат листы заданий. Задания первой группы помечены зелёным цветом. Задания для второй группы — синим, для третьей — красным цветом. Я работаю сначала с первой группой. Вторая и третья группы работают самостоятельно.

Первая группа

1. Читает задание: распределите записанные ниже слова по трём столбикам. В первый столбик выписывают слова с гласной а в корнях с чередованием, во второй — с гласной о, в третий записывают слова с другими корнями. Орфограмму выделить, выбор объяснить.

Предл…гать ничью, прил…жение к журналу, популярное изл…жение, густо р…сти, маленький р…сток, перспективная отр…сль, разл…жить р…стения, молодая пор…сль, дубы разр…слись, ул…житься в секунды, пол…гаться на коллектив, Петров Р…стислав, изл…гать программу, отл…жить визит, зар…сли тростника, распол…гать данными, наладить отношения, подсл…щённый чай, степные пр…сторы, сладостные минуты, распр…странять билеты.

Вся группа работает вместе, выписывая слова с чередующимися гласными, один ученик работает самостоятельно, выписывая слова с другими корнями.

2. После выполнения задания группа работает в парах, составляя предложения ,включив в предложения слова с чередующимися гласными.

Работа со второй группой.

 Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните.

  1. Наш замечательный город ____________ на берегу реки Ишим.
  2. Осенью мы ___________ провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.
  3. Выбранное нами местечко______________ недалеко от деревни моей бабушки.
  4. Эти места удивляют богатой _______________.
  5. Мы аккуратно____________ рюкзаки и отправились по _______________ маршруту.
  6. Быстро ___________ на берегу палатки.
  7. Девочки ___________ в тени, а мальчики ____________ костёр.
  8. Справа от нашей стоянки ___________ молодые берёзки, а слева ребята увидели________________ шиповник.
  9. Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.
  10. Свои мысли о слёте мы ___________ в сочинениях.

Слова для справок: выр…сти, предл…жить, распол…гаться, р…стительность, ул…жить, предложенный, выр…сти, распол…житься, разл…жить, р…сти, разросшийся, зар…сли, р…стения, изл…жить.

Прочитайте получившуюся запись. Докажите, что данная запись является текстом. Озаглавьте, определите тип речи текста.

Задание по вариантам: выполните синтаксический разбор предложений:

 первый вариант предложение № 8, второй вариант предложение № 9. Все работают в тетрадях, два ученика выполняют задание на доске.

Работа с третьей группой. 

Задание: продолжите  рассказ, используя слова с чередующимися гласными в корне слова.

Р…стислав Романович Р…стовцев решил р…стить репу. Работал раз Р…тислав Романович, р…ссаживал р…ссаду и р…ссуждал: «Р…сти, р…сти, репка. Р…спарю, ребятам раздам, р…справимся с радостью».

Слова для справок: молодая пор…сль, р…сла быстро, маленькие р…стки, развитие р…стений, трудно р…сти, выр…сла р…скошная, густая р…стительность, препол…гали угостить, разл…жили на кучки, р…стительная пища.

Совместная проверка выполнения заданий первой и второй группами.

3).Работа со всем классом.(Кто быстрее) К сочетаниям слов подобрать и записать синонимы.

Добавление к чему-нибудь, например, к журналу (приложение).
Наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений (растениеводство).
То, что предложено, предлагается (предложение).
Частый кустарник, которым заросло какое-либо место (заросли).
Догадка, предварительная мысль (предположение).
Устроиться где-нибудь на отдых (расположиться).
Несколько вырасти, стать старше (подрасти).
Сообщать свои мысли (излагать).
Молодой лес, побеги растений от корней, пней или семян (поросль).
Становиться гуще, ветвистее, больше (разрастись).
Отдельная область деятельности науки, производства (отрасль).

Физическая пауза.

4) ТЕСТ

1 – вариант

  1. В каком слове пишется буква «а»

а) предл…жу                      в) зал…жить

б) пол…жжение                 г) распол…гаться

  1. В каком слове пишется буква «а»

а) зар…сли                        в) выр…сли

б) подр…сту                      г) р…сток

  1. В каком слове пишется буква «о»

а) отр…сль               в) изл…жение

б) р…сти                   г) изл…гать

  1. В каком слове пишется буква «а»

а) перер…сли           в) ср…слись

б) прил…жение       г) предпол…гать

  1. В каком слове пишется буква «о»

а) подр…сти              в) выр…сти

б) распол…жить       г) зар…стающий

2 – вариант

  1. В каком слове пишется буква «а»

а) предл…гать            в) зал…жу

б) прил…жу                г) р…сток

  1. В каком слове пишется буква «о»

а) изл…жжение        в) зар…сли

б) изл…гать                    г) р…сти

  1. В каком слове пишется буква «о»

а) распол…жжение        в) зар…сли

б) выр…сти                    г) р…стительность

  1. В каком слове пишется буква «а»

а) распол…жжение        в) выр…сли

б) пол…г                          г) пол…гаться

  1. В каком слове пишется буква «а»

а) р…сток                       в) пол…жительный

б) разл…жить                 г) подр…стающее 

5)Подведение итогов. Взаимопроверка работ.

6) Домашнее задание:

  1. Упр.445;  Составить словарную диктовку на изученные орфограммы. Графически обозначить орфограмму.
  2. Составить связный текст «Я посадил росточек», используя опорные слова: пускает р…стки, р…стение с белыми нежными цветами, выр…щу, пор…сль, предпол…гал, буйно р…стут и цветут, нельзя не залюбоваться.( По желанию)

7) Рефлексия. Закончите предложения

Сегодня я узнал…                                      Было интересно…

Было трудно…                                            Меня удивило…

Теперь я могу…                                          Мне хотелось…

У меня получилось…                                  Я думаю, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Конспект урока по русскому языку в свете ФГОС по теме : "Чередующиеся гласные в корне слова".

Разработка конспекта  урока по русскому языку  в свете требований  ФГОС ....

тест по русскому языку в 6 классе на тему: "Чередующиеся гласные в корне слова".

Этот материал используется для закрепления темы: "Чередующиеся гласные в корне слова"....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Правописание гласных в корне слова"

Наглядность — один из основных педагогических принципов, согласно которому учебный материал лучше воспринимается учащимися на конкретных примерах. Применение различных средств нагл...

Дистанционный урок русского языка в 6 классе по теме чередующиеся гласные в корнях зар зор.

Дистанционный урок русского языка в 6 классе по теме чередующиеся гласные в корнях зар зор....

Урок русского языка в 6 классе по теме чередующиеся гласные в корнях зар зор.

Урок русского языка в 6 классе по теме чередующиеся гласные в корнях зар зор....