Главные вкладки

    Урок физики в 8 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления».
    план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

    Скрипкина Ирина Валерьевна
    . «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления» - это 24 урок к главе «Тепловые яв¬ления». Пройдены темы: «Температура», «Внутренняя энергия», «Виды теплообмена», «Закон сохранения внутренней энергии и уравнения теплового баланса», «Плавление и отвердевание кристаллических тел», «Испарение и конденсация», «Кипение», «Энергия топлива». Изучены физические величины: количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота сгорания, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования. Необходимость проведения урока обобщения и систематизации знаний обусловлена большим количеством новой терминологии, новизной материала для учащихся. Ученикам не-обходимо свободно владеть пройденным материалом, легко ори¬ентироваться в его структуре. Актуализации и систематизации знаний обучающихся способствует использование мультимедий¬ной презентации (опорного конспекта), тестирование, решение кроссворда. Это позволяет сделать урок более наглядным, рациональным, динамичным. Постоянная смена видов деятельности способствует активизации внимания и логического мышления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon urok_fiziki_8_kl.zip1.45 МБ

    Предварительный просмотр:

                                 Районный  конкурс  разработок  уроков

                                           Номинация:  урок  физики.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Большекошинская  средняя  общеобразовательная  школа

    Селижаровский  район  Тверская  область

                                      Урок  физики  в  8  классе  по  теме:  

    «Обобщение  и  систематизация  знаний  по  теме  «Тепловые  явления».

                                                                              Разработала:  Скрипкина  И.В.,  

                                                                                                       учитель  физики.

                                                            2012

    Цели и задачи урока:

    -  актуализировать  и  обобщить  знания обучающихся по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»; 

    - систематизировать  знания  о различных тепловых процессах;

    - продолжить  обучать применению  формул, изученных по данной теме при решении количественных задач;

    - провести предварительный  контроль знаний учащихся по изученной теме;

    - формировать у обучающихся приемы применения знаний в новых условиях, усиливать прикладную направленность знаний;

     - развивать самостоятельность мышления, воспитывать чувство ответственности, культуру умственного труда;

     - стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом.

    Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

    Методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

    Формы  организации  работы  обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

    Приборы  и  материалы: кусок  ткани, спиртовка, спички, стакан с водой, сосуд со спиртом, насос Камовского.

    Примечание к уроку. «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления» - это 24 урок к главе «Тепловые явления». Пройдены темы: «Температура», «Внутренняя энергия», «Виды  теплообмена», «Закон сохранения  внутренней  энергии и уравнения  теплового  баланса», «Плавление и отвердевание  кристаллических  тел», «Испарение и конденсация», «Кипение», «Энергия  топлива». Изучены физические величины: количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота сгорания, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования. Необходимость проведения урока обобщения и систематизации знаний обусловлена большим количеством новой терминологии, новизной материала для учащихся. Ученикам необходимо свободно владеть пройденным материалом, легко ориентироваться в его структуре.   Актуализации  и  систематизации  знаний  обучающихся  способствует  использование мультимедийной презентации (опорного  конспекта),  тестирование, решение кроссворда. Это позволяет сделать урок более наглядным, рациональным, динамичным. Постоянная смена видов деятельности способствует активизации внимания и логического мышления.

                                                          Ход  урока.

    I. Организационный момент.

    Объявление целей и задач урока.

    Учитель: Ребята, сегодняшний урок мы проведём в форме урока обобщения по теме «Тепловые явления».

    О теплоте начнём рассказ,

    Всё вспомним, обобщим сейчас.

    Энергия! Работа до кипенья!

    Чтоб лени наблюдалось испаренье!

    Мозги не доведём мы до плавленья,

    Их тренируем до изнеможенья!

    В учении проявим мы старание,

    Идей научных видя обаяние!

    Но как же жизнь бывает непроста

    С той дамой, что зовётся Теплота!

    II. Актуализация  знаний  учащихся (12-15 минут).

    Беседа  с  элементами фронтального  опроса  с  использованием  опорного  конспекта (Приложение 1).

    Вспомните  основные  способы  изменения  внутренней  энергии.  (Слайд 2).

    Что такое теплопередача, её виды. (Слайд 3).

    Что такое  теплопроводность, её особенности. Вспомните, какие тела хорошо, а какие плохо проводят тепло. (Слайд 4).

    Теплопроводность вокруг нас. Давайте ответим на вопросы…(Слайд 5).

    Количество теплоты: как обозначается, в чём измеряется. Как производится расчёт количества  теплоты  при  нагревании  и  охлаждении  тел. (Слайд 6).

    Энергия топлива. Как рассчитать энергию, выделившуюся при сгорании  топлива? (Слайд 7).

    Плавление  и  кристаллизация  (Слайд 8).

    Графическое  изображение  процессов  плавления  и  кристаллизации. (Слайд 9).

    Парообразование и конденсация. (Слайд 10).

     Какие способы  парообразования вам известны? Их особенности.  (Слайд 11).

    Сводная  таблица  процессов. (Слайд 12).

    Повторение  формул. (Слайд 13).

    III. Самостоятельная работа обучающихся (10 минут).

          Класс делится на две группы  по 3-4 человека (в малочисленных классах) или работа выполняется по вариантам.

    1-ая группа (1-ый вариант):  работа с тестом «Тепловые явления» (см. Приложение 2) (5 минут);

    2-ая группа (2-ой вариант):   работа с кроссвордом   «Тепловые явления» (см. Приложение 3)  (5 минут);

    смена видов работы обучающихся   (первая половина учеников начинает работать с кроссвордом, вторая – с  тестом). 

         Работы сдаются на проверку учителю.

    IV.   Демонстрационные опыты (выполняет учитель) (5-7  минут).

    1. Носовой платок предварительно смачивают водой, затем обливают спиртом и поджигают. Через некоторое время пламя тухнет. Почему платок не сгорел?

    Ответ: платок остаётся целым, так как вода имеет плохую теплопроводность.

    2. Стакан с небольшим количеством воды ставят под колокол воздушного насоса, откачивают воздух из-под колокола. Вода закипает, а затем замерзает. Почему вода замерзает?

    Ответ: происходящий при пониженном давлении процесс кипения сопровождается поглощением теплоты, чем объясняется понижение температуры воды и её замерзание.

    V. Решение  задач (10 минут).

    Самостоятельное  решение  задач  с  проверкой  в  классе.  (см. Приложение 4).

    VI. Комментарий к домашнему заданию.

    Домашнее задание

    1. Ученики получают на дом по три  пословицы  или  поговорки . (см. Приложение 5). Каждый ученик должен дать письменное разъяснение пословицы с физической точки зрения.

    2. Решить задачи № 1054, 1093, 1123 из [6].

    Учитель: Нас захлестнуло море информации. Как выплыть в этом море? Видимо, необходимо научиться думать, сопоставлять, делать выводы. И даже самая маленькая находка на этом пути дороже чужой премудрости. Поэтому необходимо научиться наблюдать, анализировать, логически мыслить. И тогда вся школьная премудрость уже не навалится на вас беспорядочной лавиной, а легко разложится по полочкам в вашей памяти. Хочется надеяться, что сегодняшний урок активизирует у вас жажду новых познаний.  Большое спасибо всем за совместную работу.

    Литература

    1.    Уроки  физики  с  применением  информационных  технологий, 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З.В. Александрова и др. - М.: Глобус, 2009.

    2.  Ланина И.Я. Не уроком единым. Развитие интереса к физике. -М.: Просвещение, 1991.

    3.   Мультимедийное учебное пособие. Электронная библиотека. Физика. Основная школа. 7-9 классы. Ч. I. М.: Просвещение. 2003.

    5.    Громов С.В. Физика. 8 класс. - М.: Просвещение, 2009.

    6.    Сборник  задач  по  физике для 7-9 классов ОУ/ В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. – М.: Просвещение, 2008.