Использование некоторых структур сингапурской методики обучения на уроках русского языка и литературы
рабочая программа по теме

Трошина Надежда Яковлевна

Приоритетной задачей государственной образовательной политики является обеспечение качества  обучения и воспитания подрастающего поколения, которое достигается путем использования наиболее эффективных методик и технологий. В век стремительного развития информационных технологий  необходимо обучить школьников  навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде, а также навыкам обладания критического и креативного мышления, которое будет необходимо в их будущем новом мире, таком непохожем на наш.

Учителя  нашей гимназии прошли двухнедельный тренинг по реализации проекта МО РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании «Educare International Consultancy».Среди коллег есть различные, порой противоречивые мнения об эффективности применения в образовательной практике сингапурского опыта. Однако методический совет гимназии предложил провести фестиваль уроков с применением приемов и технологий по программе «Преобразование обучения для ХХI веке». Поделюсь своим опытом.

На своих уроках достаточно эффективно использую  структуры «Тик-тэк-тоу», «Модель фрейер».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование некоторых структур сингапурской методики обучения  на уроках русского языка и литературы

Н.Я.Трошина, учитель высшей квалификационной категории,

МБОУ «Гимназия № 90»

              Приоритетной задачей государственной образовательной политики является обеспечение качества  обучения и воспитания подрастающего поколения, которое достигается путем использования наиболее эффективных методик и технологий. В  век стремительного развития информационных технологий  необходимо обучить школьников  навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде, а также навыкам обладания критического и креативного мышления, которое будет необходимо  в их будущем новом мире, таком непохожем на наш.

       Учителя  нашей гимназии  прошли двухнедельный тренинг  по  реализации проекта МО РТ  «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании «Educare International Consultancy».Среди коллег есть различные, порой противоречивые мнения об эффективности применения в образовательной практике сингапурского  опыта. Однако методический совет гимназии предложил провести фестиваль уроков с применением приемов и технологий по программе «Преобразование обучения для ХХI веке». Поделюсь своим опытом.

         На своих уроках достаточно эффективно использую   структуры «Тик-тэк-тоу», «Модель фрейер».

         Так структура «Тик-тэк-тоу» («крестики-нолики») хорошо работает как  на уроках русского языка, так и на уроках литературы. При изучении  творчества Л.Н.Толстого в 6 классе предлагаю ученикам 9 карточек с понятиями: Лев Николаевич Толстой; Петербург; великий русский писатель; Кавказ; признание;  повесть «Детство»; автобиографическая трилогия; Казанский университет; Ясная поляна. Карточки произвольно  раскладываются по 3. Выглядеть  это может, например,  так:

Лев Николаевич Толстой

Петербург

великий русский писатель

Кавказ

признание

повесть «Детство»

автобиографическая трилогия

Казанский университет

Ясная поляна

 Ученики должны составить предложения  из 3-х понятий по  вертикали, горизонтали или диагонали.  

         При изучении  имени прилагательного  в 6 классе  предлагаю следующие карточки: имя прилагательное; имя существительное; степени сравнения; краткая форма; притяжательное; качественное; относительное; род; падеж; число. Используя данные понятия можно проверить не только усвоение теоретического материала по теме прилагательное, но и повторить имя существительное.

         Надо отметить, что  шестиклассники достаточно легко справляются с подобными заданиями, просят перемешать карточки и повторить.  А вот в 10 и 11 классе на уроках литературы эта структура вызвала затруднения. Так при изучении творчества Ф.И.Тютчева в 10 классе были предложены понятия: Ф.И.Тютчев; коллегия иностранных дел; «поэзия мысли»; тютчевиана; романтизм; Мюнхен; дипломатическая миссия; Шеллинг; Петербург.

          Данная структура, несомненно, развивает критическое и креативное мышление обучающихся. Может быть использована как для индивидуальной работы, так и для групповой.

          На уроках русского языка нередко для повторения темы, особенно по  орфографии,  использую структуру «Модель фрейер». Эту  структуру использую только  для групповой работы. Она предполагает определенным образом складывать лист А 4.

положение

Противоположное положение

примеры

П      

      противоположные примеры

В середине его пишем правило, например,  «правописание Н и НН». В правой части  записывается одно положение с примерами внизу листа,  а слева – противоположное положение с примерами опять же внизу листа. Ребята записывали положения по-разному: одни  -  «правописание Н», тогда противоположное было – «правописание НН»; другие – «правописание Н и НН», тогда противоположное –« исключения из правил». И то и другое имеет место быть. Через определенное время группам предоставляется возможность  доложить результаты работы.

       Каждая группа может получить свое положение. Таким образом можно на уроке повторения закрепить материал.

       Учителя гимназии на своих уроках вполне творчески подошли к использованию разных структур  и моделей сингапурской системы обучения.  В целом мы пришли к выводу, что некоторые приемы учителям знакомы и давно успешно   используются. Однако нельзя отрицать и новизну этих структур. Несомненно, сингапурская система образования способствует приобретению и развитию навыков креативного мышления обучающихся.

        Какие бы споры ни велись вокруг эффективности  сингапурской  системы обучения, несомненно, разумное, методически обоснованное использование ее расширяет профессиональный кругозор педагога, способствует развитию  мастерства учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подач...

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий. ...

Как сделать урок интереснее: применение сингапурской методики обучения на уроках английского языка

Современные образовательные технологии не стоят на месте, в школьное образование в последнее время внедряется много нового и интересного. Одно из таких прогрессивных нововведений - технология кооперат...

Выступление на тему "Применение структур сингапурского метода обучения на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

Данная работа посвящена приёмам сингапурской технологии как активным методам, использеумым на уроках русского языка и литературы, благодаря которым у учащихся повышается интерес и уровень усвоения зна...

Использование обучающих структур Сингапурской методики обучения на уроках математики.

Для того, чтобы наши ученики действительно стали успешными и внесли вклад в развитие общества, педагогу необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в...

«Сингапурская» методика обучения на уроках иностранного языка

Рассматриваются приемы  сингапурской методики обучения применительно к английскому языку...

Использование элементов сингапурской методики обучения на уроках русского языка и литературы.

Материал предназначен для учителей русского языка и литературы....