Активизация познавательной деятельности на уроках адыгейского языка и литературы.
методическая разработка по теме

Шовгенова Светлана Меджидовна

     Внедрение ФГОС нового поколения предполагает развитие учительского потенциала, уровень их квалификации, непрерывность профессионального развития. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности на уроках адыгейского языка и литературы.

     Внедрение ФГОС нового поколения предполагает развитие учительского потенциала, уровень их квалификации, непрерывность профессионального развития. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

      (Слайд 2) Современный  урок – основная форма организации  учебно – воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока. Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как: наглядные и технические средства обучения? Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного  подхода, который положен в основу Стандарта.

     Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.  

     За время работы в школе мною накоплен , может быть, небольшой, но все же опыт педагогической работы . Мною было отмечено, что у многих детей отсутствует  познавательный интерес на уроках адыгейского языка и литературы. Именно поэтому я выбрала тему «Активизация познавательной деятельности на уроках адыгейского языка и литературы». К каждому из своих уроков я тщательно готовлюсь, стараюсь, чтобы новый урок не был похож на предыдущий.

     ( 3 слайд)  Большое внимание уделяю нетрадиционным формам обучения:  урок-лекция, урок-семинар, урок-диспут, урок-суд, урок-конференция, круглый стол,  проектная деятельность. Такие уроки повышают интерес к предмету, к данной теме, повышают творческую активность, развивают мыслительную деятельность, позволяют вовлечь в учебный процесс большое количество учащихся. Такие формы обучения способствуют развитию речи, памяти, воображения школьников, приносят чувство радости и удовлетворения. Они дают эмоциональный настрой, обостряют их мыслительную деятельность. В результате материал усваивается прочно.

Проектная деятельность( слайд 4 )  

      Считаю, что проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, презентаций).

Так на уроках литературы учащимися были подготовлены проектные работы  по темам: « Ным нахь лъап1э щы1эп», «Адыгэ саер», «Сиунагъу», «Нарт эпосыр». « Си Адыгей» ( слайд 5 )

     Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. ( слайд 6 ) Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на 4 группы: коммуникативные, образовательные, воспитательные и развивающие. Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету,
     В своей практике  эту технологию я применяю в основном на уроках  литературы.

Например: ученики  9 класса в прошлом году составили проект по теме: «Хэти ащыгъупшагъэп, сыди ащыгъупшагъэп».  ( слайд 7-17 )

Учащиеся разделились на 3 группы. Каждая группа получила задание.

1 группа – собрать материал, подготовить сообщения и составить презентацию о Х.Б. Андрухаеве.

2 группа – написать сочинения по теме: «Сигупсэмэ ащыщэу тишъхьафитныгъэ къэзыухъумагъэр». Лучшие работы были отмечены, был оформлен стенд «Къэлэм лъэуж».

 3 группа  – собрать материал, подготовить сообщения и составить презентацию о Золотых звездах Адыгеи.( Советскэ Союзым и ЛIыхъужъ адыгэ кIалэхэр. ).Итогом этого проекта стал урок-мужества.                                   В процессе подготовки, участники групп занимались исследовательской деятельностью: работали с дополнительным материалом, используя информационную сеть – Интернет; учащиеся выбирали наиболее важный материал.

Тесты ( слайд 18-20 )

      Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности.  Тестирование провожу по разработанным мной специальным тест-картам. По адыгейскому языку составлены тесты по следующим темам 5 класс: лексикэр, фонетикэмрэ графикэмрэ, гущыIэгъэпсыныр, кIэджыкIыжьыныр; 6 класс: пкъыгъуацIэр, плъышъуацIэр, цIэпапкIэр, пчъэгъацIэр,  7 класс: глаголыр, наречиер, бзэ IэпыIэгъу гущыIэхэр, 9 класс: гущыIэухыгъэзэхэлъхэр, зэпх зыхэмыт гущыIэухыгъэзэхэлъхэр, кIэджыкIыжьын 10кл., кIэджыкIыжьын 11 кл.  По литературе:  литературнэ пшысэхэр 5кл., кIэджыкIыжьын 5кл., кIэджыкIыжьын 6кл., кIэджыкIыжьын 7кл., кIэджыкIыжьын 9 кл., 10кл., 11 кл. Тестирование служит средством проверки и самопроверки знаний учащихся.

Информационные технологии. ( слайд 21 )

      В меру возможностей, я применяю на уроках адыгейского языка и литературы современные технические средства обучения:  компьютер, различные историко-документальные фильмы, аудиокассеты, видеозаписи.

 Ни для кого, ни секрет, что работа  учителя адыгейского языка  и литературы усложняется тем, что  нет  в продаже ни методических разработок, ни соответствующих таблиц, ни поурочных разработок, ни наглядных пособий, которые можно было бы  использовать на уроке. Но если есть желание работать,   можно найти выход. Мне, например, помогают материалы передач республиканского телевидения и радио: «Тарихъым инэкIубгъохэр», «Къэлэм лъэуж»,  «Джэныкъо машIу».
      На уроках литературы очень часто сталкиваемся с историей адыгского народа.  На таких уроках, я использую материалы  передачи «Тарихъым инэк1убгъохэр». Например, в 8 классе при изучении темы «Фэрзэпэ заом иорэд» на уроке идет просмотр историко-документального фильма «Фэрзэпэ зау». В 11 классе, при изучении романа И. Ш. Машбаша  «Мыжъошъхьал» эффективными являются  исторические фильмы «Лъэгэ шъхьартIупщ зэIукI», « «Абдзахэмэ ян». При изучении темы «Бзыикъо зау» - «Бжъэдыгъумэ япщыхэр», «Черкесия». При изучении творчества

Т. Керашева просмотр фильма « Месть табунщика».
    Используя материалы телепередачи «Къэлэм лъэуж»,  организовываю  
заочную встречу с тем или иным писателем. На этих уроках, по ходу просмотра дети записывают основные факты, даты или составляют  тезисный или простой план, что развивает общеучебные умения и навыки.  В 5 – 7 классах при изучении устного народного творчества  использую  материалы передачи «Джэныкъо машIу».

      На уроках литературы  применяю различные аудиокассеты. Это в основном старинные песни (гъыбзэхэр).  (слайд 22) «Хьатх Мыхьамэт гъуазэ игъыбз» «Къоджэбэрдыкъо Мыхьамэт игъыбз», «ОщнэIу зау» и др.

Изучение этого жанра начинается в 7 классе

Мною подготовлены презентации к урокам  адыгейского языка и литературы  по следующим темам 5класс: Хьаткъо А. усэу «Гъатхэ», Бэрэтэрэ Хь. Усэу «Синыдэлъфыбз», (слайд 23) сказка «Акъылыр зыщэфыгъэ лIыр».    6 класс:  Жэнэ Къ. ищы1эныгъэ ык1и  итворческэ гъогу, «Андырхъое Хъ».  Жэнэ Къ. «Ц1ыфыр зык1ыщы1эр»

 ( слайд 24- 33 ) На уроках адыгейского языка при изучении нового материала, закреплении изложенного материала, при тестировании, при самостоятельной работе  использую ИКТ для построений учебных текстов с пропусками или перестановками, в игровых моментах: «Вставь правильно все буквы», «Составь предложение из данных слов» и др.. Мною подготовлены презентации к урокам адыгейского языка по следующим темам: 5 класс: «Гущы1эухыгъэм ичлен шъхьа1эхэр», «Гущы1эухыгъэ убгъугъэхэмрэ гущы1эухыгъэ мыубгъугъэхэмрэ», «Гущы1эухыгъэм хэт член зэлъэпкъэгъухэр», «Фэгъэзагъэр», «Синонимхэр, омонимхэр, антонимхэр». 6 класс: «Мэкъэ 1ужъухэр», « Чыйзэфэш1ыгъэ макъэхэр», « пчъэгъац1эр», «Къэзгъэлъэгъорэ ц1эпапк1эр», «Лъы1эсрэ ык1и лъымы1эсрэ глаголхэр». 7 класс: «Причастиер гъэпсыгъэ зэрэхъурэр», «Деепричастиехэр зэрэзэхъок1хэрэр», «Наречиехэр гъэпсыгъэ зэрэхъухэрэр. 8 класс: «Т1озэхэт ык1и зэзэхэт гущы1эухыгъэхэр», «Гущы1эухыгъэ икъухэмрэ имыкъухэмрэ», «Гущы1эухыгъэм ичлен зэлъэпкъэгъухэр». 9 класс: «Гущы1эухыгъэ зэхэлъыр». «Зэпх зыхэмыт гущы1эухыгъэ зэхэлъыр». Такие занятия вызывают у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно  работают на уроке.  

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Она приводит к целому ряду положительных эффектов: ( слайд 35)

  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор учащихся;
  • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

                         

Здоровьесберегающие технологии.

             (слайды 35-43 )

      Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная. Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы. Для повышения умственной работоспособности  детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки.  Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки.  Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. На уроках применяю разные физминутки: упражнения, способствующие для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия напряжения с мышц и туловища, для профилактики зрительного утомления.
В последнее время больше внимания уделяю электронным физминуткам.  Электронные физминутки несут в себе несколько функций. Основная их цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазами.

                                           Дебаты (слайд 44 )

      На уроках литературы, я использую  дебаты.  «Дебаты», представляет собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. (слайд 45 ) Дебаты  способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации. Данную технологию, как показал мой опыт, эффективно использовать в 10–11-х классах. Дебаты могут принимать различные формы, их можно проводить как на обычном, так и на сдвоенном уроке.

 Литература 10-й класс: «Хэты уфэд, сыдым уфэд, джырэ адыгэ пшъашъ?» (Адыгэ бзылъфыгъэм иобраз ХьадэгъэлIэ Аскэр итворчествэ къызэрэщигъэлъагъорэр. поэмэхэу «Адыгэм ыпхъу», «Батмэтыкъохэр», «Лащын» джырэ адыгэ пшъашъэмрэ зэрагъапшэ)

  11 класс: «Урыс-Кавказ зор лъэпкъым игууз».

      В целом, следует отметить, что использование дебатов в преподавании ведёт к повышению эффективности преподавания, создаёт необходимые условия для формирования познавательной и коммуникативной культуры учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и потребностями. 

                             Игры (слайд 46 ) 

(слайд 47 ) В.А.Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».   Формирование  и  развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне  развитой личности. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается  такое  качество, которое характеризуется высоким уровнем мотивации  в усвоении знаний и умений. Одной из таких технологий является  игровая.  Игровая технология обеспечивает единство  эмоционального  и рационального в обучении.
( слайд 48-56)Уроки-игры в основном я провожу на обобщающих уроках. Для таких уроков применяю игры: «Гущы1эзэгъусэхэр гущы1эухыгъэ тэжъугъэш1», «Къаш1э гурыт гущы1эр», «Хэукъоныгъэхэр къахэгъуат», «Пцэжъыяш», « Омонимхэм талъэхъу» , « Усэр угъоижь», «Ребусхэр къаш1эх», « Домино» и др.  В основном в своей работе применяю игру «Домино». Заранее к уроку готовлю карточки. Они разделены на две части (как домино)  в  одной половинке содержится вопрос, а в другой – ответ. Учащиеся делятся на две или три команды. Я раздаю карточки. Ученик читает вопрос. Другой, у кого есть, ответ на этот вопрос  отвечает,  кладет  карточку и читает свой вопрос. Третий ученик отвечает на этот вопрос и читает вопрос в своей карточке и т. д.

     В играх активизируется внимание детей, творческая фантазия, формируются вычислительные навыки, нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер.                

Дифференцированное обучение. (слайд 57) 

 Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше. (слайд 58)  В своей работе использую различные формы работы:

коллективная -  все учащиеся выполняют одно задание.
групповая - каждая группа получает задание.
индивидуальная - отдельные учащиеся получают персональный вариант задания.
парная – учащиеся парами получают задание и выполняют.
Цель состоит в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую. На уроках адыгейского языка веду дифференцированную работу по ликвидации пробелов в знаниях и учёту знаний учащихся с помощью зачётных карточек. После каждой изученной темы предлагаю детям разноуровневые карточки. Это помогает адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и склонностей.

В заключении хочу сказать пусть девизом каждого учителя сегодня станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…».

Литература.

  1. Г. А. Абумова Информационные технологии как основа развития современных общеобразовательных школ, М.: Просвещение, 2001
  2. И.Л. Бим Формирование коммуникативной компетенции М.: Просвещение, 1998
  3. Т.А.Ильина Системно – структурный подход к организации обучения. М.: Просвещение, 2006
  4. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - М,1998год.

 

 

Активизация познавательной деятельности на уроках адыгейского языка и литературы.

Учитель адыгейского  языка и литературы

   МБОУ СОШ №9 а.Уляп

Шовгенова Светлана Меджидовна

                                                 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом де...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Аннотация к статье«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» Автор  учитель русского языка и литературы МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский районРБ Тагиро...

Современные методики активизации познавательной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе

Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой  принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». Поэтому нельзя допустить, что...

Обобщение педагогического опыта по теме:«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

Работа состоит из 4-х разделов. I. Введение.II. Теоретическая база опыта.III. Пути осуществления активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.1. Технология развит...

Личностно-ориентированное обучение как инструмент активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Обмен опытом по приминению личностно-ориентированного обучения в преподавании русского языка и литературы....

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ

Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы по теме самообразования...