Личностно-ориентированное обучение как инструмент активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.
методическая разработка по литературе на тему

Обмен опытом по приминению личностно-ориентированного обучения в преподавании русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_russkomu_yazyku_i_literature.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГПОАУ АТК)

ДОКЛАД

Фестиваль педагогических идей

«Шаг в будущее»

Тема: Личностно-ориентированное обучение  как инструмент активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Выполнила: Карнаухова Ирина Владимировна

                                          преподаватель

Свободный, 2015 г.

  Современный подросток - какой он? Какие его особенности нужно учитывать в образовательном процессе?

Опираясь на «теорию поколений», созданную американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом в 1991 году, можно сказать, что сейчас в России поколение детей мультимедийных технологий. Характерными чертами данных технологий являются:

- нетерпеливость  и сосредоточенность на краткосрочных целях;

- приоритет отдается общению в виртуальном пространстве;

- образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах – поверхностью;

- ориентация на потребление и интровертированный индивидуализм.

  Таким образом, можно выделить психологическую особенность этого поколения: меньше человеческой коммуникации, больше техногенной. Уже сейчас видно, что подростки лучше разбираются в технике, в чем-то материальном, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении.

    Конечно, мы, русские, всегда должны помнить слова поэта Ф.Тютчева:

                                                                             «Умом Россию не понять,

                                                                             Аршином общим не измерить.

                                                                             У ней особенная стать.

                                                                             В Россию нужно только верить».

    Поэтому мы можем знакомиться с трудами зарубежных специалистов, какие-то  аспекты научных трудов прорабатывать, что-то применять  в своей деятельности.

   Но мы, педагоги, должны возрождать традиции русской культуры, побуждать национальное самосознание, возвышать духовные потребности обучающихся с помощью народного творчества, открывать и помогать детям постигать эмоционально мудрость и глубину русской нации.

   Следовательно, информационно-коммуникационные технологии рассматриваются в современной учебной деятельности как инструмент познания, объект изучения, методическое обеспечение, средство развития личности ребенка, средство управления.

    В современной образовательной ситуации, в первую очередь в контексте внедрения ФГОС нового поколения, преподаватели-предметники столкнулись с трудностями при организации образовательного процесса с учетом современных требований.

  Нужно ли менять систему своей работы? Ответ на этот вопрос утвердительный. Но гораздо труднее ответить на вопрос как?  Осмысление новых задач преподавателя по обучению учеников самооценке требует времени и практических наработок.

  Эффект в работе может быть как положительный, так и отрицательный. Ведь педагог сам выбирает технологии, методы. Именно по этой причине вся работа преподавателя должна проходить через саморазвитие и непрерывное образование.

  Преподаватель теперь выступает как консультант, куратор, организатор процесса.

  Простое воспроизводство прочитанной в учебнике или услышанной на уроке информации – признак репродуктивной системы образования, которая безнадежно устарела. Таким образом, меняется концепция урока.

  М.А.Шолохов писал: «Важнейшее богатство народа – его язык». Действительно, язык – это хранилище человеческой мысли. Он осуществляет связь времен, поколений. Хорошо сказал об этом великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Язык есть самая живая, самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое целое…»

  Наша задача, стоящая перед учителями-словестниками, - научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка и повысить интерес к русской речи и литературе.

  В связи с вышесказанным я хочу рассказать как ИКТ является инструментом активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

  Итак, компьютер может использоваться на всех этапах учебных действий.

I.  При изучении темы: «Способы образования слов» у обучающихся возникают трудности при определении  словообразования. Например, в ходе урока можно использовать различные приемы обучения.

- Рефлексия учебной деятельности

Задание: Образуйте слова по модели с корнями из предложенных слов:

Назовите способы образования слов. Проверьте:

  1. Предыстория – приставочный.

2. Посадка – суффиксальный.

3. Безрукавка – приставочно-суффиксальный.

4. Расцвет – бессуффиксный.

5. Мореход – сложение.

II. При изучении темы: «Способы связи слов в словосочетании».

Предлагаю решить лингвистическую задачу, опираясь на подсказку:

Главное слово

Зависимое слово

 

Самостоятельные части речи

 согласование

прилагательное;

причастие;

порядковое числительное;

местоимение, по форме сходное с ними

управление

существительное;

местоимение, по форме сходное с ними

примыкание

наречие;

деепричастие;

неопределенная форма глагола

Задание: Определите способ связи в словосочетаниях:

- его портфель,

- разговаривал улыбаясь,

- красный от смущения,

- одно обстоятельство,

- мы с тобой,

- встретить вас.

III. Творческая работа групп.

Данный прием в обучении формирует новые способы деятельности, вырабатывает индивидуальную, коллективную позицию по изученной проблеме.

  Велика ли премудрость – найти грамматическую основу предложения?

Задание: Выпишите грамматические основы из следующих предложений:

а) Все понятно старику,

Старику часовщику.

Из окошечка резного

Снова слышится: «Ку-ку!»

                                      (С.Михалков)

б) Хозяин твой и мил, и знаменит,

И у него гостей бывает в доме много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.

                                             (С.Есенин)

в) Вечер. Поле. Огоньки.

Дальняя дорога.

                                        (В.Маяковский)

г) Овраг, где протекала река, был так глубок, что ребята не могли видеть лес.

д) Наш город украшает зеленый парк.

е) Поднявший меч от меча и погибнет. (Пословица)

 Окончание рабочего процесса – защита индивидуальных, коллективных позиций.

IV. Перед практической работой предлагается еще один прием «Переосмысление информации» - из схемы уходим в теорию.

 Задание: По предложенным схемам, вспомнить правила расстановки запятых в предложениях с обособленными членами.

     а)           , │           

б)    │           

в)             , │           

г)           │           

V. При подготовке к практической работе предлагается обучающимся интересный прием обучения «Конструирование грамматическое»

Это синтетическое упражнение, состоящее в самостоятельном составлении схем или подыскивании предложений заданного типа.

а) [      ], и [      ]

б) [      ], ( с которой …)

в) […, ( куда …), и …, (что …)]

г) [ …, (что …), и … ]

д) [        ],  [         ].

VI. Развитию познавательной активности обучающихся способствует такой прием работы, как «лингвистический эксперимент»

Задание: Вместо пропусков вставьте глаголы, наиболее точно выражающие мысль. Потом сравните с авторским. Какой вывод сделаете?

 Мы идем с лесником по мелколесью.

- Родник, - говорит лесник и зачерпывает ладонью прозрачную воду. Из- под камня … родник. Он превращался в ручеек, который весело … на восток.  Ручей брызжет, звенит и потом стремительно … вниз. По склону горы он … дальше. Несколько таких ручейков … в один большой ручей, и он спокойно … по равнине. (По К.Паустовскому)

Слова для вставки: мчится, сливается, низвергается, скатывается, течет, бежит, льется.

  «Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения».

                                                                                   А .Сент-Экзюпери.

   Уроки литературы – это особая тема разговора. Они должны быть яркими, эмоциональными, воспитывающими. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

  Учитывая особенности нового поколения детей, пытаемся сделать учебный материал более простым и интересным для восприятия.

  I.  При знакомстве с творчеством русских писателей на уроке литературы предлагаю составить тезисный план, опираясь на учебник. Так как на изучение некоторых тем отводится минимальное количество часов (1-3). Например: «Творчество Н.С.Лескова», «Творчество А.К.Толстого».

  II.  На следующем этапе в процессе обучения в качестве контроля результатов усвоения знаний можно также использовать различные приемы:

  1. Монологическое высказывание по опорной таблице или схеме.
  2. Заполнение готовой таблицы примерами.

Данный прием работы на уроке литературы позволяет обучающимся сравнивать, сопоставлять материалы, взятые из учебного пособия.

    III. Чтобы увлечь обучающихся литературой, практикую различные формы домашнего задания.

  1. «Идеальное задание»

Обучающиеся выполняют дома работу по их собственному выбору и пониманию.

Например:  - Написать обычное сочинение по пройденной теме

- Составить презентации.

- Написать сообщение.

- Написать аннотацию прочитанного рассказа.

  Нужно отметить, что урок – это система, которая обладает связью с внешней средой через информационные каналы. То есть урок является способом саморазвития личности обучающихся.

   При подготовке к уроку литературы по новой теме предлагаю выполнить задание, например, по творчеству А.М.Горького. Этот прием называется:      2. «Творчество работает на будущее»

Задание: Составить галерею литературных образов.

  С помощью данного приема обучения,  обучающиеся не просто слушают художественный текст, но и зрительно воспринимают литературных героев.

    Современным подросткам неинтересно, порой трудно учить наизусть стихотворение. И опять идут поиски активизации познавательной         деятельности.

3. Прием  «Необычная обычность»

 Преподаватель предлагает обучающимся сделать задание на альтернативной основе.

   Либо цитируется стихотворение наизусть, либо предоставляется мультимедийная информации.

   Таким образом, использование информационных технологий актуализирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к информации, зарождает мотивацию к учебной деятельности, организует самостоятельность обучающихся, формирует способность к рефлексии.

   Следовательно, эффективное развитие человека в современном информационном обществе обуславливает особое внимание к информационно-коммуникационным технологиям, обеспечивающей процесс непрерывного самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья. "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом де...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Аннотация к статье«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» Автор  учитель русского языка и литературы МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский районРБ Тагиро...

Современные методики активизации познавательной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе

Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой  принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». Поэтому нельзя допустить, что...

Обобщение педагогического опыта по теме:«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

Работа состоит из 4-х разделов. I. Введение.II. Теоретическая база опыта.III. Пути осуществления активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.1. Технология развит...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ

Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы по теме самообразования...