Главные вкладки

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно - коммуникационных технологий
    статья на тему

    Гомзякова Вера Ивановна

    Описание опыта работы по теме

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ «Суксунская средняя общеобразовательная школа №2»

    Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Гомзяковой Веры Ивановны

     «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий»

    Суксун, 2011

    Условия становления опыта

      Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы уроки русского языка и литературы были интересны ученикам, учителю приходиться осваивать новые методы подачи материала. В нашу жизнь прочно вошло такое понятие, как информационно-коммуникационные технологии. В нашей школе есть компьютерный класс. Это во многом облегчает использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Хочу поделиться опытом, а также рассказать о некоторых компьютерных новинках, которые могут быть полезны в учебном процессе.

      Известный педагог М.А. Рыбникова неоднократно подчеркивала, что учитель-словесник должен уметь не только удивлять класс новизной и свежестью материала, но и организовать его на работу. Исходя из этого, мной был сформирован опыт, в центре внимания которого стала активизация познавательной деятельности учащихся при изучении русского языка и литературы посредством применения ИКТ.

      Длительность функционирования опыта: два года.

      Опыт направлен на ликвидацию противоречия, между необходимостью сформировать самостоятельную творческую личность и традиционными методами преподавания, что проявляется в целях обучения, и в самой деятельности ученика.

    Актуальность

      В последнее десятилетие особое значение принимают педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии.

      Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера, поэтому в основном звене я активно использую современные технологии, развиваю в ребенке умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В процессе использования ИКТ на уроках русского языка и литературы формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для меня как учителя  новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников.

       В концепции стандартов общего образования нового поколения в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий. В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений:

    1. самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;
    2. работать в группе и принимать решения;
    3. использовать информационно-коммуникационные  технологии.

     Внедрение в основу опыта информационно-коммуникационные технологии,  я стараюсь заниматься, как требуют новые стандарты образования.

    Ведущая педагогическая идея

     Основу опыта составляют важные особенности применения основ информационно-коммуникационных технологий обучения как средства создания условий для развития познавательной активности обучающихся. По своей сущности данный подход отличается от ранее существовавшего традиционного подхода к обучению и воспитанию школьников.

      В условиях работы в общеобразовательной школе ведущими педагогическими идеями моего опыта стали:

    1. научные исследования Г.И. Щукиной, раскрывающие пути формирования познавательного интереса учащихся через содержание учебного материала, самостоятельную деятельность школьников, создание положительной эмоциональной атмосферы;
    2. идея практико-ориентированного подхода (Ялалов Ф.Г.), предполагающая изучение традиционных для российского образования фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами технологической или социальной направленности;
    3. идея развивающего обучения (Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов). Цель учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в познании;
    4. идея использования новых информационных технологий (И.В. Роберт, П.И. Самойленко).

     Опираясь на теорию активизации познавательной деятельности школьников и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К. Селевко, я обозначила основную цель моего педагогического опыта:

    создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования ИКТ на уроках русского языка и литературы.

      Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:

    1. Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности.
    2. Формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам (русский язык, литература) через использование ИКТ.
    3. Создавать  атмосферу сотрудничества, коллективизма, совместной деятельности учителя и учащихся.
    4. Внедрять ИКТ для развития познавательного интереса учащихся, формирования логического и системного мышления, развития рефлексии.
    5. Повышать уровень обученности и качества знаний.
    6. Воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.

    Новизна опыта

      Новизна опыта заключается в изучении и внедрении в практику преподавания уроков русского языка и литературы принципов активизации познавательной деятельности при использовании современных технологий.

      В усилении процесса обучения особую роль приобретают приемы, активизирующие учебно-познавательную деятельность: проблемно-поисковые ситуации, дискуссии, формы самостоятельной работы, задания творческого характера и другие. То есть используются виды работ, связанные не только с запоминанием и воспроизведением, но и активизирующие учебную деятельность обучающихся, воспитывающие у них активную жизненную позицию, развивающие логическое мышление, познавательные интересы и потребности, побуждающие активно искать решение проблем, находить способы преодоления трудностей.  

      Учеными давно уже доказана тесная связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью восстановить этот материал в памяти. Только четверть услышанного остается в памяти. Если ребенок имеет возможность воспринимать материал на слух и зрительно, то доля усвоенного достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

      Применение средств ИКТ на уроках – эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и современным.

       Планируя урок с применением новых информационных технологий, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:

    1. четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
    2. уточняю, где  и когда буду использовать информационные технологи;
    3. согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
    4. учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации.

     Для реализации поставленных дидактических задач пользуюсь различными формами и методами:

    1. практический (выполнение упражнений учебника);
    2. репродуктивный (анализ языковых единиц, построение предложений по моделям, подбор синонимов, однокоренных слов);
    3. объяснительно-иллюстративный (сообщение, чтение учебника);
    4. наглядный (демонстрация);
    5. эвристический (устное словесное рисование, творческий пересказ);
    6. исследовательский (анализ языковых единиц разных уровней);
    7. методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, языковой разбор).

       Совокупность этих методов позволяет охватить все стороны учебного материала, заинтересовать ребят, использовать полученные знания в новой ситуации:

    1. Имея компьютер, я имею большие возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку, учитывая все особенности класса и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Для своих уроков я печатаю тестовые задания, карточки-задания и т.д. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки.

    1. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить, как минимум, на слайды. Качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты.  Очень занимательна форма подготовки творческого задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации для закрепления материала на уроке используем прием кластер, который помогает систематизировать знания учащихся по определенной теме.  Данный приём помогает каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, позволяет научить учеников самих добывать информацию, создавать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности, развить способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой степени сложности, формировать у учащихся навыки самообразования, организовать групповую работу на уроке, создать в классе атмосферу партнерства. 
    2. На уроках русского языка и литературы ученики с помощью ресурсов Интернета выполняют задания:

    Творческого характера

    Исследовательского характера

    сочинения, статьи, рисунки, фотографии (например, оформление сборника стихов любого поэта «серебряного века» с использованием технологий обработки информации)

    Создают проекты, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, кластер, выступают в различных ролях (фотографа, режиссера видеоматериала, художника)

    1. На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы по русскому языку и литературе, электронные тренажеры («1С Репетитор по русскому языку», «1С. Репетитор по литературе»), ресурсы сети Интернет, с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.  На официальном информационном портале  Единого государственного экзамена (http://www.ege.edu.ru/)  выпускники проходят онлайн-тестирование. На уроках контроля использование компьютерных тестов позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить). Использование тестов помогает мне не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
    2. Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. В Интернете есть различные словари, справочники, энциклопедии (например, Большая бесплатная энциклопедия: http://mega.km.ru, Справочно-информационный портал «Русский язык». Орфографический словарь, трудности русского языка, официальные документы, справочное бюро: http://www.gramota.ru/, Глаголица. Толковый словарь русских выражений: http://www.comics.ru/dic/, «Словарь устаревших и диалектных слов»: http://www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm,  «Толковый словарь» В. И. Даля: http://www.slova.ru/ и другие). Можно, выделив определённый терминологический ряд, относящийся к данному уроку или теме, обозначив 3-5 справочных Интернет-ресурса, дать учащимся задание подобрать те определения, которые понятны и удобны им самим. Результаты получаются весьма интересные.
    3. Выполняя домашнее задание, учащиеся используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимися, тематических презентаций (составление презентаций при подготовке и защите рефератов активизирует интерес учащихся к усвоению медиа-технологий). Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

      При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К, Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.

      Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ  и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Конечно, живое, эмоциональное слово учителя – словесника никогда не заменить машине, пусть даже умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Общение с умной машиной не должно занимать более 15-20 минут урока. Учитель может и должен чередовать разнообразные технологии обучения, например, на своих уроках  для активизации познавательной деятельности учащихся я использую не только информационно-коммуникационные технологии, но и личностно ориентированное обучение, проблемное обучение, проектно-исследовательскую деятельность, технологию сотрудничества, и использую здоровье сберегающие технологии.

    Результативность

        «Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно». Так начал одну из своих статей Л.Н. Толстой. Действительно, человек, увлеченный чем-либо, проявляет значительно больше воли, настойчивости, терпения, упорства в преодолении трудностей, чем тот, который относится к делу без интереса и любви. Очень важно пробудить у учащихся эмоциональное, положительное отношение к учебной работе. Поэтому большое внимание уделяется организации познавательной деятельности, которая побуждает ребят к усвоению знаний и овладению общеучебных умений и навыков, воспитывает творческую активность, формирует мыслительные способности.

       Использование ИКТ способствует увеличению показателя успеваемости, повышает степень уверенности в себе, стимулирует желание самосовершенствоваться. При систематическом использовании информационно-коммуникационных технологий наблюдаются следующие результаты:

    1. активное включение всех учащихся в процесс приобретения новых знаний;
    2. формируются такие качества личности, как настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к активной познавательной деятельности;
    3. вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
    4. формируется потребность личностного роста и самообразования.

     Несмотря на то, что использование ИКТ  находится на уровне внедрения, результаты ее применения уже есть. Это прослеживается в повышении качества знаний учащихся по предметам и степени их обученности.

          СТЕПЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ                                      КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ                                                  

     Благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий, ребята стали лучше усваивать учебный материал, выпускники стали лучше сдавать ЕГЭ (не стало «2»), повысился интерес к предметам.

    Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы показывает, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение.

    Результаты изучения отношения к русскому языку и литературы среди учеников (%)

      Бесспорно то, что уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий развивают познавательную активность, повышают качество обучения, так как для одних легче усвоить видеоинформацию, для других важную роль играет звук. С целью выяснения эффективности применения компьютера, я провела опрос среди обучающихся, которые отметили следующее:

    80 % - легче запомнить

    75 % - больше возможности работать самостоятельно, творчески

    85 % - больше шансов получить хорошую оценку

    90 % - независимость результатов (оценку выдает компьютер)

    95 % - большие информационные возможности

       Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

       Кроме того, я веду большую внеклассную работу по предмету, что позволяет ребятам самовыражаться, развивать и применять творческие навыки. Второй год участвуем во всевозможных телекоммуникационных проектах и есть свои результаты:

    Динамика участия в телекоммуникационных проектах

     Эффективность применяемой мной системы доказывают результаты участия моих учеников в муниципальных конкурсах, научно-практических конференциях:

     

     Участие в различного рода мероприятиях значительно раскрывает творческий потенциал учащихся и активизирует познавательную деятельность,  свидетельствует об умении работать с учащимися разного уровня подготовленности и способности организовывать учебное сотрудничество.

    Участие учеников в литературных конкурсах и проектах (%)

           2008 - 2009 уч.год                                    2009 – 2010 уч.год

    Заключение

     Использование ИКТ в школе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Ведь самое главное, что ребятам нравится выполнять задания с использованием ИКТ, они с удовольствием предлагают свои идеи, начинают творчески мыслить. Считаю, что компьютеры помогут учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

     Я думаю, что каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным. И мне кажется, что мой опыт – это только начало большой и кропотливой работы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблемность в обучении - один из приёмов активизации познавательной деятельности учащихся нат уроках русского языка и литературы

    Статья для учителей русского языка и литературы  "Проблемность в обучении - один из приёмов активизации   познавательной деятельности  учащихся нат уроках русского языка и литерату...

    Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

    На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

    "Использование разнообразных форм, методов и инновационных образовательных технологий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

    Опыт работы по использованию разнообразных форм, методов  и инновационных образовательных технологий  активизации познавательной деятельности учащихся  на уроках русского языка и литера...