"Использование разнообразных форм, методов и инновационных образовательных технологий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Монгуш Олзей Кара-Сатовна

Опыт работы по использованию разнообразных форм, методов  и инновационных образовательных технологий  активизации познавательной деятельности учащихся  на уроках русского языка и литературы.

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_raznoobraznyh_form_innovats.docx50.24 КБ

Предварительный просмотр:

Использование разнообразных форм, методов  и инновационных образовательных технологий  активизации познавательной деятельности учащихся  на уроках русского языка и литературы.

        (название инновационной образовательной программы, методики,

                                  форм или средств обучения)

        МОУСОШ № 2 г. Чадана Дзун-Хемчикского кожууна РТ

(на базе какого общеобразовательного учреждения реализуется)

                           Монгуш    Олзей    Кара-Сатовна

                                              (ф.и.о )

Тема опыта:«Использование разнообразных форм, методов и инновационных образовательных технологий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель: Воспитание ученика  как  личности  компетентной, успешной и востребованной обществом,владеющей  нормами   литературного  языка,  способной    свободно    выражать  свои мысли  и  чувства в устной  и письменной речи, соблюдать этические нормы  общения.

Задачи:

1.Создание на уроках  и  во внеклассной работе  разнообразных положительно  и деятельностно окрашенных ситуаций, определяющих пути интереса и успеха детей, формирование у школьников положительной мотивации к учебе.

2.Совершенствование форм  работы  учителя по повышению качественного уровня устной  и письменной речи учащихся на уроках  русского  языка и литературы, используя нетрадиционные методы и альтернативные  программы. Расширение возможностей  разноплановой практической деятельности  учащихся.

3.Активизация  познавательной деятельности  учащихся, исходя из требований  государственного стандарта, выявление  и  развитие задатков, способностей и талантов  детей.

4.Воспитанте духовности, нравственности  на  уроках и во  внеурочное время, включая элементы культуры  родного края.

.      2.Условия возникновения и становления опыта

  • Внедрение новых педагогических технологий в работу;
  • создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т.д.;
  • постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся;
  • накопление краеведческого материала;
  • накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег;       1
  • наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного интереса детей к изучению предметов.
  • 3. Цель педагогического опыта:
  • Разработка и создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
  • Задачи: обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности), развивать творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.
  • 4. Описание опыта

За время работы в национальной школе учителем русского языка и литературы я считаю первостепенным делом овладение учащихся русским языком. Основной задачей обучения русскому языку является развитие  устной и письменной речи учащихся, используя разнообразные формы, методы и инновационные образовательные технологии. Это очень кропотливая  работа ,требующая в последнее время  терпения и настойчивости учителя. Следует признать причину  в ухудшении  благосостоянии народа( нуждаются в  средствах по подписке газет и журналов, падение  интереса учащихся к учебе ,чтению книг, чрезмерное  увлечение игрой в компьютер)

  Один из принципов моей методики  - это отстаивание собственной точки зрения учащимися. Таким образом, я не только закладываю в детях чувство собственного достоинства, но и развиваю речь, обогащаю  словарный состав, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать свои знания

Формы и методы, используемые мной на уроках:

1)   объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем,  символических картинок, опорных конспектов);

2)   репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);

3)   эвристический метод (решение лингвистических задач);
4)   методы самостоятельной работы учащихся;

5)   метод дифференцированного обучения;

6)   метод проектов.

Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, включаю детей в исследовательскую деятельность.

 В целях достижения лучшего результата использую разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-модуль, урок-лекция, урок-семинар, урок-

исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия,   урок-праздник.                      

     Главная задача преподавания русского языка на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата. 

  Значит, ведущими ключевыми идеями будут следующие: 

   Прививать интерес к русскому языку, психологически готовить к дальнейшему изучению его в школе;

   Приучать слух детей к звукам, словам русской речи;

   Создавать у детей  запас наиболее употребительных русских слов, вырабатывать умение пользоваться этим минимумом в разговорной речи;

    Научить строить элементарные фразы на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме.

  Для реализации этих задач следует  пользоваться целым  комплексом пособий(учебники, учебные пособия,звуковые приложения,методические руководства, дидактические материалы,тесты,ТСО, компьютер,  интернет)  

     В своей практике я пользуюсь всеми видами устных и письменных работ по развитию речи учащихся национальной школы.

  В понятие « развитие речи» входят, во-первых, обогащение словарного запаса учащихся, во-вторых, овладение нормами русского литературного языка и, наконец, формирование умений и навыков связного изложения мыслей  в устной и письменной форме(составление речевого произведения,

т.е.текста)Очень полезно проводить изложения по тексту повествовательного характера, изложения с заданием ввести в текст описание предметов, обстановки, ответы-рассуждения. Таким образом, обучение идет не только связному изложению мыслей, конструированию  текста, но и созданию речевых произведений  всех смысловых типов – повествования, описания, рассуждения.

    Сегодня, я считаю, компьютер на уроках русского языка и литературы  не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

Я использую компьютер на своих уроках в различных целях:

  1. при объяснении нового материала для максимального его усвоения,
  2. для оптимального закрепления изученного материала,
  3. для улучшения контроля знаний учащихся,
  4. для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.
  5. Многие учителя, которые уже применяют в преподавании своего предмета информационные технологии, надеюсь, согласятся со мной,      что самым распространённым или популярным средством ИТ в школе является  презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение.

  Я сама очень люблю это средство наглядности и создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой.

  При этом презентация (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) может использоваться в нескольких существенно различных ситуациях.

Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.

Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия.

    Например:  уроки- практикумы обязательно заканчиваю выходным тестированием, которое не занимает много времени на уроке. По возможности при проведении таких тестов использую мультимедиа. Например, в 8 классе по теме «Союзы при однородных членах предложения» проводила тест в такой форме:

   Тест к уроку «Союзы при однородных членах предложения»  

 1. Поставьте правильно знаки препинания: А впереди сотни ночей

(1) и рассветов (2) и дней (3) и вечеров.

1) 2,3;

2) 1,2,3

 2. Поставьте, где нужно, запятые: Людей всегда мучают разнообразные сомнения

 — большие (1) и малые (2) серьезные (3) и смешные. (Паустовский).

1)1,2,3;      .

2)1,2;

3)2.        .

 3. Укажите предложение, в котором нужно поставить запятую:

1) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и бросал в траву.

2) На снегу были видны как заячьи так и лисьи следы.

4 . Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:

1) В октябре потускнели и цветы и травы и листья на деревьях.

2) Учебники я или куплю или возьму в библиотеке.

  5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Неправдой свет пройдешь да назад не воротишься.

 2) Человека воспитывает и искусство, и наука.

 6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

 1.) Ехать надо было на собаках, или на оленях.

 2) Река извивалась светлой и чистой змейкой и скрывалась где-то за пригорком.

 ( Проверка  со слайда.)

    Например, при изучении  причастий в 7 классе, удобно использовать

такие  слайды:    

        

Причастие

  • Обозначает признак предмета по действию
  • Отвечает на вопросы:

Какой? Какая? Какое? Какие?

  • А также:

Что делающий? Что сделавший?

Глагол 

  • Вид сов.//несов.
  • Время наст., прош.
  • Возвратность

+

Прилагательное

  • Вопрос «Какой? Какая? Какое? Какие?»
  • Изменяется по роду, числу, падежу
  • Имеет полную и краткую форму
  • Синт. роль – определение,

                        сказуемое

Читающий умный мальчик

Поющие маленькие девочки

Любившие спорт здоровые ребята

Спорившие о прочитанной книге эрудированные ученики

Тронутый вниманием одинокий старик

Движимый добрым чувством скромный юноша  

Указанный телефонный номер

Затеянный сложный переезд

Решенная трудная задача    

                                                       

Запомните!

Причастия можно заменить синонимичным придаточным предложением (определительным)

  • Умный мальчик, который читает….
  • Маленькие девочки, которые поют…

Формальные признаки причастий:

Действительные            Страдательные

Образ. от гл. I спр.        1 спр.-ом,-ем   в наст.вр.

От гл. II спр.

Наст. вр.        2 спряж.- им.

-ущ-ющ

-ащ-ящ-        -нн,-енн,- т  в прошед.времени

Прош.вр.

-вш-ш-

Проблемная ситуация:
 почему причастия называются действительными и страдательными?

Сравните 2 группы примеров и объясните смысл терминов

  • Летящий
  • Падающий
  • Упавший
  • Виднеющийся
  • Любивший
  • Таявший
  • Лелеявшая
  • Сеявшие
  • Кинутый
  • Гонимый
  • Движимый
  • Читаемый
  • Раскрытый
  • Усвоенный
  • Подготовленный
  • Выбранный
  • Решенный

Причастный оборот
(причастие с зависимыми от него словами)

обособляется         

  • Если стоит после определяемого слова

Тучи , |застилавшие небо| , скоро рассеялись.

  • До или после личного местоимения

|Застилавшие небо|, они скоро рассеялись.

не обособляется

Если стоит перед определяемым словом

Застилавшие небо тучи скоро рассеялись. 

Запомните!

  • Причастные обороты, относящиеся к одному определяемому слову, подчиняются правилу однородных членов.

[ X, |прич. об.|, |прич. об.| , |прич. об.| , = ]

[ X, |прич. об.|, |прич. об.| и |прич. об.| , = ]

Огромная сова, обеспокоенная возней и вылетевшая из темного угла, беспомощно закружила по часовне.

Работа в парах

  • Проговорить друг другу всё, что узнали о причастиях, составить предложения с причастиями
  • Прокомментировать высказывание о причастиях М.В. Ломоносова: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.»

Другое направление — это использование на уроках литературы презентаций-биографий писателей, в том числе подготовленных учащимися.

    Создание презентаций - процесс творческий. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений.

     Используя Интернет-ресурсы, мои ученики готовят различные доклады, рефераты, занимаются проектной деятельностью.  Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ повышает уровень активности учащихся.

В наши дни, когда дети читают мало или вовсе не читают, проводя время у телевизора или за компьютером, перед учителем, как никогда, встает задача создавать мотивацию чтения, т.е., использовать различные приемы побуждения интереса к чтению. Поэтому подготовить обучающихся к чтению, восприятию и анализу произведений - важная задача учителя словесника. На уроках русского языка придумываем вместе с обучающимися  предложения с незнакомыми словами, объясняя их значение, используя синонимы или антонимы, толкование слова.

В старших классах даю краткие исторические справки, чтобы правильно поняли произведение. Многие ученики плохо владеют отвлеченными понятиями, в т.ч. нравственно- эстетическими, не улавливают оттенков слов синонимического ряда и их стилистической окраски. Преодолеваем это с помощью систематических небольших упражнений, развивающих речь и навыки анализа произведений. На уроках литературы  использую методику, когда ученик, отвечая на вопрос, опирается на текст, цитирует его, а затем раскрывает смысл. Эффективность такой методики в том, что текстом произведения проверяются различные интерпретации литературоведов. А еще и потому, что на уроках литературы звучит текст определенной эпохи, возникает диалог культур. Размышляя, ученики осваивают нравственно – этические и эстетические представления эпохи, запоминают текст, его стилистику, накапливается цитатный материал для сочинения. Вопросы даются для домашней работы, указываются  главы, где искать ответы, обучающиеся работают с закладками, проставляют страницы книги рядом с записанными в тетради вопросами. Много работаем с терминологией, знания закрепляются в ходе работы со словарями и справочниками, а также с учебником и при выполнении заданий с текстом. Иногда заканчиваю изучение произведения заданием: нарисовать, как вы представляете себе образ героя. Но такие задания не обязательны для всех, только по желанию ученика. Важно помнить, что на уроках литературы ученики должны работать с текстом произведений, правильно говорить, писать и высказывать свою точку зрения, обосновывая ее.

В старших классах применяю элементы технологии «Дебаты». Данная технология мне нравится тем, что способствует закреплению, актуализации полученных ранее ЗУН, овладению новыми знаниями, умениями и навыками. Способствует также  формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы. Учебная деятельность в технологии «Дебаты» осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности, что немаловажно для некоммуникабельных обучающихся.  

         В своей практике применяю проведение  интегрированных уроков. 

В ходе подготовки и проведения такого урока логичным выглядит использование проектного метода, элементов исследовательской деятельности обучающихся. Интегрированный урок – это еще и форма открытого урока, что немаловажно в повседневной работе учителя, т.к. именно при такой форме организации урока полно проявляется совместная деятельность учителя и ученика.

        

 Также использую   проектные и исследовательские технологии.

Какова же роль учителя в ключевых моментах данной технологии?

Учитель должен проводить работу совместно с учеником, постоянно контролируя ее на всех этапах. Совместно с обучающимися    определяется тема, формулируются цели и задачи исследования. В выборе темы  я  учитываю, прежде всего, интересы ученика. Моя задача на этом этапе помочь сделать выбор, показать значимость выбранной темы. Обязательно помогаю в формулировке целей исследования,   вместе намечаем структуру работы, определяем  основные пункты, которые во время исследования ученик может расширить. Еще важный момент на первом этапе работы: помочь с выбором литературы.

         Перед учениками ставлю  четкие сроки выполнения работы, разбив ее на несколько этапов. Таким образом, обучающемуся будет легче планировать свою деятельность. Отдельно хочется отметить и  важность использования компьютерных технологий. Они могут применяться как на этапе поиска и обработки информации, так и на этапе оформления результатов работы и

обработки информации, так и на этапе оформления результатов работы и на ее представлении. На всех этапах исследования учитель  контролирует  работу ученика, консультирует его по всем вопросам, оказывает  помощь в обработке результатов, определяет соответствие текущего этапа с целями и задачами всего исследования. Учитель должен проконсультировать ученика и по поводу требований к оформлению и представлению результатов работы. Вместе отрабатываем  форму презентации.  

В среднем звене использую игровые технологии: урок- сказка, уроки – театрализации, уроки – путешествия. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте, еще поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Для меня важным является, конечно, не просто подготовить обучающихся  к  успешной сдаче экзамена, но подготовить их к успешной адаптации в обществе, успешной социализации. На протяжении последних лет вела элективный  курс по русскому языку в 11кл.Надеюсь, что творческая часть ЕГЭ – часть «С» - не представлял особой сложности для моих выпускников.

Таким образом, если у учителя есть желание владеть современными приемами организации совместной деятельности, то и его обучающиеся будут владеть многими компетенциями. 

              Усиление речевого аспекта преподавания русского языка – это тема,  которая требует эффективных путей решения проблемы . Ведь речь идет о выполнении нами важнейшего социального заказа: хорошо сформированные коммуникативные умения  - это условие успешной социализации ученика.

              Теперь более  предметно. Решая вопросы, почему ученик, читая, не запоминает и не понимает прочитанного, почему, имея в голове определенную мысль, не умеет ее озвучить, приходишь к ответу: понять, запомнить, передать прочитанное можно только с помощью особо значимых в речи элементов, т.е. выразительных слов. А какие такие слова в школьной практике мы учим считать средством выразительности? Чаще всего это метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения и т.д., т.е. литературоведческие понятия. А почему не учим осознанному восприятию роли собственно языковых средств? Почему на практике так  редко приводим учащихся к выводу, что удачно употребленная каждая языковая единица – это и есть средство успешной коммуникации.

              Какие же  принципиальные направления в преподавании русского языка считаю важными для формирования компетентности учащихся в использовании языковых средств выразительности в целях достижения предполагаемого речевого эффекта?     

                Во-первых, это методически верное обеспечение компетентностного подхода.

              Во-вторых, это, конечно, практическая направленность обучения.

              В-третьих, соблюдение последовательности, постепенности и системности усложнения речевых задач в организуемой лингвистической деятельности учащихся.

              В-четвертых, текстоориентированный подход в преподавании русского языка.

              И, наконец, целенаправленный и предварительно проанализированный учителем выбор того учебно-методического комплекта, который будет соответствовать современным требованиям, целям учителя и возможностям учащихся.

              Лингвистические наблюдения шестиклассников планируются и в качестве домашних работ. Так, урок «Употребление имен существительных в речи» завершается домашней работой – исследованием средств выразительности четверостишия:

                          Что затуманилась, зоренька ясная,

                        Пала на землю росой?

                        Что ты задумалась, девушка красная,

                        Очи блеснули слезой?

                                                              ( А.Вельтман.)

              Учащимся были предложены опорные вопросы:

  • Найдите в четверостишии образы, вокруг которых строится все содержание текста. (Заря и девушка.)
  • Определите по толковому словарю значение слов «сравнение», «сопоставление», «уподобление», «соотношение». Можно ли эти слова считать синонимами?
  • В каком отношении (в сравнении, в соотношении, в сопоставлении или уподоблении) друг к другу находятся найденные вами образы?
  • Какие в тексте слова-образы находятся тоже в названных отношениях? (Роса и слеза.)
  • Какую роль играют в тексте имена существительные?
  • Почему текст строится из двух вопросительных предложений?
  • Какие средства выразительности используются в тексте?
  • Какое основное средство выразительности использует автор для построения всего текста?              

             Семиклассники  учатся выполнять и полный лингвистический анализ текста. Так, урок «Употребление причастий и деепричастий в речи» проводится в форме лингвистического анализа стихотворения С.Я.Маршака «Ландыш».

  1. В нем средством образной выразительности является ли название текста, может быть безошибочным ключом в определении основного средства выразительности?
  2. Назовите другие средства выразительности, лежащие в основе этого основного художественного средства изобразительности.

Определите роль повторов в тексте («первой пороше» - «первые звери»; «новый снегопад» - «новая страница»; «о лесных              Называя принципиальные направления   в преподавании русского языка для формирования компетентности учащихся в использовании средств образной выразительности, я отмечала текстоориентированный подход в обучении.

              В своей практике работы с текстом строго придерживаюсь одного правила: подбирая текст для урока, следует определенно точно знать, насколько оптимально можно использовать его для конкретной цели.

              Так, текст из книги И.Андроникова «Великая эстафета» предложен мною девятиклассникам с целью определения роли расчлененных конструкций, или парцелляций.

              В целом мире нет такой улицы! Красивой. Широкой. Прямой как стрела. Построенной великими зодчими и всегда полной кипучей жизни. Невский проспект – это чудо градостроительства и, как сказал Гоголь, «всеобщая коммуникация Петербурга».

              Нет, это не случайное соседство домов. Это – единое целое. И гармония эта достигнута прежде всего соразмерностью, точно найденными пропорциями. Гляньте! Как отвечают друг другу высота зданий, образующих ровный строй, и это певучая ширина улицы!

              Невский проспект – это понятие. Целый мир представлений. Великий памятник русской истории. Русской культуры. Архитектуры. Наша национальная гордость. Проспект, который в продолжение двух слишком столетий был центром духовной жизни России.

              Совместный труд зодчего, скульптора, каменщика, плотника, штукатура, лепщика, позолотчика, слияние усилий, выразивших гений народа, - вот что сообщает Невскому проспекту такой строгий и стройный вид.    

 

  1. Аргументируйте стилевую принадлежность текста.
  2. Какова  типологическая особенность текста? (Текст представляет собой рассуждение. Особенность рассуждения данного текста заключается в том, что: 1) это рассуждение-размышление, в котором одновременно передано и состояние человека (оно отчетливо ощущается ), и состояние окружающей среды, и оценка действительности, и описание места; 2) одно целое рассуждение текста строится как отдельные поабзацные рассуждения. Признаки целого рассуждения:
  • выдвигается тезис «В целом мире нет такой улицы!»
  • каждый абзац – пример неповторимости улицы, т.е. аргумент;
  • все целое рассуждение скреплено выводом: неповторимость как организованность и стройность улицы – это результат совместного труда людей, это свидетельство гения народа.

              В свою очередь, каждый абзац целого текста представляет свое мини-рассуждение: в каждом абзаце выдвигается и аргументируется своя мысль.)

              Обстоятельное рассмотрение первых двух вопросов (стиль и типологическая особенность) обусловлено выяснением роли парцеллирования в данном тексте именно такого стиля и именно такой типологической особенности.

  1. С какой целью используется парцеллирование? (Как средство связи предложений; как стилистический прием, усиливающий выразительность речи, подчеркивающий значение парцеллированного члена предложения и  как способ выражения авторской позиции, его состояния.)
  2. С какой интонацией следует читать расчлененные конструкции? Потренируйтесь в правильном интонировании, но не  ради самой интонации, а для демонстрации роли интонации: 1) в целях раскрытия основной мысли текста; 2) в целях передачи авторской позиции, его состояния; 3) в целях выражения размышления; 4) в целях создания эффекта присутствия ( ведь текст воспринимается и как репортаж, и как эссе, и как очерк).
  3. Какова роль используемых в тексте знаков препинания?

              Учащимся 10-11 классов в качестве творческих работ предлагаются варианты языковых наблюдений художественных текстов. В собственном опыте работы есть интересные примеры таких наблюдений в форме лингвистического анализа текста, которые планируются на основе текстов из рассказа Е.Замятина «Русь» , из миниатюры В.П.Астафьева «Поросли окопы травой» и «Старая лошадь» , из рассказа И.Бунина «Антоновские яблоки» и др.

              На уроках русского языка в качестве подготовки к ЕГЭ предлагаются такие тексты, которые демонстрируют учащимся сложные , но интересные случаи типологической принадлежности и употребления сугубо языковых или литературоведческих средств выразительности и формируют у старшеклассников умение квалифицировать и анализировать такие средства.

                                            Белые страницы.

              Свежий снег со следами зверей принято называть белой книгой. Издается она один раз в году, когда на первой пороше первые звери отпечатают строчки своих следов.

              Новый снегопад – новая страница. Новые рассказы о лесных делах пишут на ней лесные жители. Тут и мирные встречи, и любовь, и кровавые драмы.

              Нет снегопада. А каждый зверь все пишет, да так много, что потом не распутаешь. И всякий норовит поперек чужой строчки написать свое. Кто с утра до вечера, кто с вечера до утра.

              Никто не скроется от внимательного глаза да весны, пока не растают страницы белой книги.

                                                                             ( Д.Житенев.)  

              Первый этап работы с данным текстом предполагает самостоятельное (в условиях домашней работы) определение используемых средств выразительности.

              Второй этап – самостоятельное корректирование собственных наблюдений с помощью предложенных учителем вопросов с последующим коллективным обсуждением.

  1. Какова типологическая особенность данного текста? (Описание процесса издания книги как суть рассуждения-размышления.)
  2. Соотнесите название текста с  темой и основной мыслью.
  3. Соотнесите название текста с основным используемым  в делах» - « лесные жители»).
  4. Определите роль противопоставлений в идейном смысле текста («мирные встречи» - «кровавые драмы»; «чужой – свое»; « с утра до вечера» - « с вечера до утра»)  . Какова роль местоимений «каждый», «всякий», «свое»? Какова роль последнего в тексте местоимения « никто»? На какие ассоциативные связи указывают названные противопоставления и употребленные  местоимения?( В основе метафоричного размышления лежат сравнения  покрытой первым снегом поляны с книгой, жизни лесных зверей с процессом создания книги – все это и указывает на ассоциации: жизнь обитателей леса и общество со всеми его противоречиями, борьбой, течением времени.)
  5. Соотнесите три группы словосочетаний:

«свежий снег», «на первой пороше», «новый снегопад»;

«белой книгой», «белые страницы», «поперек строчки», «новая страница», «новые рассказы»;

«книга издается», «отпечатают строчки», «пишут о лесных делах», «написать свое».

              Является ли это соотношение словосочетаний  подтверждением определения предполагаемого вами основного средства выразительности, используемого в тексте?

              Называя принципиальные направления в преподавании русского языка для формирования компетентности учащихся в использовании средств образной выразительности, хочу акцентировать следующее: все современные образовательные технологии преследуют одну общую цель обучения – это приобщение ученика, а не обучение.

              Поэтому основной целью всех названных выше видов речевой деятельности учащихся является формирование таких умений:

  • приобщать к слову,
  • приобщать к языку,;
  • приобщать к анализу как к виду исследовательской деятельности, а не учить анализу ради анализа.

Таким образом, мы согласимся с мыслью, что

Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.      К. Ушинский

     

 Литература.

1.М.М.Поташник.Требования к современному уроку. Центр педагогического образования

Москва.2007г

2.М.Ю.Никулина.Русский язык. Все правила русской орфографии и пунктуации. Изд. «Экзамен». Москва.2011г.

3.Уроки учительского мастерства. 7-11 классы. Волгоград.2011г

4.Анализ урока: типология, методики, диагностика.Изд.Учитель.2011г.

5. Организация проектной деятельности в школе.Волгоград.2009г.

6.Развитие  речи.Риторика. Под редакцией Т.А.Ладыженской.

Изд. Дом. «Дрофа» 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (презентация)

В данной презентации учитель делится опытом по использованию различных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы....

Образовательный проект.Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью технологии ТРИЗ.

Активизация познавательной деятельности обучающихся  на уроках    русского языка и литературы с помощью технологии ТРИЗ.\...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий»

laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий»...


 

Комментарии