Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"
презентация к уроку на тему

Чистякова Елена Евгеньевна

Презентация к творческому отчёту.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ «СОШ №9» города Донского Тульской области Чистяковой Елены Евгеньевны

Слайд 2

Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность. Бернад Шоу

Слайд 3

Наглядные пособия

Слайд 4

Расставьте знаки препинания. Его богатая энергия постоянно ищет выхода и когда нет ей применения в делах она разряжается по пустякам но разряжается непременно. Художник с интересом рисовал голову старика и когда кончил то его поразило сходство этой головы с чем-то знакомым. Он давно сидит тут и как только я вношу чайник с добрым криком бросается ко мне. Я сижу рядом с рыболовом и пока мы разговариваем ему попадается несколько славных рыбин. Мечик не оглядывался и не слышал погони но он знал что гонятся за ним и когда один за другим прозвучали три выстрела ему показалось что это стреляют в него.

Слайд 5

Виды связи в сложном предложении Виды связи Пример Виды связи Уж было поздно и темно; сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя. [ ] ; [ ] , и [ ] . Подчинительная и бессоюзная По Каме около устья тянулись вереницей такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане. [ ] , (что…) : [ ] . Сочинительная и подчинительная Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно опустилось на реку недалеко от нас. [ ] , и [ ] , (как…). Сочинительная, подчинительная и бессоюзная Чтение в жизни человека мыслящего – это не поглощение книг одна за другой, а творчество духа : он может прочитать немного книг, но это чтение дает ему несравненно больше, чем десятки книг дадут тому, кто читает для того, чтобы «убить время». [ ] : [ ] , но [ ] , (чем…), (кто…), (чтобы…).

Слайд 6

Н и нн в суффиксах прилагательных Определи, от какой части речи образовано слово. От существительного? Да Определи, какой суффикс прибавлен к основе? -онн, -енн, -н Да Пиши - нн Исключения: ветреный (но безветренный) -ан, -ян, -ин Да Пиши - н Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный

Слайд 7

Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. Августин Аврелий

Слайд 8

Виды диктантов Словарные и выборочные Проверочные и контрольные Объяснительные и предупредительные Свободные и творческие

Слайд 9

Прочитайте текст и выделите микротемы Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. А вот мечта – это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.

Слайд 10

Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. ...Таня дале; Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один... Вот это барский кабинет; здесь почивал он, кофий кушал, приказчика доклады слушал и книжку поутру читал...» (А.С. Пушкин) Ответ. Таня ( идет ) дале... Старушка ( говорит ) ей... УПРАЖНЕНИЕ №1

Слайд 11

Задание 5. Прочитайте предложение, выполните морфологический разбор деепричастий. Ёжась от свежего ветерка Чуть посинев крепыши-маслята Взявшись за руки, как ребята, Топают греясь вокруг пенька. Э.Асадов «Лес»

Слайд 12

В каком ряду во всех словах есть звук П ’ ? голубь, пилот, песня 2) Компьютер, пьеса, купе Птицы, пение, выступить 4) Степной, первый, списать 2. В каком ряду во всех словах есть звук П? пачка, пейзаж, пробка 2) Запереть, призрак, программа Просмотр, снегопад, дополнить 4) Перенос, вспомнить, поэт 3. В каком слове все согласные звонкие? царевна, 2) лавка, 3) везде, 4) герб 4. В каком слове произносится твёрдый звонкий шипящий согласный? жизнь, 2) шуршать, 3) ложка, 4) что-то 5. В каком слове произносится твёрдый глухой шипящий согласный? ярче, 2) моложе, 3) шерстяной, 4) щи 6. В каком слове все согласные звуки мягкие? бежишь, 2) кирпич, 3) нянчу, 4) тишь 7. В каком слове букв больше, чем звуков? мыться, 2) ястреб, 3) аллея, 4) съезд

Слайд 13

Звонкие согласные Оглушаются Не оглушаются В конце слова Перед глухими согласными Перед сонорными Р, М, Н, Л, Й Тренировочное упражнение Выберите слова, в которых оглушаются согласные: пруд, ветер, тест, хлеб, бревно, дневной, ложка, голубка Проверь себя

Слайд 14

Способы сокращения текста Содержательные Языковые Разделение информации на главную и второстепенную Свёртывание информации за счёт обобщения Замена однородных членов предложения обобщающим словом Замена фрагмента предложения синонимом Замена предложения или его части указат. Местоимением Замена СПП простым Исключение повторов Исключение синонимов Исключение фрагмента предложения Слияние несколько предложений в одно

Слайд 15

павлиний тюлений румяный фазаний бараний юный багряный свиной пряный синий зелёный Запомни

Слайд 16

Типичное строение сочинения-рассуждения

Слайд 17

Не с глаголами, деепричастиями: Раздельно Слитно не говорил, не читал, не хотеть, не хватать . Если глагол или деепричастие не употребляются без НЕ : негодовать, недоумевая, ненавидя, нездоровится. Сравните 1) не достал до дна ( не достиг дна); 1) недостает изящества (в значении «отсутствует в нужном или желательном количестве, не хватает); 2) если глагол с приставкой ДО- и предшествующей частицей НЕ обозначает действие, не доведенное до конца: не дописал, не доделал. Если приставка НЕДО- придает глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с нормой или указывает на постоянное действие: все время недорабатывает; недосыпал, недолюбливал, без НЕ не употребляется.

Слайд 18

Краткая форма как полная: ценная вещь – ценна ветреная погода - ветрена Различай! Масл ян ый – разведённый на масле, работающий на масле (печенье, двигатель); Сол ян ой – состоящий из соли (столб); Ветр ян ой – (двигатель, оспа) Масл ен ый – намазанный, пропитанный маслом (блин, рука, каша); Сол ён ый – содержащий соль (каша); Ветр ен ый – (день, человек)

Слайд 19

Склонение 1 2 3 сущ. М. р. и Ж. р. на -а, -я Мужчина Туча Улыбка сущ. М. р. с Малыш Дом сущ. Ср. р. Солнце Облако сущ. Ж. р. С Морковь Мышь

Слайд 20

Объясни значение фразеологизма

Слайд 21

Особенности сказок Салтыкова - Щедрина «Для детей изрядного возраста» Гиперболизация Антитеза Смешение стилей Использование черт народных сказок и элементов реальной жизни Иносказание, Эзопов язык

Слайд 22

Путеше- ствие Твор- ческий отчёт Смотр знаний Исследо- вание Путешест- вие Интегри- рован- ный зачёт семинар экскурсия Соревнова- ние Конферен- ция игра урок

Слайд 23

поднос донос взнос перенос

Слайд 24

Правильно соедините разрозненные части пословиц, расставьте знаки препинания, определите, где союзы соединяют однородные члены, а где - части сложного предложения . Мала пчела да стоять не велит. Обычай бычий а дров не видал. Лесом шел да струны тонки. Мороз невелик а загрызет. Ехал в Казань а ум телячий. Гусли звонки а оба черны. Совесть без зубов да и та работает. Чугун чугуна дразнит а попал в Рязань.

Слайд 25

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 1)Прием его был очень прост: он начисто отгрыз ей хвост.2) Обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой. (Крылов) 2)Обыкновенно мы говорим: все дороги приводят в Рим. ( Маяковский)

Слайд 26

Лингвистические угадайки – угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку; – расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам; – разгадывание загадок (в том числе и лингвистических); – игры-задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и др.

Слайд 27

Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать. «Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

Слайд 28

Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями.

Слайд 29

Лингвистические «почемучки» Вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов).

Слайд 30

Я любовался яркой зеленью молодой травы. На лугу зеленеет трава. Вопрос: «Почему слова зелень и зеленеет при всем сходстве их значений следует отнести к разным частям речи?»

Слайд 31

пою говорю хочу поешь говоришь хочешь поет говорит хочет поют говорят хотят

Слайд 32

Вопросы занимательного характера 1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь? 2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына? 3. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете – стукните. Вырастешь – вырастишь. В пенье птиц – в пении птиц. В «Песне о Соколе» – в «Песни о вещем Олеге».

Слайд 33

Для учебных проектов важно:  определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности;  обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;  выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;  сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;  опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста);  осуществить практическое выполнение плана проекта;  подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.

Слайд 34

Этапы подготовки и проведения урока-семинара:  ознакомление учащихся с темой и микротемами семинара (за 2-3 недели до проведения);  осмысление и выбор микротем;  создание творческих групп;  подбор материала к семинару;  консультации учителя (за 7-10 дней до проведения семинара);  систематизация и обобщение материала;  выступление творческих групп на семинаре;  конспектирование дат, определений и других важных моментов сообщений;  выполнение практического задания;  обсуждение выступлений творческих групп;  подведение итогов;  оценивание работы;  объяснение домашнего задания.

Слайд 35

Этапы подготовки и проведения урока- исследования  выбор текстов;  составление плана анализа текста;  предварительная работа с произведением;  создание творческих групп;  дифференцированное распределение отрывков;  исследование художественного текста под «лингвистическим микроскопом»;  подготовка группы к «защите» исследования;  представление текста (художественное чтение) одноклассникам;  лингвистический анализ отрывка;  обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами;  подведение итогов урока;  оценивание работы учащихся;  объяснение домашнего задания.

Слайд 36

Этапы урока-практикума:  экскурсия, наблюдения за природой;  знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами;  обсуждение увиденного;  творческая работа учащихся;  чтение сочинений (по желанию);  обсуждение и рецензирование творческих работ;  исправление и доработка сочинений;  объяснение домашнего задания. (Как правило, художественное оформление творческих работ).

Слайд 37

Типы домашнего задания:  творческая работа;  лингвистическое исследование текста;  подготовка иллюстраций к литературным произведениям;  рисование обложек к литературным произведениям;  художественное чтение;  инсценировка художественного произведения;  создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;  продолжение неоконченных произведений;  наблюдение за природой;  подготовка словарных диктантов;  составление вопросника к зачету по теме;  составление конспекта, опорных таблиц;  письмо по памяти.

Слайд 38

Как можно использовать презентацию на уроках русского языка и литературы, чтобы заинтересовать учащихся предметом?

Слайд 39

Информация о жизни и творчестве писателя воспринимается детьми лучше, если рассказ сопровождают фотографии, рисунки.

Слайд 40

Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории. В.Г.Белинский

Слайд 41

Н.М.Карамзин Военная служба Смерть отца Отставка Симбирск Увлечение масонством Занятие литературой Изучение истории Симбирская губерния Родовитая, но небогатая дворянская семья Светское образование Знание иностранных языков Путешествие по Европе

Слайд 43

В 1791-1792 гг. после года путешествий по Европе им было предпринято издание "Московского журнала", давшего русской журналистике, по словам Ю.М. Лотмана, эталон русского литературно-критического журнала. Значительную часть публикаций в нем составили произведения самого Карамзина, в частности, плод его поездки по Европе - "Письма русского путешественника", определившие собой основной тон журнала - просветительский, но без излишней официозности. Однако в 1792 г. "Московский журнал" был прекращен после публикации в нем оды Карамзина "К Милости", поводом к созданию которой стал арест близкого Карамзину русского писателя Н.И. Новикова.

Слайд 44

ЖИЗНЬ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА Быть поэтом - это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души.

Слайд 45

На уроках русского языка мультимедиа поможет учителю в объяснении новой темы

Слайд 46

«дее» (деяти, т.е делать) + причастие (ср. причастность) (Термин введён в Грамматику М.Смотрицким в начале 17 века) Дея тель, дей ствие ДЕЕ ПРИЧАСТИЕ

Слайд 47

Сказка о деепричастии Деепричастие было незаконнорожденным сыном Наречия и генерала Глагола, славного многими победами. Когда ребенок вырос, он стал адъютантом своего отца и служил не молчаливым исполнителем, а добавочным действием при Глаголе. Деепричастие умело воодушевлять войска своим появлением на поле боя, а если и это не помогала, то, по поручению отца, приводило резерв – Деепричастный Оборот. И оно само, и Деепричастный Оборот выделяются на письме запятыми, так как это – гвардия, которую Глагол вводит в бой в самый нужный момент. Таким образом, Деепричастие и Деепричастный Оборот – это обстоятельства, которые решают исход дела. Переведите сказку на язык науки.

Слайд 48

Рассмотрите схему, а потом перерисуйте ее в тетрадь и проведите стрелочки от родителей Деепричастия к тем признакам, которые они по наследству передали своему чаду Вопрос Синтаксическая роль Неизменяемость Наречие Деепричастие Глагол Добавочное действие Возвратность вид

Слайд 49

Давайте выучим суффиксы Деепричастий. Совершенный вид Несовершенный вид -а -я -учи -ючи -в -вши -ши

Слайд 50

Материал для наблюдений и анализа Как узнать деепричастие и отличить от других частей речи (глагола, причастия)? Выкрашенный краской Выкрасив краской Устроенный по проекту Устроившись на ночлег Запертый дома Заперев дом

Слайд 51

Выделить предложения с деепричастным оборотом. Материал для проведения синтаксической пятиминутки. Блеснула яркая молния, и раздался удар грома. Много тайн хранят леса, опаленные войной. Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов. Георгины, почерневшие от мороза, печально свешивали свои головки. Не узнав горя, не узнаешь и радости. Мальчик шел и не разбирал дороги.

Слайд 52

Найдите предложения, в которых есть деепричастия Мама сидела, откинувшись в кресле. Я открыл окно и залюбовался видом. Брат склонил голову и писал что-то. Разложив игры, дети сели в кружок. Уставшая, она не хотела идти дальше.

Слайд 53

На уроках литературы можно с помощью мультимедиа демонстрировать иллюстрации к произведениям

Слайд 59

На уроках литературы можно прослушать стихотворения, песни на фоне нужных реподукций

Слайд 60

М.Ю.Лермонтов «Утёс». Исполняет Мария Максакова

Слайд 61

В.А.Жуковский «Море». Читает Царёв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемность в обучении - один из приёмов активизации познавательной деятельности учащихся нат уроках русского языка и литературы

Статья для учителей русского языка и литературы  "Проблемность в обучении - один из приёмов активизации   познавательной деятельности  учащихся нат уроках русского языка и литерату...

Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

"Использование разнообразных форм, методов и инновационных образовательных технологий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Опыт работы по использованию разнообразных форм, методов  и инновационных образовательных технологий  активизации познавательной деятельности учащихся  на уроках русского языка и литера...