Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка
статья на тему

Бондарева Марина Викторовна

Данный материал представляет собой описание условий развития познавательной активности на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация  познавательной  деятельности на  уроках  русского  языка»

Жизнь постоянно актуализирует и обогащает понятие “качество образования”. Основными принципами, решающими современные образовательные задачи с учетом запросов будущего, становятся:

  • принцип деятельности и целостного представления о мире,
  • принцип непрерывности, вариативности,
  • принцип творчества (креативности),
  • принцип актуализации субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе.

Таким образом, актуальными становятся проблемы развития познавательной  активности, образного мышления, коммуникации, а также способности мыслить творчески. Этому  во многом  способствует  обучение  русскому  языку, так  как он содержит  базовую  основу  всех  учебных  предметов.

Важную  роль приобретает  работа  над  словом. Целью обучения должно  стать совершенствование у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма. Государственный  стандарт  предъявляет  высокие  требования  к уровню  грамотности  учащихся, а  знания  учеников  часто  не  соответствуют  этим  требованиям. Следовательно, можно  предположить, что  работа  над  словом  проводится  недостаточно  эффективно. Мы предположили, что одной из причин этого может быть недостаточная познавательная активность учащихся и задумались «Как  активизировать познавательную деятельность  учащихся  на  уроках  русского  языка?». Этот вопрос и стал формулировкой проблемы нашей инновационной деятельности. Отсюда и цель проекта – определить оптимальные условия развития  познавательной  активности в работе  над  словом, и_задачи:

  1. Выявить содержание и условия работы по развитию познавательной  активности  школьников.
  2. Показать эффективность работы  со  словом  при развитии  устной  и   письменной речи учащихся.
  3. Преодолеть стереотипность в работе по развитию речи учащихся.
  4. Разработать методические рекомендации по эффективности развития речи (устной  и  письменной).
  5. Развивать образное мышление, познавательные и творческие способности учащихся, коммуникативные навыки.

Начиная  работу  над  проектом, мы  постарались  выработать  единый  подход  к организации  работы  по  активизации  познавательной  деятельности  на  уроках  русского  языка, обеспечив  тем  самым  преемственность  между  начальной  школой  и  средним  звеном.

Первым  этапом (подготовительным)  стало  изучение теоретической литературы по исследуемой проблеме, аспекты  которой рассматривались  в  работах  Львова, Ладыженской, Соловейчика  и других  авторов, считающих  необходимым начинать  работу  со  словом  с  привития  интереса  к  русскому  языку  у  школьников. Это  должно  будет  привести  к  изменению  показателей, определяющих  уровень развития  письменной  речи. Мы  предположили, что  в  условиях  познавательной  деятельности  они  будут  выше, чем  при  репродуцировании.

Прежде  чем  приступить  к работе, мы  постарались  создать  условия, без  которых  невозможна  ситуация  успешности:

  • Первое  обязательное  условие – атмосфера  доброжелательности  в  классе на  протяжении  всего  урока.
  • Второе  условие – снятие  страха – авансирование  детей перед  тем, как  они  приступят  к  реализации  поставленной  задачи. Данная  операция  увеличивает  меру  уверенности  в  себе  ребенка, повышает  активность  и  его  свободу.
  • Реальная  помощь в  продвижении  к  успеху (скрытая  инструкция  деятельности  и  пути  ее  выполнения) .
  • Краткое  экспрессивное  воздействие – педагогическое  внушение, собранное  в  яркий  фокус (За  дело! Приступаем!).
  • Педагогическая  поддержка  в  процессе выполнения  работы (краткие  реплики  или  мимические  жесты).
  • Оценивание – оценка  не  производится  в  целом, она  не  произносится  «сверху», она  ставит  акцент  на  деталях  выполненной работы.
  • Ключевой  момент – высокая  мотивация  предлагаемых  действий: во  имя  чего? ради  чего? зачем? Мотив – сильнейший  механизм. Еще  Дж. Дьюи говорил: «Все, что  я  познаю, я  знаю, для  чего  это  мне  надо  и где  и  как  я  смогу  это  применить».

Мы  определили  исходный  уровень  познавательной  активности  учащихся. Он  оказался  более  высоким  в начальных  классах, падает  в  среднем  звене  и  вновь  поднимается  к 9 классу. Исходя из  этого,  определенного  нами,  уровня, мы  выстраивали  работу  по  развитию  познавательной  активности.

Среди  используемых  нами  приемов  стимуляции  познавательного  интереса  есть  приемы как относящиеся  к  содержанию (исторические  сведения, показ  в  известных  знаниях  нового  аспекта, связь  с  жизнью), так  и  приемы, относящиеся  к  характеру  познавательной деятельности  учащихся (постановка  и  решение  учебных  проблем, творческие  работы, дидактические  игры, когда  действия  учащихся  являются  предметом  содержания  изучаемого). Кроме  того, это  и  занимательность, ТСО, ролевые  игры, работа  в парах  или  группах, наглядность. Также  в  качестве  стимулов  включаем  в различные  виды  деятельности  детей  на  уроке  и  следующие  виды  творческих  заданий, которые  являются  основой  для  интеллектуальной  деятельности  человека:

  • выбор  требуемой  информации из  предложений;
  • исправление  ошибок;
  • установление  взаимосвязей-закономерностей;
  • объединение (систематизация) закономерностей;
  • сравнение;
  • доказательство, опровержение;
  • составление  плана  деятельности;
  • установление  причин;
  • определение последствий;
  • определение  новых  функций;
  • решение  противоречий.

Среди  творческих  ситуаций, применяемых нами, можно  назвать  и  такие, как:

  • создание  проблемной  или  дискуссионной  ситуации,
  • побуждение  учащихся  к  выдвижению  гипотез, генерированию  идей, решению  творческих  задач,
  • стимулирование  фантазии,
  • предложение  учащимся  критически  проанализировать, высказать  критическое  суждение,
  • внутрипредметный  или  межпредметный  перенос  знаний  и  умений,
  • сотрудничество  учащихся  в учебно-творческой  деятельности.

При  этом в  преподавании  и  во  внеурочной  деятельности  мы

  • больше  предоставляем  ребятам  возможность  обсуждать  вопросы  самим (меньше  объяснять  и  больше спрашивать, используя  так  называемые  «открытые  вопросы», чтобы  понять, как  учащиеся  пришли  к  выводу, решению, оценке);
  • не стремимся  реагировать  на  каждый  ответ  в  классе, а  внимательно  и  с  интересом  слушаем, не  оценивая  ответы, а лишь  показывая, что  принимаем  их. (Такое  поведение способствует  тому, что  ученики  начинают  больше  взаимодействовать  друг  с  другом  и чаще  сами  комментируют  идеи  и  мнения  одноклассников. Тем  самым  они  оказываются  в  меньшей  зависимости  от  учителя.);
  • уважаем  желание  ребенка;
  • предоставляем  детям  свободу  выбора  области  приложения  сил  и методов  достижения  цели;
  • индивидуализируем  применение  учебной  программы  в  зависимости от  особенностей  ученика;
  • стараемся  создать  условия для  конкретного  воплощения  творческих идей;
  • поощряем  работы  над проектами и исследованиями, предложенными  самими  учениками;
  • одобряем  результаты  деятельности, оценивая  чаще всего  не  результат, а  усилия,                затраченные  ребенком;
  • создаем  ситуации, при  которых  ученик, не  обнаруживающий  особых  успехов  в  обучении, имеет  возможность  тесного  общения  с  более  способным  учеником;
  • при  работе  по  выполнению творческого задания  исключаем  какое-либо  давление  на  детей, создавая  раскрепощенную  обстановку; воздерживаемся, по  мере  возможности, от  вмешательства  в  процесс  творческой деятельности.

Применение  творческих  заданий и использование  творческих  ситуаций  способствует  психическому  и  психологическому  развитию  не  только  учащихся, испытывающих  трудности  в  обучении, но  и  одаренных детей, включая  учеников, чья  одаренность  в  настоящий  момент может  быть  еще  не  проявившейся, а  так  же  способных детей, в отношении которых  есть  серьезная  надежда  на  дальнейший  качественный  скачок  в  развитии  их  способностей.

В  письменной  речи  дети  делают  ошибки, отражающие  несформированность  фонематического  слуха  и  недоразвитие  звукового  анализа, недостаточность  развития  лексико-грамматической стороны  речи. В связи  с  этим  в содержание  уроков  мы  стараемся  включать  задания  на  развитие  разных  сторон  мыслительной  деятельности  и  речи  учеников.

Научить  детей  правильно  излагать  свои  мысли, составлять  и  строить  предложения, а  позднее  и  текст, учащимся  помогают  следующие виды  работ, включаемые  нами  в  содержание  занятий:

  • исправление деформированных  предложений,
  • ответы  на  вопросы,
  • составление  текста  из  отдельных  предложений,
  • составление  рассказа  по  картинкам  и  вопросам,
  • составление  рассказа по  данному  началу, по  данному  началу  и  окончанию, по  основной  части  текста;
  • свободные  диктанты,
  • деление  рассказа  на  законченные  части,
  • изложение  и  др.

Большое  значение  в  формировании  прочных  орфографических  навыков  имеет  систематическая  работа  над  «словарными»  словами. Предъявляя  информацию  для  запоминания,  в  начальных  классах  приходится  учитывать  то, что  кто-то  может  все легко выучить, но  чаще  всего  учащиеся  испытывают  трудности. Поэтому  большинство  словарных  слов  объединяются  по  темам, знакомство   происходит  сразу  со  всей группой  на  основе   ассоциативных  опор. При  этом  дети  с  помощью этимологического  и  толкового  словарей  объясняют  их  значение. Второй  этап – домашняя  работа  с этими  словами: составить  кроссворд, включив  в  него  как  можно  больше  изученных  словарных  слов; попробовать  составить  рассказ, используя  новые  слова, составить синонимический  ряд (где  это  возможно); выучить  написание  слов. Третий  этап – диагностический  словарный  диктант, который позволяет  выявить  слова, наиболее  трудные  для  учеников. К  этим  словам  нужно  неоднократно  возвращаться  на уроке. Четвертый  этап – использование  творческих  работ  учащихся. Лучшие  кроссворды  можно  размножить  на  ксероксе для  каждого  ученика. Рассказы можно  использовать  для  проведения  диктантов  или  проверочных  работ, напечатав  их  с пропусками  орфограмм.  На  пятом  этапе – работа  над  ошибками, шестой – итоговый  контроль.

Эти  же  приемы  используются  и  на следующей ступени обучения, но  работа над словом  проводится  глубже. Наша  задача состоит  в  том, чтобы  рассмотреть  слово  со  всех  сторон: с точки  зрения  морфемики, словообразования, этимологии, лексики, употребления  в  речи.

«Расшифровка» каждого  словарного  слова  проводится  с  использованием  такой  таблицы:

Слово

Лексическое  значение

Этимологическая  справка

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Употребление  в  речи

 На  наш  взгляд, такая  работа  формирует  представление  о  слове  как  целой системе. Конечно, такой  подход  невозможен без  обращения  к  различным  словарям, в  том  числе  и  на  электронных  носителях. Работа  состоит  не  только  в  поиске  синонимов  или  антонимов, но и  в  выстраивании  синонимических  рядов, в  отграничении  омонимии  и  многозначности  и т.д.

Чтобы  повысить эффективность  образовательного  процесса, гибко  подходим  к  определению  структуры  урока  и его проведению. Используем  разные  типы  уроков, в  том  числе и нестандартные. По-разному  проводим  опрос, который  направлен  не  на  поиск  пробелов  и  недостатков, а  на  поиск  достоинств, знаний  и  умений. Для  этого  применяем  разные  формы  опроса:

  • традиционные (устный  и  письменный  опрос, контрольные  работы);
  • блиц – опрос. Выясняется, кто  из  учеников  хочет  принять  участие  в  опросе. Каждый  имеет  право  отказаться  от  участия  в блице. Первый  ученик  задает  короткий  вопрос  второму, второй  третьему  и  т.д. время  на  ответ  исчисляется  секундами. Если  вопрос  не  соответствует  теме или  нечетко  сформулирован, его  можно  снять;
  • объяснение  слов-терминов, записанных  на  доске;
  • карточки  с вопросами  разной  категории  сложности. Каждый  ученик  самостоятельно  определяет  категорию  трудности  вопроса, на  который  он  будет  отвечать;
  • тестирование, в  т.ч.  с  использованием  ИКТ. Тестовые  задания  привлекают  наше  внимание  тем, что  могут  выявить  уровень  общего развития: умения  применять знания  в  нестандартной ситуации, находить  способ  построения  учебной  задачи, сравнивать  правильный  и  неправильный  ответы  и  т.п. Внутри  каждого  вида  тестирования  материал  представлен  от сложного  к  простому. Это  позволяет  ребенку  закончить  каждую  пробу   успешно, что  создает  дополнительную мотивацию  и  положительный  эмоциональный  настрой. При стандартном  подходе, когда  каждая  проба  усложняется  по  мере  тестирования  ребенка, учащийся  обречен  в  большинстве  случаев  «упираться»  в  неуспех, что вызывает  чувство  негативизма, ощущение  ошибки, а это  в  значительной  мере  провоцирует  снижение  интереса  к  предъявляемому  материалу  и  ухудшение  демонстрируемых  достижений.

Кроме  того, соблюдается  нами  и  принцип  индивидуального  и  дифференцированного  подхода:

  • сочетаем  на  уроке  групповую  и  индивидуальную  работу, осуществляем  дифференцированный  и  индивидуальный  подходы.
  • групповую работу  можем  провести  как  в течение  всего  занятия, так  и  в  виде  включения  в  содержание  урока  отдельных  фрагментов  работы  по  группам. Состав  группы  меняется  в  зависимости  от  задач  урока, характера  учебной деятельности. Но  чаще  учитываем  особенности  контактов  детей, их желания, предусматривая  наличие  в  группе  руководителя–лидера. Используем  такие  варианты  работы:
  • подготовка  вопросов  друг  другу;
  • обсуждение  проблемных ситуаций  и  вопросов;
  • составление  задач;
  • опрос  и  взаимоопрос  внутри  группы;
  • подбор  фактов, примеров  для  подтверждения  теоретических положений;
  • подбор  дополнительного материала к уроку  и  т.д.
  • наиболее  часто  в  своей  практике  применяем  дифференциацию  по  уровню  обученности или  по  уровню  учебных  возможностей  обучающихся;
  • индивидуализируем  учебную  работу  на  разных  этапах:
  • при  подготовке  к изучению  нового материала  учитываем  предварительные  знания  учащихся;
  • при  изучении новой  темы – различия  учебных  умений  и  умственных  способностей;
  • при  закреплении, повторении, применении  знаний – различный  темп  и качество  усвоения;
  • при  определении  домашней  работы – работоспособность, уровень  творческих  способностей, интересы  ребенка.
  • обеспечиваем  участие  детей  в  целеполагании  учебной  работы;
  • привлекаем  учащихся  к  организации  учебного занятия, делегируем  детям  ряд  педагогических  функций:
  • проведение  фрагмента  урока  самими  детьми;
  • проверка  самостоятельной  работы  помощниками  учителя;
  • взаимопроверка  и  взаимооценка  при  работе  в парах;
  • демонстрация  наглядных  средств;
  • самопроверка  и  самооценка  самостоятельной  работы, выполнения  заданий  и  др.;
  • организуем  анализ  и  рефлексию  в  конце  учебного  занятия:
  • что особенно  понравилось  в уроке и  почему;
  • все ли  принимали  участие  в работе;
  • что  было  усвоено  хорошо;
  • что  еще  не  совсем  понятно;
  • что  изменили  бы  в ходе  урока  и  почему;
  • создаем  ситуацию  свободного  выбора  и самоопределения. Ребенку  может  быть  предоставлено  право  выбора
  • степени  самостоятельности  при  изучении  материала, выполнении  заданий (я сам; мне помогает  учитель, одноклассник; я  вместе  с  другом);
  • способа  изучения  материала (самостоятельная  работа  с  учебником, объяснение  учителя, объяснение  товарища и  др.);
  • формы  отчетности  по  изученному  материалу;
  • варианта  и объема  домашнего  задания;
  • формы  изучения  материала (индивидуально, в  паре  или  группе);
  • партнера  по  совместной  работе.
  • Так  как  отдельным детям  трудно  удержать  в  памяти  весь  материал  урока  и связать  предыдущее  с  последующим, обеспечиваем  поэтапное  обобщение  проделанной  ими  на  уроке  работы.

Работа  над данным  проектом  велась  в  течение  пяти лет при ежегодном  отслеживании  уровня  познавательной  активности. Ее  уровень  повысился  во  всех  классах. Особенно  заметно  он  вырос в  5-6  классах. Одновременно с этим  повысился  и  уровень  грамотности, развития  речи,  познавательных и творческих  способностей  учащихся, коммуникативных  навыков.

Ввиду  универсальности  характера  материалов  и  разностороннего  освещения  его  компонентов  данная  система  деятельности  может  быть  использована  также  другими  учителями - предметниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья. "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом де...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Аннотация к статье«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» Автор  учитель русского языка и литературы МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский районРБ Тагиро...

«Нетрадиционные формы и методы обучения и активизация познавательной деятельности на уроках русского языка»

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» К...

Обобщение педагогического опыта по теме:«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

Работа состоит из 4-х разделов. I. Введение.II. Теоретическая база опыта.III. Пути осуществления активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.1. Технология развит...

«Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе  развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи посредством игр...

Личностно-ориентированное обучение как инструмент активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Обмен опытом по приминению личностно-ориентированного обучения в преподавании русского языка и литературы....