Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы)
статья по психологии по теме

Алексеева Александра Петровна

В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alekseeva_a.p.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы)

В работе педагога-психолога школы VIII вида важную роль занимает просве-щение участников образовательного процесса – учащихся, педагогов и родителей. Это направление предполагает решение следующих задач:

  • установление контакта с участниками образовательного процесса, презен-тация психолога как профессионала, хорошо разбирающегося в вопросах обучения и воспитания детей с легкой умственной отсталостью;
  • формирование потребности в психологических знаниях, желание использо-вать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личнос-ти;
  • популяризация психологических знаний среди учащихся, родителей и педа-гогов;
  • повышение мотивации обращения к психологу школы за консультацией по поводу решения проблем личностного развития, самопознания, обучения и воспитания детей и подростков[1,2,3].

Психологическое просвещение в специальной (коррекционной) школе VIII вида может проводиться педагогом-психологом в разных формах, основными из которых являются следующие:

  • участие в работе методического объединения Службы сопровождения (выс-

  тупления с тематическими докладами на заседаниях согласно плану работы

на учебный год);

  • выступления на родительских собраниях по запросам классных руководителей;
  • выступления на педагогических советах школы, семинарах, совещаниях при директоре школы, проведение мастер-классов  (по запросу);
  • беседы с учащимися, проводимые по запросам классных руководителей, педагогов и родителей;
  • участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк);
  • консультирование педагогов, учащихся и их родителей (плановое и по индивидуальным запросам).

Самым важным при проведении всех вышеназванных мероприятий является практическая направленность психологических знаний на решение вопросов обучения и воспитания детей с легкой умственной отсталостью[1].

Остановимся на некоторых формах психологического просвещения подробнее:

  • тематика бесед с учащимися вытекает из содержания работы по конкретному запросу и полученных предварительных выводов. Беседы можно проводить как с конкретными школьниками, так и с группой (классом). Главное требование к любой беседе - соблюдение этико-педагогического такта[3];
  • в педагогической среде, как правило, пользуются спросом темы выступлений, напрямую связанные с вопросами школьной жизни и взаимодействий в системе "учитель-ученик". Последнее время актуальными стали вопросы психологического обоснования образовательных инноваций[3];
  • главным условием эффективного функционирования ПМПк является спо-собность каждого из членов консилиума к комплексному рассмотрению и решению конкретного вопроса (например, о переводе учащегося на обучение по индивидуальным программам в классе или о переводе учащегося на индивидуальное обучение на дому). Задача психолога в педагогическом консилиуме - помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, эмоционального настроя, а главное - обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним (даже если эта работа будет связана со значительными трудностями, с необходимостью специальных усилий воспитателей и преподавателей). Консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей детей, позволяет объективно их понять и построить совместную программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявленных проблем и недостатков[1].

В работе педагога-психолога полезно использовать наглядные методы просвещения участников образовательного процесса: тематические буклеты, плакаты и памятки. Буклеты и плакаты традиционно используются в образовательных учреждениях разного типа для оперативного информирования читателей, а также способствуют оформлению интерьера кабинета психологии. Отдельные вопросы и темы, наиболее проработанные педагогом-психологом, можно оформлять в виде памяток для учащихся, их родителей и педагогов[3].

В заключение отметим, что психологическое просвещение в первую очередь должно быть направлено на тех, кто в силу образования или  возраста оказался неподготовленным к усвоению и активному использованию психологических знаний в своей воспитательной и образовательной, и профессиональной деятельности. Трудности в работе педагога-психолога связаны с тем, что не всегда доступна методическая литература по проблемам детей с интеллектуальной недостаточностью.  Также встречается отсутствие заинтересованности и участия родителей (законных представителей) в судьбе своих детей (в основном это неблагополучные семьи). Не всегда родители выполняют данные им рекомендации.

Литература

  1. Практическая психология образования: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Дубро-виной. - 4-е изд.- СПб.: Питер, 2004.
  2. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга/ Под. Ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009.
  3. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической

работы практического психолога: основы теории и методика [Электронный ресурс];

режим доступа:  http://leo-chuprov.narod.ru/2reader.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)

Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...

Необычные формы и методы активизции познания на уроках географии и биологии в коррекционной школе VIII вида (из опыта работы)

Применение необычных форм и методов на уроках и во внеклассной работе помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, ...

Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида ( из опыта работы)

Агрессивное поведение детей одна из частых проблем детского коллектива. В данной работе представлено описание конкретных метододов, которые я использую на своих уроках для снижения агрессивного состоя...

Использование метода проектов при изучении технологии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игры.

С           Содержание: 1.Предисловие 2.  Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка. 3.Игра как средство стимулирования развития у дет...

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в спец. (коррекционной) школе VIII вида

Учебная литература для учителя и обучающихся спец. (коррекционной) школы VIII вида...

Здоровьесберегающие технологии и методики в учебном процессе в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Здоровьесберегающие технологиии методикив учебном процессев специальной (коррекционной)школе VIII вида...

«Словарная работа на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида » (Из опыта работы)

В своем выступлении я ознакомлю вас с приемами активизации речи учащихся на уроках швейного дела на различных его этапах.Перед выполнением любого изделия проводится детальный анализ образца: дается ха...