Главные вкладки

    Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
    материал на тему

    Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умения определить индивидуальный маршрут образования с учетом состояния здоровья, психофизических и индивидуальных особенностей и возможностей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_23_oktyabrya.doc54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

    Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умения определить индивидуальный маршрут образования с учетом состояния здоровья, психофизических и индивидуальных особенностей и возможностей. Помощь обучающимся с ОВЗ должна быть направлена на повышение уровня их психофизического развития и социальной адаптивности. Такой комплексный характер помощи ребенку с ОВЗ возможен только при организации системы особо организованного психолого-педагогического сопровождения. Это довольно  сложный  процесс   взаимодействия,  в  ходе  которого  ребенок овладевает  своей  деятельностью и поведением,  формируется  готовность к жизненному самоопределению, которое  включает  личностные, социальные и  профессиональные  аспекты.

    Согласно «Словарю русского языка» сопровождать (слайд 2) — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка (слайд 3).

     Целью психолого-педагогического сопровождения специальной (коррекционной) школы (слайд 4) является создание  системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).

    Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

    Основными сферами  деятельности (слайд 5)  педагога-психолога специальной (коррекционной) школы в системе психолого-педагогического сопровождения являются:

    – психологическое сопровождение развития и обучения обучающихся;
    – психологическое сопровождение педагогического коллектива;
    – психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.

    Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем (слайд 6):

    • определение наиболее адекватных путей и средств коррекционно-развивающей работы с ребёнком;
    • прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития;
    • реализация собственно психологической коррекционно-развивающей работы на протяжении всего образовательного процесса.

    Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе - динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены   взаимосвязанные компоненты

    Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Команда объединяет учителей, педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, социального педагога, врача (слайд 7).

    Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) (слайд 8). ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающим  комплексность процесса сопровождения.

    В условиях образовательного учреждения  обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.  По данным обследования каждым специалистом составляется заключение, разрабатываются рекомендации. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк, назначается ведущий специалист, который будет непосредственно осуществлять сопровождение ребенка (сопровождающий). Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит (в случае неуспешности) с инициативой повторных обсуждений на ПМПк. При планировании индивидуальной работы определяется конкретная цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявленных причин и факторов риска, выбирают адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребенка).

    Важно отметить, что все сведения относительно физического состояния ребенка заносятся в карту медицинского наблюдения. По этой аналогии разрабатывается карта индивидуального развития ребенка, в которой систематизируются все наблюдения и рекомендации специалистов, динамика развития ребенка.

    Такая работа является трудоемкой, но дает полную картину динамики и результатов медицинской и психолого-педагогической коррекции.

    В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно.  Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия. (слайд 9)

    Процесс сопровождения – комплекс последовательно реализуемых специалистами сопровождения действий, позволяющих субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.

    К основным направлениям  деятельности педагога-психолога относятся

    (слайд 10):

    - диагностическая деятельность;

    - коррекционно-развивающая работа;

    - консультативная деятельность;

    - экспертная работа;

    - организационно-методическая деятельность;

    - просветительская работ;

    - пихопрофилактика.

    Педагог -  психолог  коррекционного учреждения планирует и проводит   работу в соответствии с основными направлениями   своей  профессиональной  деятельности:  организует индивидуальную  и  групповую  профилактическую,  диагностическую, консультативную,  коррекционную  работу  с  обучающимися;  экспертную, консультационную,  просветительскую  работу  с  педагогическими работниками и родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей в общеобразовательном учреждении; участвует в работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения.

    Рассмотрим эти направления подробнее.

    1. Диагностическое направление.

       Диагностическое направление включает в себя знакомство, первичное обследование, а также системные наблюдения за динамикой психического развития  ребенка.  По  результатам  обследования  психолог  составляет заключение, в котором выделяются те сферы психической жизни ребенка или подростка,  в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной нормы, описываются конкретные проявления этих нарушений, на основе которых  даются  рекомендации  педагогам и родителям, намечаются способы решения выявленных  проблем.  

    Необходимо обратить внимание на то, что деятельность психолога в

    системе сопровождения не может протекать отдельно от работы других специалистов образовательного учреждения (педагогов, логопеда, валеолога, соц.  педагога,  мед.  работника),  так  как  это  может  отразиться  на результативности коррекционной работы.

    2. Коррекционно-развивающее направление.

    В это направление входит коррекционная и развивающая работа со школьниками и групповая и индивидуальная работа с родителями и педагогами.

    Задача коррекционно-развивающей работы состоит в создании условий для формирования необходимых психических процессов (новообразований, навыков и т.д.) посредством перехода от совместной работы учащегося с психологом к самостоятельному овладению навыками и психологическими процессами, когда они становятся психологическими приобретениями самого ребенка.

    3. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

    Работа  по  данному  направлению  обеспечивает  оказание  педагогам  и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей, учетом их соматического состояния,  психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению  профессиональной  компетенции  педагогов,  включению родителей в учебно-воспитательный и  коррекционно-развивающий процесс.

    При коррекционной работе с детьми с ОВЗ необходимо соблюдать общие принципы и правила (слайд 11 - 16):

    1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

    2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

    3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся (игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук), развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

    4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

      Все выше сказанное позволяет выстроить определенную модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которая характеризуется следующими принципами (слайд 17): 1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учётом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения); 2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи; 3) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса); 4) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения  т.е. на всех ступенях образования.

    Таким  образом,  основное  содержание  работы  педагога - психолога  в  системе комплексного  психолого-педагогического  сопровождения  детей  с  ОВЗ включает (слайд 18):

     -  проведение  первичного  психологического  обследования,  сбор психологического анамнеза;

    - разработку индивидуальных комплексных программ развития учащихся в условиях взаимодействия специалистов школьного ПМПк;

    -  динамическое  изучение  психического  развития  ребенка,  определение соответствия  выбранной  программы  обучения  реальным  учебным достижениям и уровню развития ребенка;

    -  проведение  групповых  и  индивидуальных  коррекционно-развивающих занятий с детьми;

    -  консультирование  родителей  и  педагогов  по  вопросам  обучения  и воспитания ребенка с ОВЗ;

    -  систематическую  работу  с  документацией  при  подготовке  к  ПМПк, педсоветам и методическим объединениям.

    Подводя итоги необходимо отметить, что широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»

    Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От уме...

    Реферат на тему: Прсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида

    Данная работа стала итоговым завершением Курсов повышения квалификации в МИОО (2012-2013 г )  В реферате  освещается актуальность проблемы исследования.  Изложена теория вопроса.П...

    Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида

    Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализаци...

    Выступление на научно – практическом семинаре по теме: «Технологии, формы, методы и приемы социально-бытовой и социокультурной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната»

    На современном этапе развития образования проблема социально-бытовой и социо-культурной реабилитации детей с ОВЗ входит в число приоритетных и актуальных. Значительная часть детей с ОВЗ оказываются не...

    Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

    В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

    Роль психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Детского дома-интерната

    В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ...