Главные вкладки

    Выступление на научно – практическом семинаре по теме: «Технологии, формы, методы и приемы социально-бытовой и социокультурной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната»
    статья на тему

    Сезонова Ольга Викторовна

    На современном этапе развития образования проблема социально-бытовой и социо-культурной реабилитации детей с ОВЗ входит в число приоритетных и актуальных. Значительная часть детей с ОВЗ оказываются неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Большинство из них не в состоянии выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовать в ней свои потребности и цели.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare_17.04.2013g.doc74.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

    для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья

    «Клеменовская специальная (коррекционная)

    общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

    17.04.2013г.

    Научно – практический семинар по теме:

    «Технологии, формы, методы и приемы социально-бытовой и социокультурной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната»

    На современном этапе развития образования проблема социально-бытовой и социо-культурной реабилитации детей с ОВЗ входит в число приоритетных и актуальных. Значительная часть детей с ОВЗ оказываются неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Большинство из них не в состоянии выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовать в ней свои потребности и цели.

    В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации социальная адаптация выпускников наших школ становится более сложной, но и вместе с тем более значимой. Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития может при соответствующих условиях  стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

    Поэтому в основу системы сопровождения наших учащихся мы заложили концепцию комплексной реабилитации, подразумевающей объединение усилий специалистов разного профиля. В целенаправленном взаимодействии всех членов педагогического коллектива, мы решаем задачи комплексной реабилитации и социальной адаптации наших воспитанников.

    Основной нашей целью является – создание комплексного реабилитационного пространства, обеспечивающего оптимальные условия для социальной адаптации детей, подготовки их к самостоятельной жизни и труду.

    Основными принципами социальной реабилитации является, как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность, комплексность, индивидуальный подход.

    Анализ результатов работы школы-интерната в данном направлении позволил создать программу социальной реабилитации воспитанников.

    Цель. Подготовка воспитанников к полноценной жизни в обществе, создание атмосферы доверия, открытости, защищенности, понимание и принятие ценности и уважения для всех и для каждого члена коллектива, адаптация детей к новой социальной ситуации, утверждение себя как полноценной личности.

    Задачи:

    Основная идея:

    Основные направления реабилитации: медицинское, психологическое, педагогическое, творческое, спортивное.

    Комплексное реабилитационное пространство состоит

    - медицинская

    - психологическая

    - педагогическая

    - социальная

    - спортивная

    - творческая

    Медицинское направление

    Проблема сохранения и укрепления здоровья наших воспитанников является одной из важнейших задач нашего образовательного учреждения. Задачу сохранения здоровья мы включаем в первую пятерку своих потребностных запросов. Поэтому в школе реализуется целевая программа «Школа здоровья». Сферой реализации здоровьесберегающих технологий является не отдельная форма работы с учениками, а целостный учебно-воспитательный процесс. Поэтому внедрение в работу школы-интерната принципов Физического, психологического здоровья и педагогической психотерапии для нас чрезвычайно важно.

    Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной. Поэтому все наши уроки нами рассматриваются с позиции здоровьесбережения.

    Учебные занятия у нас проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используются разноуровневые парты. Учителя строят урок с таким расчетом, чтобы дети несколько раз за урок переходили из положения сидя, в положение стоя. Тем самым сохраняется и укрепляется телесная вертикаль ребенка, позвоночник, улучшается осанка – основа энергетики человеческого организма.

    Многие задания проводятся в режиме движения учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей.

    Используются специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них развитие речемотроной функции.Для расширения зрительно-двигательной активности, улучшения зрения применяются схемы зрительных траекторий расположенных на потолке. Педагоги используют специальные коврики для массажа стоп. Это имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, так как на стопе имеется проекция всех органов. В результате улучшается общее состояние, стимулируются активные точки и зоны. На большой перемене звучит классическая музыка. Это укрепляет нервно-психическую сферу, помогает снятию мышечных зажимов и психических напряжений. Для младших школьников после первого урока проводится музыкальная динамическая перемена, а для среднего звена динамическая перемена в спортивном зале после третьего урока, а после четвертого урока педагогом-психологом проводится перемена - релаксации. Ежемесячно мы проводим Дни здоровья.

    Для улучшения иммунитета учащихся проводится общеукрепляющее лечение: витаминотерапия, фиточаи с отваром шиповника, боярышника, мяты, смородинового листа.

    Очень важно своевременно выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые снижают физическую работоспособность, задерживают развитие организма. Нормализация физического состояния – один из важнейших аспектов социализации умственно-отсталого ребенка. Этому способствует раннее обнаружение патологических состояний средствами ЛФК.

    Нами разработана адаптированная программа по лечебной физкультуре. Основным оздоровительным принципом является  кинезотерапия (лечение движением). Оздоровительный эффект кинезотерапии заключается в рациональном сбалансировании по направленности, мощности и объему физических упражнений в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ученика. В процессе обучения и коррекции нарушений, используются темы, связанные со специфическими особенностями детей  с сочетанной патологией.

    Сравнительный анализ заболеваемости за три года показал, что произошло снижение заболеваемости и травматизма, значительно снизилось количество поведенченских рисков.

    Психологическое направление

    Большое внимание нами уделяется психофизическому и эмоциональному оздоровлению и развитию детей. В связи с этим школа ставит перед собой задачи по преодолению трудностей у школьников в общении, пребыванию в коллективе, неуверенности в себе, заниженной самооценки.

    Каковы же методы психологической реабилитации мы применяем при работе с нашими воспитанниками.

    Хорошей формой является использование разного рода игр. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В игре человек чувствует себя естественно, адекватно своей человеческой природе, так как естественное состояние человека – это состояние Деятеля, инициатора собственного развития.

    Игра позволяет осмыслить и понять себя, увидеть (почувствовать) перспективы изменения, построить новые модели поведения, научиться по другому, относиться к миру и себе. Она развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого.

    Для проведения реабилитационной работы в школе разработана специальная программа, основанная на применении игротерапии.

    Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что сегодня у детей, воспитывающихся в образовательных учреждениях, есть разнообразные игрушки. Они обеспечены всем необходимым для проведения игровой деятельности. Но проблемы связаны с тем, что наши дети не умеют играть, беречь их. Обычные воспитательные воздействия, связанные с объяснением, что необходимо бережно относиться к игрушкам, эффекта не дают.

    Поэтому педагогом-психологом в нашем ОУ проводятся специальные занятия с педагогами, где учат приемам проведения игровых занятий.

    У нас создана специальная игротека, где воспитатели обучают детей приемам игры.

    Применение игр в работе с детьми с ОВЗ – лишь этап в процессе реабилитации и коррекции личности ребенка.

    В младшем школьном возрасте формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка. Дети усваивают язык чувств. Изобразительные материалы являются лучшими помощниками для выражения своего эмоционального состояния и обогащения эмоционального мира ребенка.

    Исцеляющие функции искусства заключаются в том, что оно приносит эстетическое удовлетворение, представляет неограниченные возможности для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют социальной реализации своих возможностей.

    Здесь мы используем следующие техники: «Монотипия», «Мандалатерапия», «Грани моего Я», рисование сухими листьями,  и т.д.

    Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных и коррекционных целях. Поэтому для регуляции психоэмоционального состояния детей мы включаем для прослушивания произведения классической и духовной музыки, которая служит материалом, усиливающем осознания внутреннего контроля и порядка.

    Еще одним регулятором эмоциональной сферы наших детей, является применение методики сказкотерапии. Так как сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии , то эта методика активно применяется в учебно-воспитательном процессе.

    Песочная терапия – наиболее естественная и эффективная форма с детьми, этот психотерапевтический подход, применяемый нами помогает детям проработать их с детьми их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности в их развитии.

    С помощью этих психологических приемов как показывает практика, нам удается подобрать заветный ключик к каждому детскому сердечку. Важно, что они нам доверяют и с

    Педагогическое направление

    Практика специальной коррекционной школы для детей с нарушением интеллекта показывает, что проблемы социальной адаптации решаются все труднее и труднее, хотя ее цели и задачи представляются ясными.

    Представления о готовности к самостоятельной жизни показывают, что 83% опрошенных умственно отсталых детей считают себя полностью подготовленными к жизни. Анализ состояния практической ассимиляции выпускников специальных школ, имеющих опыт самостоятельной жизни после окончания школы, свидетельствуют, что, столкнувшись с определенными трудностями, они более трезво и критично оценивают свою подготовленность к жизни вне стен школы.

    Поэтому проблемы профессионального самоопределения и полной социальной адаптации наших детей являются для нас чрезвычайно важными. И именно обмен в этой области представляется особенно важным.

    В качестве конечной цели социально-педагогической деятельности  выдвигается успешная интеграция наших воспитанников в социум.

    Социально-бытовая ориентация направлена на практическую подготовку наших детей к самостоятельной жизни и труду, на повышение уровня их общего развития.

    Социально-педагогическая деятельность в данном направлении призвана решать ряд задач:

    - формирование знаний и умений бытового труда;

    - формирование умений пользоваться услугами различных предприятий и учреждений;

    - формирование экономико-бытовых умений;

    - формирование умений  организовывать свой досуг;

    - формирование представлений и знаний о нормах культуры, взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта;

    - формирование эмоционально положительного отношения к окружающим.

    Большое внимание в нашей школе уделяется такому коррекционному курсу, как СБО.

    Занятия по этому предмету проводятся в специально оборудованном блоке. При оборудовании блока социально-бытовой ориентировки мы помним, что все наши учащиеся не имеют соответствующей современным социальным нормам модели для подражания, так как живут в условиях интернатного учреждения. Поэтому полноценность и разнообразие  блока СБО как нельзя лучше расширяет кругозор детей, улучшает общий уровень их развития, стимулирует познавательную деятельность, решает не только коррекционные, но и воспитательные задачи, обеспечивает формирование трудовых и бытовых навыков, создает предпосылки для деятельности в дальнейшем как источника существования. Это в свою очередь влияет на коммуникативные навыки, что в целом способствует социальной адаптации.

    Оборудование кабинета у нас постоянно модернизируется в соответствии с требованием времени. Блок СБО состоит из следующих зон: «Учебная», «Кухня», «Жилая комната».

    Учебная зона состоит из рабочего места учителя и посадочных мест для учащихся. В данной зоне проводится значительная работа: школьники получают теоретические знания, выполняют ряд практических работ. Например, пишут деловые бумаги, делают расчеты, заполняют бланки и квитанции. Также здесь изучается тема «Уход за грудным ребенком». Здесь имеется все оборудование по данной теме.

    Кухня оборудована двумя мойками для мытья посуды и пищевых продуктов, электрической плитой, холодильником, кухонной мебелью. Проведена холодная и горячая вода. На кухне ребята учатся готовить, мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду, сервировать стол. Учащиеся знакомятся с правилами хранения продуктов, определяется срок годности продуктов.

    Жилая комната оборудована современной мебелью, своим интерьером приближена к домашнему. Данная зона используется при изучении тем «Интерьер жилища», «Прием гостей», «Уход за мебелью», «Деловые встречи», «Уход за больным».

    Значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся в магазины, службы быта, в отделения связи, на транспорт  и в другие различные учреждения.

    Занятия по СБО тесно связаны с другими учебными предметами.

    На уроках русского языка проводится большая работа по привитию навыков делового письма. Эта тема является одной из самых сложных тем для детей с нарушением интеллекта, так возможности школьников с интеллектуальным недоразвитием излагать, свои мысли в письменной форме весьма ограничены. А ведь знания и умения, полученные учащимися при работе  с деловыми бумагами, очень важны для адаптации и интеграции детей в обществе.

    Учащиеся должны не просто автоматически заучить образцы заполнения деловых бумаг, а осознанно и с пониманием работать над текстом. Только тогда их не будут пугать новые формы документов.

    На практике нам пришлось столкнуться с тем, что, даже владея формами верного оформления документов, ребенок зачастую не может применить их в реальной жизни. Отсутствие умения проанализировать и правильно заполнить деловые бумаги и вызывает негативную социальную реакцию, которая выражается в боязни обратиться к руководителю учреждения, работнику одной из служб быта и т.п. Поэтому в уроки русского языка мы включаем специальные задания, направленные на практическую подготовку детей, способствующую социальной адаптации и повышению уровня общего развития воспитанников.

    Знакомясь с каждым новым видом деловой бумаги, ученик должен учесть сферу ее применения, верность отбора и использования необходимых языковых средств.

    Деловые бумаги по их практическому применению мы условно разделяем на две группы:

    1. Стандартные бумаги.

    Их основные черты: ясность, точность, краткость.

    К ним относятся различные бланки, доверенность, расписка, заявление об увольнении и приеме на работу, заявление о материальной помощи.

    2. Деловые бумаги.

    Их основные черты: достоверность изложения, присутствие творческого начала. К ним относятся: автобиография, поздравительные открытки, письма, заметки в стенгазету и т.д.

    Вторая группа вызывает большую трудность для детей с нарушением интеллекта, так как предполагает индивидуальное творчество.

    Учителями русского языка заведены специальные папки «Деловые бумаги». Ученики работают с данной папкой до конца 9 класса, что обеспечивает реализацию принципа цикличности и многократности повторения. Завершая курс обучения, девятиклассники сдают зачетную работу по теме «Деловое письмо». Вместе со свидетельством об окончании школы выпускники получают свои папки по «Деловому письму», и в дальнейшем, как показал опыт, используют их в своей жизни. Все темы, предусмотренные программой, указаны в разделе «Содержание» и разбиты по классам.

    Содержание:

    1. Адрес на открытке и конверте – 5 класс.

    2. Поздравительная открытка -5 класс.

    3. Личные письма – 5-6 класс.

    4. Заметка в стенгазету -6 класс.

    5. Объявление – 6 класс.

    6. Заметка в стенгазету о выборе профессии -7 класс.

    7. Автобиография – 7-9 классы.

    8. Доверенность – 7-9 классы.

    9. Расписка – 7-9 классы.

    10. Анкета – 7 класс.

    11. Заявление о приеме на работу -8-9 класс.

    12. Телеграмма – 8 класс.

    13. Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги – 8 класс.

    В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания детей в условиях школы-интерната приобретает все более значимость.

    В связи с этим нами введен дополнительный факультативный курс «Экономический практикум».

    На данных занятиях для активизации и поддержании интереса к изучаемому материалу применяются различные методы учения: деловые и ролевые игры «Мир профессий», «Праздничный стол», «Путешествие на остров бартер», «Строительство домов», компьютерные и настольные игры «Монополия», «Жизнь и кошелек», «Семейный бюджет», проводятся различные дискуссии по экономическим проблемам. Для контроля знаний предусмотрены различные задания разной степени сложности с учетом интересов и возможностей учеников. В результате данных занятий ученики знают, что такое экономика, что значит хозяйствовать, что такое затраты человека на труд, различные формы собственности, хорошо ориентируются в понятие стоимости продукта и цены товара.

    Образование и общество неотделимы, это одна система и любые сколько-нибудь глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, социум, неизбежно сказываются на состоянии сферы образования. Резко меняющаяся социокультурная, экономическая обстановка в стране, вхождение человечества в технологически информационную эпоху требует нового человека, с новым мышлением, сознанием, способного жить в экономически благоприятных условиях.

    Ориентируясь на реализацию федерального проекта информатизации системы образования, потребности современного общества в выпускнике, способном пользоваться ИКТ, становится очевидным, что процесс информатизации в школе 8 вида необходим, как для педагогов, так и для учащихся.

    Для решения этих задач, в школе организован факультатив «Информационно-коммуникативные технологии», который рассчитан на два года. Занятия проходят по 1 часу в неделю.

    На данном факультативном курсе школьникам даются представления о компьютере и современных информационных технологиях; знакомят с основным устройством компьютера, с основными командами: знакомят с набором и редактированием текста, компьютерной графикой; соблюдением правил работы за компьютером.

    Процесс социализации детей с нарушением интеллекта сложен, а их интеграция в общество по окончании школы проблемно и далеко не всегда успешна. Одной из основных задач коррекционной работы с нашими воспитанниками является помощь в их профессиональном и личностном самоопределении. Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Уже в школе необходимо формировать у детей жизненные устремления, связанные с выбором будущей профессии, помочь выбрать доступную, интересную и нужную для общества профессию, в соответствии с их возможностями и склонностями.

    Профессионально ориентационная работа является органической частью всего учебно-воспитательного процесса, поэтому планируется, организуется и проводится всем педагогическим коллективом.

    Школьный врач проводит медицинский осмотр воспитанников в целях профессионального ориентирования, оказывает консультативную помощь в выборе профессий с учетом здоровья, физического развития и особенностей характера. На каждого ученика составляется профессиональная карта.

    Психолог при проведении бесед заостряет внимание на значение правильного выбора профессии.

    Работу по профориентации мы начинаем уже младших классах. Возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют проводить определенную работу по расширению их представлений о труде, знакомить с наиболее популярными профессиями.

    Классные руководители в течение всего учебного года проводят анкетирование в целях изучения интересов и склонностей учащихся, проводят пропаганду по профессиям, привлекают воспитателей к проведению различных форм проф. ориентационной работы,  проводят занятия со старшеклассниками по изучению основ законодательства. Стали регулярными встречи с людьми различных профессий, с бывшими выпускниками.

    Учащиеся школы-интерната посещают различные предприятия Московской области.

    Посетили мебельную фабрику «Котофей», мебельную фабрику, польское предприятие «Белла», швейные производства. Знакомятся с особенностями этих предприятий, общаются с  бывшими воспитанниками школы, работающими на данных предприятиях.  

    Школа имеет тесную связь с центром занятости населения, где специалисты проводят различные занятия по данной проблеме.

    Мы имеем тесную связь с  профессиональными училищами города и района, проводим экскурсии в эти училища.

    Проанализировав рынок труда нашего, района мы пришли к выводу о необходимости работы по программе «Цветоводство и декоративное садоводство». Действительно в нашем городе восстановлено тепличное хозяйство, пришедшее в упадок в период перестройки, открылось много цветочных магазинов, руководство города стало больше уделять внимание озеленению улиц и скверов. Все это позволяет сделать вывод о том, что профессия цветовода, рабочего озеленителя востребована.  Поэтому нами организован кружок «Зеленая лаборатория». В рамках данного кружка ребята знакомятся м ногообразием однолетних и многолетних цветковых растений и древесно-кустарниковых пород, учатся приемам выращивания рассады.

    Успешность обучения напрямую зависит от связи школы с озеленительным хозяйством. У нас заключен договор и наши воспитанники ездят в озеленительное хозяйство на практику.

    В нашей школе функционирует участок-огород, имеется территория, достаточная для разбивки цветников, посадки кустарников и деревьев.

    Практическая работа на пришкольном участке играет большую роль в трудовом и профоринтационном воспитание учащихся. Выращенные овощи передаются в нашу школьную столовую. Особое внимание уделяется оформлению цветников. Растения подбираются с таким расчетом, чтобы цветение продолжалось в течение всего сезона. Каждый год в школе-интернате проводятся конкурсы «Лучшая рассада цветов», «Дары природы», «Цветочная композиция».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения

    Статья посвящена комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения. Рассматриваются вопросы наиболее эффективных ...

    Реферат на тему: Прсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида

    Данная работа стала итоговым завершением Курсов повышения квалификации в МИОО (2012-2013 г )  В реферате  освещается актуальность проблемы исследования.  Изложена теория вопроса.П...

    Формирование общей культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида.

    Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....

    Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида

    Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализаци...

    Уроки ЛФК как эффективное средство коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида.

    Статья для учителей ЛФК, содержит методичесие рекомендаци  по организации занятий ЛФК в коррекционной щколе VIII  вида....

    Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

    Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

    Коррекционная направленность процесса обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

    Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела особую  актуальность. По данным Министерства образования и науки РФ среди детей, поступающих в  первый класс, свыше 60%...