Главные вкладки

    Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида
    статья по психологии

    Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, предусматривающей построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_po_iop.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы

    для детей с ограниченными возможностями здоровья

    в условиях образовательного пространства

    школы-интерната VIII вида         

    Индивидуальная образовательная программа - документ, который описывает специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания.

    Основной целью ИОП является построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

    Индивидуальная образовательная программа в рамках образовательного коррекционного учреждения разрабатывается в несколько этапов (см. таблицу)

    таблица

    № п\п

    Этап

    Шаги проектирования

    Содержание деятельности

    1

    Предвари

    тельный

    Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей

    1. Администрация школы

    - определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребенок

    - заключается договор с родителями

    - проводится сбор и анализ предварительной информации о ребенке

    2.Разрабатываются локальные регламентирующие документы (приказ о деятельности ПМПк)

    Основная задача – договориться с родителями об одной общей цели на данный учебный год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей. При этом, подписывая ИОП, родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.

    2

    Диагностический

    Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования

    1.  Организация диагностической работы педагога и профильных специалистов (психолог, логопед)

    - Подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков

    Основная задача – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь (т.е. зону ближайшего развития ребенка)

    2. Организация деятельности ПМПк: обсуждение заключений специалистов, принятие решения о необходимости разработки ИОП

    3

    Разработка

    Определение:

    - цели и задач ИОП

    - временных границ реализации ИОП

    - содержания основных компонентов ИОП

    - форм мониторинга учебных достижений

    Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках работы ПМПк

    4

    Реализация

    Организация деятельности учителя и специалистов сопровождения в соответствии с программой и планом

    5

    Анализ и корекция

    1. Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка

    2. Внесение корректив в ИОП

    Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов:

    • титульный лист, на котором указываются: наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и ПМПк школы, а также специалисты, ответственные за реализацию программы.
    • пояснительная записка, включающая в себя общие сведения о ребенке; краткую психолого-педагогическая характеристику ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени; цель и задачи программы
    • индивидуальный учебный план
    • содержание программы, включающее в себя три основных блока:

    - образовательный компонент

    - коррекционный компонент

    - воспитательный компонент

    • мониторинг достижений учащегося, в котором сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей развития
    • заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового ПМПк в конце учебного года.

    Разработка и реализация ИОП влияет на изменение содержания, структуры и качества профессиональной деятельности учителя. Разработка ИОП помогает:

    • структурировать и систематизировать процесс обучения в определенных образовательных областях;
    • сфокусироваться на моментах, которые являются приоритетными для обучения ребенка в определенный период времени, опираясь на понимание его возможностей;
    • привлечь дополнительные ресурсы и разделить ответственность за качество обучения и воспитания с несколькими специалистами и, что немаловажно, с родителями;
    • увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности;
    • сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и администрации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуально-ориентированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся индивидуально на дому в ОКУ «Центр «Ступени»

    Отражен сжатый анализ и классификация индивидуально-ориентированных программ с учетом Федерального государственного стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Малофеев...

    Коррекционно-образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Цель данной  программы - дать каждому учащемуся многогранное  и полифунк -циональное представление об окружающем мире путём создания условий для познания его предметов и явлений в совокупнос...

    Юрченко Е.Ф. "Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы по истории в классе со сложным дефектом".

    Статья опубликована  в сборнике ""Особенный" ребёнок в образовательном пространстве города",- Москва, 2012г.  Международный проект. (Создание оптимальных условий для комплексного сопровожден...

    Нормативно-правовая основа реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются реализация АООП обучающихся и воспитанников с особыми образователь...