Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида
статья по психологии

Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, предусматривающей построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_iop.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы

для детей с ограниченными возможностями здоровья

в условиях образовательного пространства

школы-интерната VIII вида         

Индивидуальная образовательная программа - документ, который описывает специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания.

Основной целью ИОП является построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Индивидуальная образовательная программа в рамках образовательного коррекционного учреждения разрабатывается в несколько этапов (см. таблицу)

таблица

№ п\п

Этап

Шаги проектирования

Содержание деятельности

1

Предвари

тельный

Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей

1. Администрация школы

- определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребенок

- заключается договор с родителями

- проводится сбор и анализ предварительной информации о ребенке

2.Разрабатываются локальные регламентирующие документы (приказ о деятельности ПМПк)

Основная задача – договориться с родителями об одной общей цели на данный учебный год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей. При этом, подписывая ИОП, родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.

2

Диагностический

Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования

1.  Организация диагностической работы педагога и профильных специалистов (психолог, логопед)

- Подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков

Основная задача – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь (т.е. зону ближайшего развития ребенка)

2. Организация деятельности ПМПк: обсуждение заключений специалистов, принятие решения о необходимости разработки ИОП

3

Разработка

Определение:

- цели и задач ИОП

- временных границ реализации ИОП

- содержания основных компонентов ИОП

- форм мониторинга учебных достижений

Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках работы ПМПк

4

Реализация

Организация деятельности учителя и специалистов сопровождения в соответствии с программой и планом

5

Анализ и корекция

1. Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка

2. Внесение корректив в ИОП

Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов:

  • титульный лист, на котором указываются: наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и ПМПк школы, а также специалисты, ответственные за реализацию программы.
  • пояснительная записка, включающая в себя общие сведения о ребенке; краткую психолого-педагогическая характеристику ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени; цель и задачи программы
  • индивидуальный учебный план
  • содержание программы, включающее в себя три основных блока:

- образовательный компонент

- коррекционный компонент

- воспитательный компонент

  • мониторинг достижений учащегося, в котором сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей развития
  • заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового ПМПк в конце учебного года.

Разработка и реализация ИОП влияет на изменение содержания, структуры и качества профессиональной деятельности учителя. Разработка ИОП помогает:

  • структурировать и систематизировать процесс обучения в определенных образовательных областях;
  • сфокусироваться на моментах, которые являются приоритетными для обучения ребенка в определенный период времени, опираясь на понимание его возможностей;
  • привлечь дополнительные ресурсы и разделить ответственность за качество обучения и воспитания с несколькими специалистами и, что немаловажно, с родителями;
  • увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности;
  • сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и администрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-ориентированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся индивидуально на дому в ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Отражен сжатый анализ и классификация индивидуально-ориентированных программ с учетом Федерального государственного стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Малофеев...

Коррекционно-образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель данной  программы - дать каждому учащемуся многогранное  и полифунк -циональное представление об окружающем мире путём создания условий для познания его предметов и явлений в совокупнос...

Нормативно-правовая основа реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются реализация АООП обучающихся и воспитанников с особыми образователь...