Роль психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Детского дома-интерната
статья на тему

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Роль психолого-педагогического сопровождения детей

с ограниченными возможностями здоровья

в условиях Детского  дома-интерната

Фоменко Оксана Петровна, воспитатель Санкт-Петербургского государственного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 1» Комитета по социальной политике, г. Санкт – Петербург, Россия.

Гладык Татьяна Романовна, учитель Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 439 Петродворцового района, г. Санкт – Петербург, Россия.

Важнейшая общечеловеческая ценность, на которой основывается сегодня все социальное развитие во всем мире, - это доброжелательное отношение к  людям, не похожим на остальных и восприятие детей с нарушениями  развития должно отталкиваться от того, что они, прежде всего, ДЕТИ. Это требует соблюдения ряда условий: предоставление детям с ограниченными возможностями (ОВЗ)  равных прав и особых условий для развития; обучение их навыкам независимости, самостоятельной жизни; умению отстаивать свои права. Социальное окружение семьи может, как способствовать, так и противодействовать кризисам в жизни семьи. Родители попадают в сложную ситуацию: с одной стороны они  заботятся о своих детях; с другой стороны, они принадлежат к обществу, которое, возможно, рассматривает их ребенка как социально непригодного. Ожидания родителей по поводу будущего развития и жизни ребенка могут оказаться нереализованными не только в связи с заболеванием, но и в силу препятствий социального характера. Когда недостатки развития ребенка выражены негрубо, родители сталкиваются с дополнительной трудностью – неопределенностью ситуации, в которой ребенок может быть принят или отвергнут окружением. Неустойчивое положение ребенка является сильным стрессогенным фактором для всей семьи. Окружение семьи представляет важный фактор, который может играть как позитивную, так и негативную роль в развитии стресса, в зависимости от того, как строятся отношения и взаимопонимание участников в процессе их взаимодействия.

Если семья реагирует на стресс недостаточно гибко и становится несбалансированной, то возникает опасность дисфункции, т.е. патологического функционирования семьи (жестокого обращения с детьми, разрушения психического здоровья членов семьи, ухудшения или распада внутрисемейных отношений). Наличие в семье ребенка с  ОВЗ рассматривается как хронически стрессогенная ситуация.

Было время, когда за рубежом, так и в России, социально приемлемым  считался отказ от аномального ребенка непосредственно в родильном доме, чтобы мать не успела к нему привыкнуть. В последнее время отмечается обратная тенденция: социально приемлемым считается воспитание детей с отклонением развития в семье. Это определяет хронически стрессовую ситуацию во многих семьях [5]. Для того чтобы  родительско-детские отношения стали более сбалансированными, прежде всего, нужно, чтобы  родители были достаточно грамотны в социальном плане, и каждый из них имел надежную связь с ребенком; воспринимал ребенка таким, какой он есть, а не таким, каким бы им хотелось его видеть. Не всегда удается создать благоприятные условия для развития ребенка. Тогда единственным оказывается решение о временном помещении ребенка в детское учреждение системы социальной защиты. Не так важно, сколько человек окружают ребенка - главное, чтобы кто-то из них неформально относился бы ребенку, выражал ему любовь и заботу, стимулировал его развитие.

Среди семей групп риска по «социальному» сиротству большую группу составляют семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, которым присвоен статус инвалида по определенным заболеваниям [6]. Среди видов инвалидности, приводящей к «социальному» сиротству, первое место занимает диагноз умственной отсталости. В настоящее время в РФ открыто 158 интернатов для детей с выраженной умственной отсталостью, в которых находятся 35 тыс. детей в возрасте от 4 до 18 лет [2].

    Основной причиной того, что дети-инвалиды становятся «социальными» сиротами, - является отсутствие в обществе развитой системы услуг для семей с ребенком-инвалидом. В особенно трудном положении оказываются семьи детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии, так как в нашей стране этот контингент детей считался необучаемым, отсутствовала система абилитационных мероприятий [6].

Большую роль на коррекцию психологического здоровья детей с ограничениями развития оказывает умение точно сформировать задачи и выработать алгоритм коррекционных мер. Психолого-педагогические исследования, проводимые на базе Санкт-Петербургского государственного бюджетного  стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 1» показали, что в результате влияния стиля родительского воспитания, семьи детей с ограниченными возможностями имеют тенденцию к семейным разводам с возникновением проблем рождения особого ребенка. 45% матерей этих детей имеют медицинские проблемы, а 63% отцов употребляют алкоголь. В связи с тем, что только 33,33% детей имеют целевое психолого-педагогическое сопровождение, это приводит к переживанию неприятных событий, стрессов, отсутствию возможности контролировать события собственной жизни (происходящее).

Исследование эмоционального состояния родителей подтвердило тот факт, что у детей нарушается поисковое поведение в связи с прямым дискомфортным агрессивным воздействием со стороны родителей. Высокий уровень ситуативной и личностной тревожности родителей, его связь с возможностью контроля  над ребенком, что влияет на формирование опыта контроля событий в собственной жизни (происходящего), приводит к существенному ограничению или отсутствию самостоятельности в раннем детстве [1].

Поисковое поведение у детей нарушается авторитарной позицией взрослых, нарушением психологической дистанции, отсутствию интереса к «кооперации» с ребенком.

Агрессивное отношение, авторитарный стиль воспитания, недостаток внимания извне, все это повышает уровень тревожности  у родителей, и, в итоге, «вносит постоянный весомый вклад в формирование беспомощности ребенка, объясняя его ошибки».[2]

Нравственная направленность личности аномальных детей с феноменом обученной беспомощности в практической деятельности акцентирована на социализации, стремлению к общению. Дети с разным медицинским статусом находят взаимопонимание на основе личных потребностей  в совместных действиях.

 «Выученная беспомощность и пессимистический стиль объяснения поддаются коррекции»[2,].Результаты работы службы ППМС опровождения отражаются в динамических изменениях эмоционально-волевой сферы детей: снижении уровня импульсивности,  тревожности, агрессии  детей; повышения мотивации к учебной, трудовой деятельности; увеличения тенденции к ответственности и целенаправленным действиям; снижения тенденции к самостоятельности. Это  результат сбалансированных отношений специалистов и педагогов ППМС с ребеноком  исключающих дисфункциональные.

За последнее время произошли значительные перемены в обществе, изменилось отношение не только к лицам с ограниченными возможностями здоровья, но и возможности их абилитации. Педагогами ДДИ №1 разработана  система ППМС сопровождения, комплекс коррекционно-реабилитационных мероприятий по социально-средовой адаптации детей с ОВЗ..

 На первом этапе работа с детьми с глубоким и тяжелым нарушением интеллекта заключается в привитии и усвоении ими элементарных правил поведения среди взрослых и сверстников и формирования жизненно необходимых навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

В учреждении создана коррекционно-развивающая среда, обеспечивающая формирование навыков адаптивного и коммуникационного поведения воспитанников, способствующая их социальной реабилитации. Осуществляется обучение детей с особыми образовательными  потребностями  элементарным основам школьных знаний и подготовка к доступной трудовой деятельности.   Овладевая трудовыми навыками, ребенок приобретает навык предметно-орудийных действий, осваивает конкретные операции  и существенно обогащает собственные морально-этический опыт. У детей возникают самые первые реальные мотивы поведения.

Жизнь в условиях детского дома интерната имеет существенные особенности. Дети имеют дело с готовыми результатами труда, а не с трудовыми процессами. У них закрепляются потребительские тенденции, не всегда возникает позитивное отношение к труду. Помочь ребенку приспособиться к реальной жизни в условиях государственного учреждения очень сложно, так как существующие программы содержат много общей информации и не рассчитаны на детей с проблемами в развитии, лишенных семьи. Для воспитанников детского дома необходим расширенный объем и конкретизация знаний по социальной адаптации, ознакомлению с окружающей средой и предметным миром.

Третий этап включает подготовку воспитанников к профессиональной деятельности путем вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества. Воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, экономическая, экологическая, правовая культура и т.д.). Обучаясь ремеслам в детском доме, подростки работают по договорам в трудовых мастерских и получают зарплату.

При всем многообразии форм реабилитации подростка с ограниченными возможностями (медицинская, педагогическая, психологическая, социальная) особое место отводится творческой и спортивной реабилитации. В детском доме работают изостудия, театр «Сюрприз», акробатическая студия «Эврика», студия клоунады «Арлекин», кружки по интересам, спортивные секции. Реабилитационно - коррекционная работа в ДДИ № 1 направлена на то, чтобы дать детям возможность самореализации, максимального использования способностей, помочь им ощутить чувство радости в жизни.

«Особые» дети лишены возможности полномерно мыслить, запоминать, по-особому воспринимают окружающий мир. Они имеют недостатки речи, внимания, нарушения в моторике. Наиболее «сохранны» у таких детей эмоции. Они могут выражать страх и гнев, радость и грусть. К 14−18 годам у таких детей развиваются личностные качества. Они могут критично оценить свою трудовую, учебную и творческую деятельность. Оценка в трудовой деятельности, творчестве и спорте обычно совпадает с оценкой учителя. Развивать личность через эти виды деятельности − задача программ психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития подростков в условиях детского дома-интерната.

В попытке понять себя, свои чувства, выразить свои творческие возможности, принести пользу коллективу своими трудовыми возможностями, подростки развивают свою внутреннюю мотивацию. В мастерских и кружках Детского дома дети шьют, выращивают растения, содержат животных, изготавливают мебель, изделия из металла,  рисуют. Дети занимаются изготовлением необходимых для интерната вещей: белья, карнавальных костюмов, изделий из дерева.        

Если бы каждая семья, опекающая ребенка с нарушениями в развитии, чаще обращалась к специалистам службы ППМС на базе стационарных учреждений, начиная с раннего возраста своих детей, это сохраняло бы семейные связи, процесс социальной адаптации детей и семьи стал бы намного эффективнее. Специалисты стационарных учреждения могут оказывать такую консультативную помощь и обладают соответствующей квалификацией для ведения такой работы.

Список использованных источников и литературы:

  1. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006.- С. 100-101.
  2. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации.2002 год». М.,2002.
  3. Зелигман М. Как научиться оптимизму. – М.: Вече-Персей, 1997.С.24-31
  4. Лебедева Н. «Клоунада как средство решения внутренних проблем «особых» детей». СПб. 2003.
  5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений./ Под ред. В.И.Селивестрова.- М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.-408с.- С.67-69.
  6. Шипицина Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та,2005. - 628 с. – С.-34.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"

Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА

Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей с проблемами в развитии, рассматривают семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными  возможн...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

7.04.15г.Доклад на Городской научно-практической конференции"Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья"( см.Программу научно-практической конференции)

Тема: "Выравнивание речевого и психофизического развития детей старшего возраста с ТНР(ОНР) через изучение лексического материала патриотической направленности"...

Из опыта психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

(в соавторстве с Бражниковой Е.А.) Данная работа посвящена соврменному подходу к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Взаимодействию специалистов ...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы.

Данная программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей  с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, законом «Об...