«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»
статья по теме

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От умения давать правильную оценку происходящему событию зависит жизненная позиция человека и определяется его место в обществе. Однако решение этой проблемы затрудняют особенности психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные нарушениями центральной нервной системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII  ВИДА»

Пирогова Надежда Леонидовна, ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII  вида»,

директор, Республика Марий Эл

Аннотация

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От умения давать правильную оценку происходящему событию зависит жизненная позиция человека и определяется его место в обществе. Однако решение этой проблемы затрудняют особенности психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные нарушениями центральной нервной системы.

 Тема, над которой работает наша школа – «Социализация детей с ОВЗ через практико-ориентированную образовательную деятельность школы – интерната VIII вида».

Цель: Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах.

Условиями социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются:

– специальные условия обучения и воспитания:

специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка; выравнивание «стартовых» возможностей ребенка,

 оптимизация социально-психологической среды жизнедеятельности ребенка,

 обеспечение индивидуализации и интеграции в учебной и социально-культурной деятельности;

 создание условий для коммуникации;

– мониторинг знаний, норм, ценностей, позволяющих ребенку с ограниченными возможностями здоровья выполнять общественно заданные функции.

    Изменения в социально-экономической и политической жизни России, обострение новых проблем в обществе поставили ученых и практических работников перед решением задач, связанных с поисками новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющейся жизни в социуме. Особенно нуждаются в социальной помощи дети с ограниченными возможностями здоровья, число которых постоянно растет.

   По данным социального паспорта видно, что существует проблема подготовки детей с ОВЗ к адаптации  и  интеграции в современное общество, так как более 20% воспитанников воспитываются в неблагополучных семьях, 80% находятся за чертой бедности, поэтому дети, обучающиеся в школе должны быть социально адаптированы  к  условиям современной жизни.  

       Где,  как не в школе дети готовятся к самостоятельной жизни. Нами разработана модель социализации воспитанника, которая  охватывает все стороны адаптации  и показывает на сколько они готовы к этой жизни их умение ориентироваться в мире профессий.

Целью учебного процесса в школе становится не только достижение знаний, но и создание условий для социальной адаптации и развития психологических особенностей обучающихся, а целью педагогического процесса – развитие нравственной, самодеятельной, творческой личности. Для достижения вышеперечисленных целей  в школе применяются   новые педагогические технологии, основанные на том, что ученик становиться  активным, творческим, развивающимся субъектом учебного процесса.

     Важным для педагогов школы является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе.  Уроки проводятся методически грамотно и профессионально с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности. Педагоги стараются, чтобы каждый урок был для учеников маленьким островком радости, чтобы они приходили на занятия и уходили с урока со светлыми, веселыми лицами, с огоньком в глазах и любовью в сердце. Главное верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение.

   Особое место отводится коррекционно-развивающим урокам: социально-бытовая ориентировка,  развитие  психомоторики и сенсорных процессов, коррекционные занятия, логопедия, ритмика, лечебно-физическая культура. Коррекционный блок составляют 19 педагогов:  педагоги-дефектологи, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель лечебно-физической культуры. Развитие и коррекция высших психических функций одно из составляющих успешности восприятия учебного материала и социализации учащихся.  

   В школе организовано психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся. Сопровождение   дает возможность увидеть как положительные, так и отрицательные  моменты развития учащихся. С учетом этих данных строится индивидуальная дифференцированная коррекционно – развивающая работа, которые проводят наши дефектологи.  Ребенок, поступивший в школу не умеющий писать и читать, выходит из стен школы с начальными профессиональными навыками.

Опыт работы  показывает, что многие выпускники достигли определенного уровня в способности ориентироваться в быту, усвоили общественные нормы и правила отношений между людьми.

Одно из основных направлений адаптации – трудовое, которое реализуется через различные мероприятия.

 Исходя из потребностей общества, и имеющейся материально - технической базы  ведется профессионально-трудовое обучение  по направлениям: столярное дело, швейное дело, штукатурно-малярное дело, картонажно-переплетное дело, цветоводство и декоративное садоводство, подготовка младшего обслуживающего персонала, обувное дело, сельскохозяйственный труд.

    Для уроков сельскохозяйственного труда  и цветоводства имеется хорошая материально- техническая база: 111 гектаров производственного отдела, 2,3 гектара  учебно - опытного участка, цветники площадью – 0,5га, животноводческий отдел,  где учащиеся получают навыки ухода за домашними животными.

На уроках  столярного дела  учащиеся получают элементарные навыки владения столярными инструментами и их назначением, знакомятся с простыми операциями по обработке древесины, а на уроках швейного дела учащиеся производят изделия необходимые для школы. Особое место занимают уроки строительного и штукатурно-малярного дела, где учащиеся не только постигают теоретические азы специальности, но и проводят косметический ремонт помещений.

Знания и умения,  полученные на уроках трудового обучения учащиеся реализуют на конкурсах детского народного творчества районного, республиканского уровня.

Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой -  это профориентационная  работа и  трудоустройство выпускников.

   На сегодняшний день налажено сотрудничество со следующими учебными заведениями НПО и СПО:  ПУ-8 г. Йошкар - Ола, Вятским аграрно - строительным техникумом, транспортно – энергетическим техникумом с. Красный Яр, Марийским  политехническим  техникумом Республиканским центром  профессиональной реабилитации детей – инвалидов, ПУ – 28 г.Советска Кировской области.

В основном выпускники выбирают полученные в школе строительные специальности: каменщик, штукатур-маляр, а так же учатся на механизаторов, швей, вязальщиц, обувщиков  и успешно адаптируются, интегрируются  в обществе.

   Педагоги школы работают над реализацией программы  «Социализация воспитанников через обучающие проекты». При этом мы исходим из того, что жизнь наших воспитанников не должна замыкаться рамками классной и школьной жизни, необходимо  расширить социальный опыт, круг общения детей.  Разработанные проекты педагогов реализуются вместе с детьми и нацелены на решение той или иной обучающей социальной проблемы, выходящей за рамки непосредственной повседневной жизни воспитанников.

  Обеспечение успешной социализации  воспитанников находит свое отражение в реализации социальных проектов, среди них:  социальные проекты, посвященные 65 – летию Победы в ВОВ, истории села Казанское, в которых учащиеся школы совместно с педагогами работали по сбору информации о ветеранах, тыловиках, вдовах,  проживающих на территории  Казанского сельского поселения. По данному мини-проекту подготовлены презентации, составлена  электронная летопись. Реализованы проекты «Красная книга растений моего сада»,  «Лесные этажи»,  «Птицы – наши друзья» , «Добрые сказки – мудрые дети»  и другие.

Проекты по предметам среднего и начального звена  представляют собой  практическую значимость так как позволяют учащимся активно взаимодействовать с социумом, формируя навыки  социального общения и в конечном итоге чувствовать себя нужным другим людям, быть успешными в социально значимой деятельности, доступной для детей данной категории.

Разработаны проекты по трудовому направлению «Ремонт своими руками» по штукатурно-малярному делу, «Марийские самоцветы» по швейному делу», «Вязание и фантазия» по вязанию,  проект «Земля – твой дом» по учебно-опытному участку, «Мой школьный дворик» по цветоводству, которые направлены на практическую деятельность.

Проводится мониторинг качества знаний, который отслеживают использование  учащимися знаний в самостоятельной практической деятельности, применяя их в разнообразных сферах. Результат своей работы мы можем увидеть на различных конкурсах,  в которых участвуют и побеждают наши дети.

     Система воспитательной работы свидетельствует о целенаправленной работе всего педагогического коллектива школы, реализуется через ряд направлений, которые находят свое отражение в проводимых внеклассных мероприятиях, классных часах.

Большинство мероприятий проходят с использованием информационно – компьютерных технологий. Дети знакомятся с основами здорового образа жизни, изучают правила пешехода, превращаются в артистов, изучают жизнь знаменитых людей.

В школе интенсивно работает 42 кружка. Каждый  учащийся посещает не менее трех кружков. Дополнительное образование создает условия и предоставляет возможность каждому ребенку выбор кружка в зависимости своего индивидуального пути для:

- развития способностей, интеллектуальных и творческих возможностей   обучающихся, их самовыражения и самоопределения.

- повышения и поддержания познавательного интереса детей.

- свободный выбор учащимися кружков

- создание ситуаций для успешной деятельности и социализации  каждого ученика.

Занятия, проводимые в рамках дополнительного образования основываются на народных традициях. Об успешности проводимых мероприятий говорят наши победы  в детских творческих конкурсах.

        Развитие и воспитание социально-адаптированной личности невозможно в закрытом пространстве. Систему социального партнерства наше образовательное учреждение выстраивает в содружестве с теми, кто не остается равнодушен к судьбам детей. Программные мероприятия обеспечивают, на  наш взгляд, успешное решение проблем социализации воспитанников за счет интеграции совместных усилий педагогического коллектива и гражданского сообщества. Школа работает в содружестве  с  администрациями районов  и  сельскими поселениями по месту жительства детей, с  подразделением по делам несовершеннолетних Сернурского района, которые организовали поездку детей в музей МВД г.Йошкар-Олы, совместно с учащимися Сернурской школы №2 подготовили театрализованное представление и подарки для наших детей к Новому году. Поддерживаем тесную связь с православным духовенством -  архиепископом Йошкар-олинским Марийским Иоанном, настоятелем Крестовоздвиженской церкви с.Кукнур иереем Николаем. Приглашаем специалистов из ГУ РМЭ «Центр занятости населения Сернурского района»  для  участия в мероприятиях профориентационной направленности.

      В рамках реализации совместного проекта «Фестиваль  профессий» учащиеся школы выезжали в Центр занятости для прохождения тестирования по выбранной специальности, где так же проводилась разъяснительная работа специалистами центра.  Ежегодно совместно с ГУ РМЭ «Комплексный центр социального обслуживания населения в Сернурском районе» учащиеся школы, дети-инвалиды, участвуют  в республиканском мероприятии – творческом концерте,  в рамках декады-инвалидов. В Дни открытых дверей в  профессиональных училищах наши учащиеся встречаются с преподавателями,  мастерами. Они так же являются частыми гостями в нашей школе. Традиционными стали встречи с учащимися школ села Казанское, поселка Сернур. Учащиеся школы выходят с концертами в Дом ветеранов, с представлениями кукольного театра в детский сад, выступают на сценах Дома культуры села Казанское , поселка Сернур.

А так  же наши дети тесно сотрудничают со средствами массовой информации – отражают свои достижения в газете «Край Сернурский», «Сорока», «Марийская правда».

       Мы работаем в едином образовательном пространстве и важнейшим показателем успешности проводимой комплексной работы стали активизация взаимоотношений детей нашей  школы с  нормально развивающимися детьми, умение участвовать в совместной деятельности со взрослыми.  Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому мы считаем главной задачей для себя – продолжение  работы в данном направлении: работать в содружестве  с общественными организациями, организовывать встречи с интересными людьми, проводить экскурсии. Выездные встречи были бы более частыми и охватывали большее количество детей при наличии собственного транспорта.

     Следующим направлением деятельности является  спортивно-оздоровительная работа,  которая   включает в себя проведение недель здоровья и спорта, ежедневные спортивные часы, в которых отражены спортивные мероприятия, весёлые старты, игры, направленные на привитие учащимся культуры здорового образа жизни. Физическое направление социальной реабилитации позволило несколько повысить физическую тренированность и активность. Они важны в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, так как им предстоит в дальнейшем заниматься преимущественно физическим трудом. Разработана и внедрена в действие программа «Школа – территория здоровья», направлениями которой  являются адаптивные программы по укреплению здоровья  учащихся по  направлениям: укрепление осанки, нетрадиционные формы закаливания, профилактика плоскостопия, коррекция зрения.Созданы и реализованы проекты:  «Путь к здоровой жизни», «И глаза вам скажут «Спасибо!», «Горячий лед», «Свисать всех наверх » и другие.

Результат работы по внедрению здоровьесберегающих технологий был представлен на Всероссийский смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой  работы среди детских домов и школ-интернатов.  Где стали победителями и выиграли Грант в размере 30 тысяч рублей, которые были направлены на развитие и укрепление здоровья детей.

     Социализация детей с ОВЗ в школе   осуществляется постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогического коллектива, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями).

     В течение заключительного пребывания воспитанников в специальной школе мы анализируем  результаты проведенной коррекции по основам социализации и межличностных отношений. Работа в данном направлении датёт положительный результат.  

  Мы стремимся разработать рекомендации по дальнейшему обучению, воспитанию и социально-психологической адаптации, а так же оказываем помощь в профессиональном определении выпускников школы.

При этом были  выявлены следующие проблемы:

- Дети с ОВЗ, которые должны обучаться по программе школы 8 вида (согласно заключению ПМПК) не направляются на обучение в соответствующее специальное образовательное учреждение, а «отсиживаются» в муниципальных школах обучение в классах, обучение которых идет по программе массовой школы. Контингент детей, который должен обучаться в нашей школе, где созданы все условия, не получает качественной психолого – педагогической и коррекционной помощи.

- следует расширить количество профилей по трудовому обучению в  ПУ для обучающихся с ОВЗ, по специальностям:  хозяйка усадьбы, младший обслуживающий персонал, парикмахер, овощевод, пчеловод. повар.

- недостаточное оснащение материально – технической базы образовательного учреждения современным учебным оборудованием.

  Не останавливаясь на достигнутом,  коллектив школы нацелен на  следующие задачи:

-в рамках практико-ориентированной социальной деятельности школы   формировать у учащихся знания о социуме, о социальной структуре общества, правилах поведения в общественных местах;

-создать условия для обеспечения безопасного и бесконфликтного существования ребенка в   школе-интернате и внешкольного пространства;

-  симулировать социально значимые интересы, потребности;

- развивать осознание учащимися своих возможностей и личностных особенностей, способность соотнести их с жизненными планами;

- проводить работу  по профориентации в соответствии с индивидуальными психолого-педагогическими возможностями ученика, потребностями местных предприятий, условиям  жизни;

- и самое главное, создать ситуацию успеха путем выявления и максимального использования талантов и способностей каждого ребенка в процессе его подготовки к жизни.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья  предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

При любых организационных формах обучения для детей с ОВЗ должны быть созданы специализированные условия получения общего образования,  трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме.

   Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспектива: социализация детей с проблемами здоровья средствами экологического образования

Представлена авторская образовательная программа «Перспектива». Инновационность программы заключается в адаптации форм и методов экологического образования для детей с ограниченными возможностями здор...

Доклад - «Социализация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированное агротехнологическое направление школы-интерната» (2013 г.)

В Горковской специальной (коррекционной)  школе – интернате обучаются 80% воспитанников  из числа коренной национальности, а так же дети – сироты дети, оставшиеся без попечения родителей.Явл...

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната

Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зре­ния воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...

Социализация детей с нарушением интеллекта через организацию профессионально - трудовой подготовки в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VШ вида

В статье рассматривается проблема социализации детей с нарушением интеллекта через трудовое обучение, включение детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни....

статья на тему "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию профессионально-трудовой подготовки"

Вестник образования, науки и техники. Серия "образование" том 7. Сборник трудов всероссийских научно пратических конференций за 16 января 2015 по 15 февраля 2015 года. Статья на тему "Социализация дет...

Статья "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры"

Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....


 

Комментарии

Ирина Леонидовна Лакизо

-Свисать всех наверх »; симулировать социально значимые интересы, потребности;