Социализация детей с нарушением интеллекта через организацию профессионально - трудовой подготовки в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VШ вида
статья на тему
В статье рассматривается проблема социализации детей с нарушением интеллекта через трудовое обучение, включение детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kostroma.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О.В.Троянова
Тамбовская область, Знаменка, ТОГБОУ «Знаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Социализация детей с нарушением интеллекта через организацию профессионально - трудовой подготовки в условиях специально (коррекционного) образовательного учреждения VШ вида
В статье рассматривается проблема социализации детей с нарушением интеллекта через трудовое обучение, включение детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни.
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовки к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские года, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
В Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» устанавливаются социальные гарантии реализации прав граждан на образование.
Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получения образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации этих лиц к обществу и интеграции в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни.
Методика социально - трудовой адаптации носит информативно-практический характер, способствует расширению ориентации воспитанников в жизненных вопросах, учит общению. Идёт не только освоение профессий, но и максимальное закрепление уже имеющихся навыков, адаптация воспитанников в училище, в рабочем коллективе. Однако, не смотря на осуществляемую в профессиональном училище работу по социально - трудовой адаптации, выпускники не редко сталкиваются с трудностями в трудоустройстве, поэтому попыткой решения данной проблемы может быть, разработанная психологом программа, целью которой является помощь выпускникам в трудоустройстве.
А также, стимулирование познавательного интереса обучающихся, развитие самостоятельной личности, способное принимать нужные решения в сложных жизненных ситуациях.
Занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся, на формирование знаний и умений обслужить себя. Мы проходим темы: «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения, организации и предприятия», «Трудоустройство».
Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по разным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Задачи моей работы:
1. Изучение современных тенденций, форм и методов, социальной адаптации профессионально – трудовой подготовки воспитанников школы – интерната.
2. Формирование у обучающихся бытовых трудовых умений: умений в области организации питания, ухода за телом, жилища и одеждой, обувью и другими предметами обихода.
3. Формирование экономико - бытовых умений бережного обращения с окружающими предметами: пищей, водой, электричеством, умений выбирать товары и совершать покупки, умений планировать бюджет семьи.
4. Развитие социально - адаптированной личности воспитанников в плане общего развития и сформированности нравственной правовой культуры.
5. Развитие коммуникабельности и толерантности.
Для того, чтобы решить эти задачи в своей работе, я разработала программу по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 5-10 классов, перечень - практических заданий, выполняемые обучающимися за период обучения, дидактическое обеспечение профессиональной подготовки - технологические карты, разноуровневые задания, карточки – задания для индивидуальной работы, тестовые задания для проверки знаний обучающихся, карты контроля и самоконтроля соблюдения правильности выполнения данного задания, контрольные работы с условными, той или иной операции обозначения, коррекционно-развивающий материал в виде игр познавательных, обучающего характера, развивающего речь, мышление, логику, моторику пальцев.
Профориентация обучающихся, становление личности ученика в процессе выбора профиля трудового обучения, как психологическая задача. Включение целенаправленного рассмотрения практической значимости и жизненной необходимости сейчас и в будущем в содержании материала каждого урока трудового обучения. На рынке труда для детей с ограниченными возможностями здоровья наиболее доступными являются рабочие и строительные специальности, профессии сферы обслуживания, поэтому профессионально - трудовая подготовка обучающихся в школе строится с учётом способностей ребёнка в соответствии с потребностями общества. Важным фактором профессионального самоопределения является формирование у обучающихся адекватных представлений о профессиональной деятельности, видах профессий, условиях труда, а так же умение включаться в общественно - производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Такую возможность предоставляет взаимодействие с партнёрскими организациями района.
Значительное место в обучении социально - бытовой ориентировки отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные предприятия, магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения. Цель экскурсий заключается не только в закреплении знаний, но и в закреплении умений рационально с учетом материальных возможностей выбирать тот товар, который необходим, ориентироваться в маркировке на этикетках одежды, осуществлять подсчеты при написании телеграмм, покупке медицинских препаратов, подсчитывать размер платы за коммунальные услуги и др. Экскурсии носят не только познавательный характер, но и строятся таким образом, чтобы обучающиеся выполняли разного рода практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми.
Мною обязательно после каждой изученной темы проводятся экскурсии. Разнообразие экскурсий в торговые предприятия, на предприятия службы быта, учреждения дополнительного образования, дошкольные, социальные и медицинские учреждения позволяют формировать коммуникативные навыки, получать объективную информацию от людей различных профессий. Обязательно с ребятами при прохождении темы «Трудоустройство» посещаем Центр занятости населения, где специалисты рассказывают, как правильно профессионально самоопределиться в жизни.
Специалисты центра не только проводят обзорную беседу, представляют информацию о рабочих местах, обучают заполнению необходимых документов и помогают в трудоустройстве обучающихся в период каникул.
По окончании школы обучающийся владеет основами знаний образовательных предметов, имеющих практическую направленность, умеет принять стандарт знаний в простых жизненных ситуациях. Обучен приемам самообразования. Способен осуществлять самооценку и самоконтроль. Ведет здоровый образ жизни, критичен, адекватен, соблюдает нормы и правила культурного поведения, умеет анализировать поступки. Владеет навыками самообслуживания, ведения домашнего хозяйства.
Имеет достаточный уровень развития познавательных функций, умеет бесконфликтно общаться в различных ситуациях. Готов к осознанному профессиональному выбору. Физическое развитие соответствует возрасту. Готов к самостоятельной жизни в обществе и работе в условиях современного общества с учётом интересов, возможностей и состояния здоровья.
Литература:
1. Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ.учрежд. VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006. -223с.
2. Девятко Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя Т.А.Девяткова, Л.Л.Кочетова, А.Г.Петрикова, Н.М.Платонова, А.М.Щербакова; под.ред. А.М.Щербаковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 302с.
3. Были использованы материалы из Интернет - ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида 6 класс.
Урок по профессионально-трудовому обучению...
Урок по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида 6 класс.
Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Фартук», закрепление материала в форме практической работы. ...
Создание опыта работы по организации социального партнёрства в школе-интернате для социализации детей с нарушением интеллекта
Несмотря на огромные изменения, происходящие в наших учреждениях, проблема общения, активности, самостоятельности выпускников, существует по-прежнему остро. Как одним из решен...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...
статья на тему "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию профессионально-трудовой подготовки"
Вестник образования, науки и техники. Серия "образование" том 7. Сборник трудов всероссийских научно пратических конференций за 16 января 2015 по 15 февраля 2015 года. Статья на тему "Социализация дет...
Словарная работа на уроках трудового обучения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Работа над словарём является обязательной в структуре урока по трудовому обучению. Она планируется не только в соответствии с программными требованиями, но и с учётом индивидуальных...
« Социализация воспитанников с нарушением интеллекта через формирование нравственных качеств в условиях школы - интернат».
laquo; Социализация воспитанников с нарушением интеллекта через формирование нравственных качеств в условиях школы - интернат»....