Главные вкладки

    Социализация детей с нарушением интеллекта через организацию профессионально - трудовой подготовки в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VШ вида
    статья на тему

    Троянова Оксана Валентиновна

    В статье рассматривается проблема социализации детей с нарушением интеллекта через трудовое обучение, включение детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kostroma.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    О.В.Троянова

    Тамбовская область, Знаменка, ТОГБОУ «Знаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

    troyanowa.ox@yandex.ru

                Социализация детей с нарушением интеллекта через организацию профессионально - трудовой подготовки в условиях специально (коррекционного) образовательного учреждения VШ вида

    В статье рассматривается проблема социализации детей с нарушением интеллекта через трудовое обучение, включение детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни. 

                «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовки к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские года, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
                                                 В.А. Сухомлинский

              В Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными  возможностями здоровья» устанавливаются социальные гарантии реализации прав граждан на образование.

    Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получения образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации этих лиц к обществу и интеграции в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни.

    Методика социально - трудовой адаптации носит информативно-практический характер, способствует расширению ориентации воспитанников в жизненных вопросах, учит общению. Идёт не только освоение профессий, но и максимальное закрепление уже имеющихся навыков, адаптация воспитанников в училище, в рабочем коллективе.   Однако, не смотря на осуществляемую в профессиональном училище работу по социально - трудовой адаптации, выпускники не редко сталкиваются с трудностями в трудоустройстве, поэтому попыткой решения данной проблемы может быть, разработанная психологом программа, целью которой является помощь выпускникам в трудоустройстве.
           А также, стимулирование познавательного интереса обучающихся, развитие самостоятельной личности, способное принимать нужные решения в сложных жизненных ситуациях.

            Занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся, на формирование знаний и умений обслужить себя. Мы проходим темы: «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения, организации и предприятия», «Трудоустройство». 
             Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по разным вопросам, начав самостоятельную жизнь.

    Задачи моей работы:

       1. Изучение современных тенденций, форм и методов, социальной адаптации профессионально – трудовой подготовки воспитанников школы – интерната.

       2. Формирование у обучающихся бытовых трудовых умений: умений в области организации питания, ухода за телом, жилища и одеждой, обувью и другими предметами обихода.

       3. Формирование экономико -  бытовых умений бережного обращения с окружающими предметами: пищей, водой, электричеством, умений выбирать товары и совершать покупки, умений планировать бюджет семьи.

       4. Развитие социально - адаптированной личности воспитанников в плане общего развития и сформированности нравственной правовой культуры.

      5. Развитие коммуникабельности и толерантности.

            Для того, чтобы решить эти задачи в своей работе, я  разработала программу по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 5-10 классов, перечень - практических заданий, выполняемые  обучающимися за период обучения,  дидактическое обеспечение профессиональной подготовки - технологические карты, разноуровневые задания, карточки – задания для индивидуальной работы, тестовые задания для проверки знаний обучающихся,  карты контроля и самоконтроля соблюдения правильности выполнения данного задания,  контрольные работы с условными, той или иной операции обозначения, коррекционно-развивающий материал в виде игр познавательных, обучающего характера, развивающего речь, мышление, логику, моторику пальцев.

          Профориентация обучающихся, становление личности ученика в процессе выбора  профиля трудового обучения, как психологическая задача. Включение целенаправленного рассмотрения практической значимости и жизненной необходимости сейчас и в будущем в содержании материала каждого урока трудового обучения.  На рынке труда для детей с ограниченными возможностями здоровья наиболее доступными являются рабочие и строительные специальности, профессии сферы обслуживания, поэтому профессионально - трудовая подготовка обучающихся в школе строится с учётом способностей ребёнка в соответствии с потребностями общества. Важным фактором профессионального самоопределения является формирование у обучающихся адекватных представлений о профессиональной деятельности, видах профессий, условиях труда, а так же умение включаться в общественно - производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Такую возможность предоставляет взаимодействие с партнёрскими организациями района.  

             Значительное место в обучении социально - бытовой ориентировки отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные предприятия, магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения. Цель экскурсий заключается не только в закреплении знаний, но и в закреплении умений рационально с учетом материальных возможностей выбирать тот товар, который необходим, ориентироваться в маркировке на этикетках одежды, осуществлять подсчеты при написании телеграмм, покупке медицинских препаратов, подсчитывать размер платы за коммунальные услуги и др. Экскурсии носят не только познавательный характер, но и  строятся таким образом, чтобы обучающиеся выполняли разного рода практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми.

              Мною обязательно после каждой изученной темы проводятся экскурсии. Разнообразие экскурсий в торговые предприятия, на предприятия службы быта, учреждения дополнительного образования, дошкольные, социальные и медицинские учреждения позволяют формировать коммуникативные навыки, получать объективную информацию от людей различных профессий. Обязательно с ребятами при прохождении  темы «Трудоустройство» посещаем Центр занятости населения, где специалисты рассказывают, как правильно профессионально самоопределиться в жизни.

              Специалисты центра не только проводят обзорную беседу, представляют информацию о рабочих местах, обучают заполнению необходимых документов и помогают в трудоустройстве обучающихся в период каникул.

          По окончании школы обучающийся владеет основами знаний образовательных предметов, имеющих практическую направленность, умеет принять стандарт знаний в простых жизненных ситуациях. Обучен приемам самообразования. Способен осуществлять самооценку и самоконтроль. Ведет здоровый образ жизни, критичен, адекватен, соблюдает нормы и правила культурного поведения, умеет анализировать поступки. Владеет навыками самообслуживания, ведения домашнего хозяйства.

    Имеет достаточный уровень развития познавательных функций, умеет бесконфликтно общаться в различных ситуациях.  Готов к осознанному профессиональному выбору. Физическое развитие соответствует возрасту. Готов к самостоятельной жизни в обществе и работе в условиях современного общества с учётом интересов, возможностей и состояния здоровья.

    Литература:

    1. Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ.учрежд. VIII  вида:  Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006. -223с.

    2. Девятко Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя  Т.А.Девяткова, Л.Л.Кочетова, А.Г.Петрикова, Н.М.Платонова, А.М.Щербакова; под.ред. А.М.Щербаковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 302с.

    3. Были использованы материалы из Интернет - ресурсов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекция речевых нарушений у обучающихся с ранним детским аутизмом в условиях специальной коррекционной школы VIII вида

    Методические рекомендации по формированию лексической и грамматической стороны речи у обучающихся с ранним детским аутизмом....

    Урок по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида 6 класс.

    Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Фартук», закрепление материала в форме практической работы. ...

    Создание опыта работы по организации социального партнёрства в школе-интернате для социализации детей с нарушением интеллекта

     Несмотря на огромные изменения, происходящие в наших учреждениях, проблема общения, активности, самостоятельности   выпускников, существует по-прежнему остро. Как одним из решен...

    Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

    Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...

    статья на тему "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию профессионально-трудовой подготовки"

    Вестник образования, науки и техники. Серия "образование" том 7. Сборник трудов всероссийских научно пратических конференций за 16 января 2015 по 15 февраля 2015 года. Статья на тему "Социализация дет...

    Словарная работа на уроках трудового обучения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.

    Работа над  словарём является обязательной  в структуре урока по трудовому обучению. Она планируется не только в соответствии с программными требованиями, но и  с учётом индивидуальных...