Главные вкладки

    Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей с лёгкой степенью нарушения интеллекта (профессионально-трудовое обучение).
    рабочая программа по технологии (10 класс) по теме

    Ильина Ирина Геннадьевна

        Школа, призвана не только  передавать необходимые  знания, но и подготовить детей к самостоятельной жизни, способствовать их правильной  социализации. Особого внимания требует старший подростковый возраст, ведь это время перестройки  всей социальной ситуации развития школьника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл marina_alekseevna.docx36.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

    (профессионально-трудовое обучение).

        Школа, призвана не только  передавать необходимые  знания, но и подготовить детей к самостоятельной жизни, способствовать их правильной  социализации. Особого внимания требует старший подростковый возраст, ведь это время перестройки  всей социальной ситуации развития школьника.

    Программа предусматривает вооружение учащихся доступными кулинарными знаниями. Программа 10-го класса предусматривает повторение курса кулинарии. Идёт повторение о продуктах питания, о видах первичной и тепловой обработке, о способах приготовления блюд, эстетическом оформлении и украшение их.Повторяют  цеха кухни, оборудование и инвентарь  столовой, виды посуды, кухонные приспособления и уход за ними. Знакомит с профессиями младшего обслуживающего персонала.

    Овладение даже простейшими навыками самообслуживания, не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Учащиеся становятся более самостоятельными.

    Все предметы в мастерской располагаются в определённых местах, это позволяет достаточно быстро запомнить их расположение. Все виды работ по кулинарии должны осуществляться в соответствии с правилами санитарии и техники безопасности. Все практические работы выполняются непосредственно в школьной мастерской, это имеет огромное значение для приобретения практических навыков. Большое внимание уделяется правилам технике безопасности при работе с электроприборами. В программе отводится большое место на подготовку учащихся к работе на предприятиях общественного питания: в столовых, детских садах, кафе, в больницах, на благоустройстве города и т.д.  Учащиеся посещают экскурсии на предприятиях общественного питания, в магазинах и  территории нашего города по благоустройству и т.д.что способствует социальной адаптации.

    В программе не указано количество часов отведённых на изучение той или иной темы. Учитель, исходя из уровня подготовленности учащихся, сам определяет продолжительность преподавания.

    Задачи обучения.

    • Формировать положительное отношение к труду, как к основе жизни человека в обществе.
    • Формировать интерес у учащихся к приготовлению пищи.
    • Закреплять умение пользоваться посудой, инструментами, приспособлениями и правила ухода за ними.
    • Воспитывать привычки к личной гигиены.
    • Прививать навыки культурного поведения за столом и культуру общения.
    • Закреплять приёмы первичной и тепловой обработки продуктов.
    • Обогащать и закреплять знания о кухонных предметах, электроприборах и явлениях окружающей среды.
    • Знакомить с миром профессий младшего обслуживающего персонала.
    • Социальная адаптация выпускников.

    Выпускники должны уметь:

    • Рационально организовывать своё рабочее место, соблюдать правила безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
    • Выполнять основные технологические операции, осуществлять подбор  продуктов, заготовок, инструментов, приспособлений.
    • Готовить блюда по рецепту, контролировать его качество, определять готовность.
    • Правильно выбирать технологическую последовательность приготовления блюда.
    • Уметь обращаться со всеми видами  посуды, сервировать стол.
    • Использовать бытовые кухонные электроприборы для приготовления пищи (электроплита, миксер, тостер, электрочайник, микроволновая печь и т. д.).

    10 класс

    Темы занятий и их краткое содержание.

    1-ая четверть (ч).

    Общие понятия о предмете.

    Вводное занятие:

    Ознакомление с задачами обучения и планом работы на четверть. Труд его значение.  Правила поведения в мастерской.  Техника безопасной работы. Правила уборки кухни.Гигиена труда, внешний вид. Санитарно-гигиенические требования.

    1.Объект изучения: посуда.

    Теоретические сведения.

    Посуда её значение, применение. Классификация, применяемые материалы. Последовательность и правила ухода за посудой. Моющие средства и приспособления. Декоративная посуда.

    Практические занятия:

    Мытьё посуды. Уборка кухни. Экскурсия в магазин «бытовая химия», «посуда».

    2.Объект изучения: пища.

    Теоретические сведения.

    Пища и ее значение. Питательные вещества, витамины. Классификация пищи. Пища растительного происхождения. Пища животного происхождения. Правила, сроки и  способы хранения продуктов. Кулинарное применение.

    Практические занятия:

    Первичная обработка овощей, круп, ягод.  Уход за кухней и кухонными приспособлениями. Экскурсия в магазин «продукты».

    Самостоятельная работа.

    Сушка и замораживание зелени, моркови. Сушка ржаных сухарей.

    3.Объект изучения ягоды – фрукты.

    Теоретические сведения.

    Ягоды – фрукты значение в питании. Фрукты классификация (семечковые, косточковые, цитрусовые). Питательные и лечебные свойства, витамины. Первичная обработка. Виды и цель заготовок.

    Ягоды классификация Питательные и лечебные свойства, витамины. Первичная обработка. Способы заготовок (сушка, замораживание, консервирование). Использование в кулинарии.

    Практические занятия:

    Первичная обработка и нарезка фруктов. Заморозка ягод. Запись и разбор рецептов. Уход за кухней, электроплитой, посудой и приспособлениями.  Консервирование плодов.

    Самостоятельная работа.

    Фруктовый салат. Компот из свежих, сушёных фруктов. Яблочный пирог. Кабачковое варенье с лимоном. Яблочное пюре.

    Обобщающее повторение.

    4.Объект изучения овощи.

    Теоретические сведения.

    Виды овощей, классификация  питательные и вкусовые свойства. Способы хранения. Цеха кухни. Овощи – переселенцы. Немного истории познавательные сведения. Картофель, морковь, свекла, лук, чеснок, томаты, огурцы, капуста, кабачки (питательные свойства, строение, хранение, кулинарное применение). Первичная и тепловая обработка.

    Практическое занятие:

    Первичная обработка овощей. Чистка и нарезка  овощей. Уход за кухней, посудой. Запись и разбор рецептов. Экскурсия на овощной рынок.

    Самостоятельная работа.

    Картофель отварной, жареный. Фаршированные томаты. Овощная закуска. Солянка из свежей капусты. Овощное соте. Овощной винегрет, салаты. Повторение пройденного.

    5.Объект изучения: хлеб, блюда с хлебом.

    Теоретические сведения.

    История хлеба. «Хлеб всему голова». Строение зерна. Хлеб его питательные и лечебные свойства. Как выбрать хлеб. Способы хранения и восстановления хлеба. Хлебобулочные изделия. Блюда из хлеба. Виды нарезки хлеба.  

    Практическое занятие:

    Нарезка хлеба, обработка продуктов. Работа с электрохлеборезкой, уход. Восстановление черствого хлеба. Уход за кухней, посудой. Работа с электроножом. Запись и разбор рецептов.

    Самостоятельная работа.

    Омлет с жареным хлебом, салат с сухариками, сушка хлеба, жарение хлеба. 

    6.Объект изучения: питание (15).

    Питание. Режим питания и его значение (завтрак, обед, ужин). Организация питания в школе. Пирамида питания. Составление меню. Рациональное питание. Виды питания (детское, диетическое, раздельное). Культурные навыки поведения. Профилактика пищевых отравлений.

    Практическое занятие:

    Составление меню. Уход за кухней, посудой. Запись и разбор рецептов.

    Самостоятельная работа.

    Дежурство в столовой.

    Обобщающее повторение.

    2-ая четверть (84ч).

    Вводное занятие:

    Ознакомление с задачами обучения и планом работы на четверть. Правила поведения в мастерской.  Санитарно-гигиенические требования, спецодежда. Правила техники безопасности. Семья, распределение ролей в семье. Бюджет семьи и расходы. Правила покупки товаров, культура поведения.

    1.Объект изучения: кухонные приспособления.

    Теоретические сведения.

    Столовые приборы и приспособления (терка, половник, шумовка, мясорубка). Виды, уход, хранение. Применяемый материал.

    Практические  занятие:

    Уход за приспособлениями. Работа на кухне.

    2. Объект изучения: молочные продукты.

    Теоретические сведения.

    Пища животного происхождения. Виды молочных продуктов. Питательные и лечебные свойства, витамины.  Сроки хранения, определение качества. Кисломолочные продукты (кефир, ряженка, йогурт, сметана), их история. Приготовление, питательные свойства, использование в кулинарии.

    Практические  занятие:

    Уход за кухней, посудой. Запись рецептов. Экскурсия в магазин (молочный отдел). Экскурсия в магазин «молоко».

    Самостоятельная работа.

    Приготовление йогуртов, бутерброды с творожной массой, оладьи на кефире, молочный суп.

    Обобщающее повторение.

    3. Объект изучения: сыры.

    Теоретические сведения.

    Сыр его история. Классификация сыров. Питательная ценность. Доброкачественность, способы хранения. Виды нарезки. Приспособления длянарезки и измельчения (сырорезка, тёрка). Кулинарное применение сыра, совместимые продукты.

    Практическое занятие:

    Нарезка сыра, продуктов. Уход за кухней, посудой, приспособлениями. Запись и разбор рецептов.

    Самостоятельная работа.

    Сырный салат, макароны с сыром, горячие бутерброды, сырная масса.

    Обобщающее повторение.

    4. Объект изучения: напитки и сладкие блюда.

    Теоретические сведения: напитки и сладкие блюда.

    Напитки их значение классификация. Вода. Прохладительные напитки. Виды горячих напитков. Чай – его история. Питательные и лечебные свойства чая. Правила заваривания. Чай полей и садов.  Травяные – лечебные чаи. Кофе, какао, цикорий их история значение, питательные и лечебные свойства. Витаминные и освежающие напитки. История напитков, применяемые продукты, способы хранения.  Посуда для напитков.

    Практическое занятие:

    Уход за кухней, посудой. Запись и разбор рецептов. Сервировка стола к чаю. Уход за электрочайником.

    Самостоятельная работа.

    Заваривание чая, приготовление морса, компота,  какао. Сервировка стола к чаю.  Экскурсия на предприятие «Дана».

    Обобщающее повторение.

    3-ая четверть (ч).

    Вводное занятие:

    Ознакомление с задачами обучения и планом работы на четверть. Правила поведения в мастерской.  Санитарно-гигиенические требования. Правила техники безопасности. Правила уборки кухни.

    1.Объект изучения: электроприборы.

    Теоретические сведения.

    Кухонные электроприборы их назначение, покупка. Холодильник, электрочайник, тостер, СВЧ. Учреждения по ремонту. Покупка продуктов, скидки, акции, срок годности. Права потребителя. Органы пищеварения. Поведение за столом.  Виды кухонной мебели (гарнитуры).

    Практические занятия:

    Уход за кухней, посудой. Запись рецептов. Уход за кухонными электроприборами. Экскурсия в магазин «электроприборы».

    Самостоятельная работа.

    Приготовление чая. Сушка тостов. Горячие бутерброды.

    2. Объект изучения: супы.

    Теоретические сведения.

    Пища – ее значение. Супы – значение в питании. Классификация, питательная ценность. Применяемые продукты, первичная обработка. Способы приготовления (последовательность). Сроки хранения. Правила варки супов. Супы – концентраты, супы быстрого приготовления. Требования к приготовлению. Виды бульонов.  Супы (рыбные, овощные, грибные, молочные). Супы «зеленые». Холодные супы. Посуда кухонная и столовая.

    Практическое занятие:

    Первичная обработка овощей, круп, рыбы. Нарезка хлеба. Сервировка стола. Уход за кухней, посудой, столовыми приборами.  

    Самостоятельная работа.

    Супы: овощной, рыбный, вермишелевый. Суп фасолевый. Суп из концентратов.  Сушка хлеба (гренки, сухарики). «Зеленый суп» со шпинатом. Бульон из кубика.

    Обобщающее повторение.

    3. Объект изучения:  салаты и холодные закуски.

    Теоретические сведения. Значение овощей в жизни человека, их классификация. Питательные свойства. Хранение, виды консервирования (соление, маринование, квашение). Холодная и тепловая обработка овощей. Салаты – винегреты немного истории. Значение салатов, правила приготовления, правила хранения. Виды нарезки овощей, приспособления для нарезки. Овощи – украшение блюда. Виды овощерезок их применение, уход.

    Практическое занятие:

    Первичная обработка овощей, тепловая обработка овощей. Чистка и нарезка сырых и вареных овощей.

    Уход за приспособлениями. Уход за кухней, посудой. Запись и разбор рецептов.

    Самостоятельная работа.

    Приготовление салатов, винегретов (из свежих, вареных, консервированных овощей). Свекольная закуска. Овощные бутерброды.

    4.Объект изучения: салатные заправки.

    Теоретические сведения.

    Виды салатных заправок их значение в питании. Способы приготовления, сроки хранения, кулинарное применение. Майонез его история.

    Практическое занятие:

    Уход за кухней, посудой. Запись и разбор рецептов. Приготовление салатной заправки для винегретов.

    Обобщающее повторение.

    5.Объект изучения: гарниры.

    Теоретические сведения.

    Гарниры их разновидность. Гарниры из овощей: питательная ценность, обработка, нарезка, способы приготовления, требования к качеству, совместимые продукты, сроки хранения. Гарниры из круп и бобовых: Гарниры из макаронных изделий:  Посуда и приспособления.

    Практическое занятие:

    Первичная обработка и нарезка овощей. Переборка круп, макаронных изделий.Нарезка хлеба. Уход за кухней, посудой, электроприборами. Запись и разбор рецептов.

    Самостоятельная работа.

    Гарниры из овощей: картофель, капуста, свёкла. Гарниры из круп: гречка, рис, фасоль. Гарниры из макаронных изделий.

    Обобщающее повторение.

    6.Объект изучения: мясные изделия (колбасы, мясные консервы).

    Теоретические сведения.

    Животноводство его виды и познавательные сведения. Питательная ценность. Признаки доброкачественности.  Мясная кулинария (фарши, полуфабрикаты, консервы). Совместимые продукты (овощи, крупы, макаронные изделия). Колбасные изделия их виды. Применение в кулинарии.

    Мясные консервы. Питательная ценность. Определение качества. Правила хранения. Полезные советы.

     Практическое занятие:

    Нарезка колбасных изделий Нарезка хлеба. Переборка круп. Обработка овощей. Уход за кухней, посудой. Работа с мясорубкойЗапись и разбор рецептов. Экскурсия в магазин «колбасные изделия».

    Самостоятельная работа.

    Колбаса жареная с гарниром, отварные сосиски с горошком, отварные пельмени, картофель с тушенкой, «ежики».

    Обобщающее повторение.

    4-ая четверть (ч).

    Вводное занятие:

    Ознакомление с задачами обучения и планом работы на четверть. Правила поведения в мастерской.  Санитарно-гигиенические требования.

    Правила техники безопасности. Заказ и покупка продуктов, блюд на дом домашняя кухня, детская кухня. Заказ  стола в кафе, ресторане и т.д. Средства связи: телефон, интернет, магазин Утконос. Оформление и правила дарения подарков.

    1.Объект изучения: макаронные изделия.

    Мука – свойства, получение, применение. Макароны их история. Изготовление, классификация, питательная ценность. Способы хранения, определение качества. Правила варки. Кулинарное применение, совместимые продукты. Посуда, приспособления. Дуршлаг применение.

    Практическое занятие:

    Уход за кухней, посудой. Запись и разбор рецептов.

    Самостоятельная работа.

    Макароны отварные с овощами, яйцом, сыром. Макаронная запеканка.

    Обобщающее повторение.

    2. Объект изучения: яйца, блюда из яиц.

    Теоретические сведения.

    Домашняя птица. Яйца и яйцепродукты их значение. Питательная ценность. Определение качества. Классификация, первичная обработка, виды упаковки. Строение яйца. Время варки. Виды яйцепродуктов. Сроки и способы их хранения. Кухонные приспособления. Яйцерезка виды, применение. Яйца – украшения стола. Сочетание с продуктами.

    Практическое занятие:

    Первичная обработка яиц, определение качества. Уход за кухней, посудой.  Уход за холодильником. Запись и разбор рецептов.

    Самостоятельная работа.

    Приготовление блюд из яиц: яичница, глазунья, омлет с белым хлебом. Яйца фаршированные.  «Зеленый салат».

    Обобщающее повторение.

    3.Объект изучения: бутерброды .

    Теоретические сведения.

    Виды бутербродов (открытые, закрытые, закусочные, горячие). Значение бутербродов. Продукты для бутербродов их обработка, нарезка. Способы приготовления. Масса для бутербродов. Используемые инструменты, приспособления, посуда. Оформление и подача бутербродов. Сроки хранения.  

    Практическое занятие:

    Нарезка хлеба, обработка продуктов. Сервировка стола. Работа с тостером, уход.  Уход за кухней, посудой. Запись и разбор рецептов.

    Самостоятельная работа.

    Приготовление бутербродов: простых, сложных, горячих. Тартинки, тарталетки. Бутерброды с сырной массой. Сервировка стола  к чаю с бутербродами.

    4.Объект изучения: мир профессий.

    Теоретические сведения.

    Организации по трудоустройству (биржа, объявления, интернет, ярмарка вакансий). Младший обслуживающий персонал: мойщик посуды, помощник повара, фасовщик в магазине, санитар, помощник воспитателя.  Рабочий по благоустройству территорий. Культура поведения.

    Практические занятия:

    Экскурсии в школьную столовую, спальню, прачечную, на территорию школы. Экскурсии в Макдоналдс,  в детский дневной стационар.

    Обобщающее повторение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению "Швейное дело, 6 класс", специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 6 классе разработана на основе государственной программы "Швейное дело, 6 класс" для специальных (коррекционных) общеобразовате...

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

    Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательны...

    Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

    Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

    Тема по самообразованию: «Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения (на материале швейного дела) в ГКОУ «Специальной (Коррекционной) школы - интернат №14, 8 вида с. Константиновского.» Учитель швейного дела –

    Введение.Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Выяснение причин слабой подготовки учащихся к практической деятельности...

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

    Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

    Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...

    Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей со сложной структурой дефекта интеллектуального развития (ремесло).

    Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы). Контингент вспомогательных (коррекционных) школ ч...