Формирование межпредметных связей на интегрированных уроках географии и биологии в специальной коррекционной школе – интернат VI вида
статья по географии на тему

Елша Наталья Юрьевна

   В последнее время изменились цели общего  образования, разрабатываются новые учебные планы, создаются новые концепции образования. Принято второе поколение стандартов, в которых разъясняются требования к результатам обучения и подготовки обучающихся. Важнейшим требованием к подготовке обучающихся является формирование не только предметных, но и метапредметных умений.  В свете требований нового стандарта  общего образования у обучающихся должна быть сформирована целостная картина мира, а это достигается не только благодаря знанию отдельных  дисциплин, но  через интегрированные образовательные области. Поэтому большая роль на этапе современного урока должна отводится формированию межпредметных связей. В статье я предлагаю Вам познакомиться как осуществлять межредметное взаимидействие (на примере учебных дисциплин географии и биологии): на каком этапе урока, на каких типах урока, привожу примеры различных тем уроков и внеурочных мероприятий. которые можно использовать при работе учителям географии и биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_mezhpredmetnyh_svyazey.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование межпредметных связей на интегрированных уроках географии и биологии в специальной коррекционной школе – интернат VI вида

Елша Н.Ю.; учитель географии

высшей квалификационной категории ГБОУ СКОШИ№31

                                                            «Ребенок-это не сосуд, который надо          

                                                             наполнить, а лампада, которую следует  

                                                              зажечь»

                                                                                  Средневековые гуманисты

   Современный урок является тем источником, который может вызвать мотивацию к обучению, интерес к познавательной деятельности, инициативу, и умение и желание применять свои знания и навыки на практике. Тенденции современного урока заключаются не только в передаче знаний от учителя к обучающимся, а их совместную деятельность.

     В последнее время изменились цели общего  образования, разрабатываются новые учебные планы, создаются новые концепции образования. Принято второе поколение стандартов, в которых разъясняются требования к результатам обучения и подготовки обучающихся. Важнейшим требованием к подготовке обучающихся является формирование не только предметных, но и надпредметных умений (к ним относятся: организационные, информационные, коммуникативные, мыслительные).  В свете требований нового стандарта  общего образования у обучающихся должна быть сформирована целостная картина мира, а это достигается не только благодаря знанию отдельных  дисциплин, но  через интегрированные образовательные области. Поэтому большая роль на этапе современного урока должна отводится формированию межпредметных связей.

   Что же такое межпредметные связи? Это педагогическая категория, которая  обозначает интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами, нашедшими  свое отражение в содержании, формах и методах учебно–воспитательного процесса.  Межпредметные связи выполняют образовательную, воспитательную и развивающую функцию в единстве. (Т.М. Лифанова)

    Одной из проблем работы в школе VI вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и детского  церебрального паралича (ДЦП) является сложность в формировании межпредметных связей, из-за поражений центральной нервной системы, которые затрагивают  процессы восприятия, внимания, памяти, формирование пространственных и временных представлений. Обучающиеся, обладая конкретными знаниями на одном уроке,  не могут перенести эти знания на другой предмет, целостная картина мира у них не формируется, зачастую знания представлены отдельными, не связанными между собою блоками по отдельным предметам. Поэтому обучающиеся не могу применить свои знания и умения  на практике, в жизни.  Для того чтобы  ученики  могли ориентироваться в окружающем мире и учились применять свои знания и умения на практике, мы постарались создать серию интегрированных уроков и  внеклассных мероприятий.

       География и биология имеют широкий спектр интеграционных связей.

 Если проанализировать содержание курсов географии и биологии, то мы можем выделить несколько уровней формирования межпредметных связей, которые представлены в деятельности учителей.

1 уровень  – это темы из различных курсов, которые можно объединять между собой на интегрированных уроках.  В таблице приведены некоторые темы интегрированных уроков, показаны темы  по биологии и географии и  показаны формирующиеся межпредметные связи:

Таблица №1

Формирование межпредметных связей на уроках географии и биологии

Класс

Тема  урока биологии

Темы урока географии

Интегрированные практические работы

7 класс

Факторы , влияющие на здоровье человека

Биосфера влияние природы на жизнь и здоровье человека,

Оказание первой помощи при отравлениях, ранах , порезах

8 класс

Растительные сообщества  их охрана

Природные комплексы  

Выявление закономерностей распространения растительных сообществ

Растительный и животный мир пустынь

Тропические пустыни Африки

Выявление закономерностей распространения растительного и животного мира

 Растительный животный мир  полярных областей

Антарктида

Знания об особенностях взаимосвязи растений и животных с природными условиями Антарктиды. Сформировать убежденность в необходимости охраны природы этого материка

Зависимость растительного и животного  мира от климата

Влажные тропические леса

Определить влияния географ положения на формирование природных зон Установить зависимость растительного и животного  мира от климата

9 класс

Развитие органического мира

Строение земной коры. Геологическое развитие истории Земли

Познакомить с основными этапами в развитии жизни на нашей планете. Выявить «современных реликтов»

Центры происхождения культурных растений

Сельское хозяйство мира

Выявление причин распространения культурных растений

Возникновение и развитие жизни на земле

Строение земной коры. Геологическое развитие истории Земли

Выявление закономерностей возникновения развития жизни от геологических условий Земли

Второй уровень позволяет создать большие блоки, объединяющие  материал одной темы, которая проходит через все курсы географии и биологии.  Таким объединяющим блоком для уроков географии и биологии является  экология.

Для чего нужны экологические уроки?  Круг знаний и представлений об окружающем мире у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  слишком узок и зачастую представлен бытовыми понятиями. Поэтому формирование  знаний о красоте,  единстве и хрупкости окружающего мира  очень важны для общего развития учащихся с ДЦП.    Экология как часть биологии изучается в одиннадцатом  классе, но к вопросам защиты окружающей среды  мы  обращаемся значительно раньше.      Так в шестом  классе по географии  при изучении темы «Биосфера», изучая влияние природы на жизнь и здоровье человека, мы  «строим экоград».  Обучающиеся получают задание создать проект города будущего, где необходимо учесть особенности рельефа, речной сети, направления ветров, выбрать, какая растительность будет произрастать в данном городе, и просчитать экономические последствия деятельности человека. В результате у ребят формируется целостное представление  об окружающем мире, о благоприятных и неблагоприятных факторах, которые влияют на здоровье и благополучную жизнь в городе.

    В девятом классе мы проводим экологический эрудицион, в котором поднимаются проблемные  вопросы влияния человека на окружающую среду. Обучающиеся предлагают свои варианты решения таких вопросов, как:  куда деть  бытовой мусор, что можно изменить при уничтожении леса, при загрязнении атмосферы транспортом?

       Данные уроки требуют большой подготовки, как со стороны учителей, так и со стороны обучающихся. Учащиеся приучаются работать с различными источниками информации, в том числе с периодической печатью, информационными средствами, научной литературой, словарями, картами.

        Экологические уроки способствуют развитию инициативы, умению формулировать и отстаивать собственное мнение, работать в коллективе, что является метапредметными умениями, которые очень важны для наших учащихся, для их дальнейшей реабилитации и социализации.

   В десятом классе мы проводим  уже не просто уроки, а уроки-исследования на конкретном примере - изучение экологической обстановки района Вешняки, как ближайшего района к интернату.   Ребята под руководством учителей изучали историю, экономику, население, природу района, учились пользоваться научными методами:  наблюдение, экологический мониторинг, лабораторные методы.   Брали пробы воды из Кусковских прудов, делали анализ почв и снега, подсчитывали загрязненность воздуха транспортом, определяли степень влияния загрязнения на зеленые растения.

     Результатами исследования явилось создание школьной экологической экспозиции района Вешняки,  природоохранных плакатов,  виртуальной экологической тропы, с описанием наиболее интересных мест Кусковского лесопарка.    Таким образом,  на  уроках–исследованиях  у обучающихся формируются межпредметные знания по географии, биологии,  истории, химии, физике. Сформировался цельный образ района с его достоинствами и проблемами.

     Обучающиеся включились в активную экологическую деятельность, приобрели умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды, приобрели навык использования приемов исследовательской работы. Произошло заложение основ экологической культуры учащихся, что способствовало развитию их инициативы, формированию активной  жизненной  позиции.

    Существует несколько форм реализации межпредметных связей:   интегрированные уроки, экскурсии, факультативы, домашняя работа, совместные семинары, кружки, проекты.   Наиболее распространенной формой создания  межпредметных связей является интегрированный урок.

    Подготовка интегрированных уроков очень трудоемка и требует согласованных действий учителей:

       -  постановка общих целей и задач

       - отбор материала

       -  совместная разработка системы заданий

      - разработка своих предыдущих уроков в соответствии с общими планами

      - таким урокам часто предшествует опережающее домашнее задание и по географии, и по биологии.

     Как оценивать интегрированные уроки?  Если ребенок работает только по одному из предметов, он получает одну оценку, Если ребенок выполняет творческое задание, то он получает оценки по двум предметам, причем оценка всегда положительная, т.к. творческая инициатива должна поощряться.

     Какие формы организации учебной деятельности можно использовать на интегрированных уроках:

    - игры состязания «Битва эрудитов», «Веселый марафон»,  «Брейн-ринг»

    - диспуты «Заседания экспертного совета по вопросам экологии»

    - круглый стол «Глобальные проблемы местного характера»

    - пресс-конференции

    - решение проблемных вопросов

     Особенно хочется остановиться на  «нестандартных уроках»,  которые ведут обучающиеся старших классов в начальной школе. Мы разработали цикл уроков «Путешествие с домашними растениями», «Путешествие с домашними животными», « По следам Робинзона».  

Например, урок «По следам Робинзона».  Тема по географии: влияние географического положения и  климата на растительный мир и особенности жизни человека. Тема по биологии:  ценные породы растений,  которые использует человек в своей хозяйственной жизни. Ученики старших классов подбирают материал по конкретной  теме, оформляют его на компьютере, разбавляя учебную информацию  увлекательными конкурсами. Учителям отводится роль  координаторов и консультантов.  На таких уроках закрепляются и обобщаются знания по географии и биологии,  старшеклассники учатся применять их в новой,  нестандартной ситуации,   закрепляется умение пользоваться различными источниками информации,  публичного выступления, умение отвечать на неожиданные вопросы, что очень важно при дальнейшем обучении вне стен школы.

   Третий уровень наиболее сложный уровень интеграции является   создание проектов.   Более подробно хотим остановиться на проектной  работе «По следам минувшего..»

Цели проекта: по географии

   1. Изучить палеонтологическую историю развития Земли и в частности московского региона.

   2. Научить пользоваться палеонтологическими методами исследования

   3. Изучить, как изменялся облик нашей планеты

Цели проекта: по биологии

   1.Познакомить учащихся с развитием органического мира

   2. Исследовать, какие ископаемые животные и растения существуют до сих пор на планете Земля.

   3. Научить учащихся воссоздавать картины жизни в отдельные  эпохи.

     Работа происходила в два этапа:

     1этап –  теоретический – сбор информации, посещение музеев, экскурсия на карьеры, сбор информации в Интернете и различных литературных источниках.

     2 этап – исследовательский: обработка информации (работа с интерактив- ными средствами обучения: создание презентаций, мультфильмов, рисунков, поделок).

    Результатом работы над проектом явилось не просто представление о сложном развитии нашей планеты,  но и составление атласа реликтовых растений и животных (Красная книга реликтов),

    - создание доисторического зоопарка,

    - составление генеалогического древа (Кто чей предок),

    - создание стенда – раскладушки «История развития Москвы и Московской области».

     В результате  работы у учащихся  сформировались навыки применения знаний в новых условиях работы с компьютером, освоение новых компьютерных программ, школьники научились среди большого количества информации отбирать необходимую, работать с различными источниками информации,  что способствовало развитию их самостоятельности, инициативности.

   Таким образом, интеграция — один из ведущих принципов организации деятельности учеников, она стимулирует к поиску новых форм  взаимодействия учителя и ученика, а также:

    - объединению разных специалистов в решении общих проблем

    - снятию перегрузки в учебном процессе

    - получению качественно нового педагогического  результата.

    Надо отметить, что в результате интеграции у учащихся возрос интерес к естественно-научным дисциплинам, что нашло свое отражение в положительных результатах  экзаменов

Список литературы:

  1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей  с нарушением опорно-двигательного аппарата -М., Академия 2001
  2. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Современный подход к использованию учебников нового поколения в процессе преподавании географии в специальной (коррекционной) школе VIIIвида//Коррекционная педагогика 4, 2004.
  3. Учебно-воспитательная работа в школе-интернате для детей с детским церебральным параличом. Составитель Ипполитова М.В.- М., Просвещение,1986
  4. Шипицина Л.М., Мамайчук И.Н. Детский церебральный паралич.- Спб., Дидактика плюс, М., Институт общегуманитарных исследований,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по географии для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.Основными принципами построения програ...

Внеклассное мероприятие по географии 7 класс. Специальная ( коррекционная) школа-интернат VIII вида. «Лесной калейдоскоп»

Внеурочное мероприятие по географии "Лесной калейдоскоп"  позволяет ученикам с ограниченными возможностями здоровья удовлетворить свои интересы в области географии помогает им ...

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия".

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия" содержит  цели, задачи, тип, оборудование, структурные элемент...

Доклад "Использование поведенченской терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях социальной-бытовой ориентировки в Инсарской специальной коррекционной школе-интернате 8 вида"

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно чётко воспринимает окружающее,он не выделяет существенногои  и главного в предметах и явлениях,плохо обобщает.Все эти черты ,характериз...

Урок истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида «На подступах к Москве»

Цель: дать учащимся представление о героической борьбе за Москву.          Задачи:         образовательные: дать зн...

Формирование читательского интереса у младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Формирование читательского интереса у младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями д...