Программа факультативного курса по географии для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
элективный курс по географии (7 класс) по теме

Ковальчук Оксана Станиславовна

Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.

Основными принципами построения программы является доступность содержания теоретического материала , формирование культуры поведения в природе, рачительно и экономно пользоваться ее дарами.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Учащиеся знакомятся с природой Ставропольского края , Благодарненского района со способами охраны природы , экологическими проблемами региона.

Обучение ведется в процессе изучения дополнительной литературы по предмету , практических занятий и экскурсий , просмотра видеосюжетов и фильмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_mir_vokrug_nas.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса  для обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида

  «Мир вокруг нас».

Составила:

Учитель географии

Ковальчук Оксана Станиславовна

                           

Пояснительная записка

Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.

Основными принципами построения программы является доступность содержания теоретического материала , формирование культуры поведения в природе, рачительно и экономно пользоваться ее дарами.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Учащиеся знакомятся с природой Ставропольского края , Благодарненского района со способами охраны природы , экологическими проблемами региона.

Обучение ведется в процессе изучения дополнительной литературы по предмету , практических занятий и экскурсий , просмотра видеосюжетов и фильмов.

На факультативные занятия отводится 2 часа в неделю продолжительность каждого до 40 минут . Оптимальная наполняемость группы 4-6 человек. Возможна организация занятий с одним учащимся для подготовки реферата ,сообщения , проектной работы по курсу.

Цель и задачи факультатива:

 Сформировать  у школьников законченное   представление и знание о Ставропольском крае и Благодарненском районе. Учить извлекать информацию из различных источников знаний.  Развивать познавательный интерес,  творческие способностей посредством более подробного ознакомления с природой родного края. Воспитывать у школьников личностные качества: патриотизм,  уважение к малой Родине.

Ожидаемый результат

Изучение   факультативного курса «Мир вокруг нас»  способствует активному формированию географического мышления школьников, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает  глубже узнать природу края, ее экологические проблемы, развивает знания об охране природы, животном и растительном мире, о взаимодействии природы и общества. В ходе изучения школьники закрепляют свои умения: составлять краткие географические описания и характеристики объектов на основе разнообразных географических источников; выделять и описывать  существенные признаки; находить в разных источниках и анализировать информацию; а так же развивать свои умения  по написанию сообщений и рефератов по заданной теме.    Учащиеся  в дальнейшим могут использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности  и повседневной жизни.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать :

  1. в чем заключается взаимосвязь природы и человека;
  2. название некоторых животных и растений, внесенных в « Красную Книгу»;

-какие меры по охране природы используют в крае.

Учащиеся должны уметь:

  1.    наблюдать явления и объекты природы;
  2. элементарно оценивать состояние окружающей среды;
  3. предпринимать конкретные действия по улучшению состояния   окружающей среды;
  4. правильно вести себя в природе.

Формы проведения занятий.

      В данном курсе применяются различные формы организации и проведения занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, экскурсии, информационные компьютерные технологии.

        Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.

     Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Методы обучения

                 Для достижения цели факультативного курса  используются  методы, включающих в себя элементы исследования:  частично-поисковый, самостоятельное добывание знаний, работа с документами и литературой, анализ географических источников знаний и статистических материалов.

   В контексте с материалом данного факультативного курса используются  мультимедийные компьютерные технологии. Применение  на занятиях демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу. Мультимедийные презентации создаются и самими учащимися, используя Интернет.  Подготовка презентаций позволяет ученикам развивать свой кругозор,  строить планы на будущее и видеть перспективы собственного развития, а соответственно, стремиться к их осуществлению.

   

Диагностический  инструментари1 для оценки качества усвоения программы.

Критерии оценки

уровни

высокий

средний

низкий

1

Свободно ориентируются в терминах, знают названия растений, животных, знают правила поведения в природе

3 б

2

Знают меры по охране природы, которые используют в Ставропольском крае, но не ориентируются в терминах.

26

3

Не владеет знаниями о значении природы, ее

взаимосвязи с человеком, не умеет вести себя в природе.

1 б

Учебно-тематический план.

Тема

К-во часов

Вид деятельности

I

Взаимодействие природы и общества

8

1

Зависимость человека от природы

1

2

Природа –источник жизни

1

3

Рост использования природных ресурсов

1

4

Охрана природных ресурсов

2

5

Природные комплексы: биологические и географические

1

Практическая работа

6

Исследование природного комплекса

«Благодарненские узоры»

1

Экскурсия

7

Целостность природных комплексов

1

II

Охрана природы района

4

8

Загрязнение географической Среды. Проблемы. Споры.

1

9

Основные виды загрязнений  и источники их поступления

1

10

Организация охраны природы от загрязнения

1

Практическая работа

11

Утилизация отходов. Помощь природе

1

Экологический десант

III

Преобразование природы Ставропольского края

8

12

Преобразование природы –это способ улучшения экологических качеств природной cреды

2

13

Следствие преобразования природы. Причина их появления, способы предотвращения

2

14

Составление проекта : преобразование природы в Благодарненском районе

1

15

Анализ карт, схем, рисунков в учебниках ,пособиях.

2

Практическая работа

16

Исследование территории вокруг реки. Возможность преобразования

1

Экскурсия

IV

Водные ресурсы края

10

18

Современное водопотребление

1

19

Исследование местных источников

1

Экологический десант

20

Качественное и количественное изменение ресурсов природных вод

2

21

Способы защиты от истощения водных ресурсов

1

22

Главные реки края. Проблемы.

1

23

Другие объекты гидрологического изучения (колодцы, родники, минеральные источники)

1

24

Изменение экологической ситуации в районе озера Сенгилеевского и реки Мокрая Буйвола

2

25

Посещение санэпидемиологической станции

1

Экскурсия

V

Исследование почв. Охрана почв.

6

26

Земля и ее роль в жизни человека

1

27

Земельный фонд России

1

28

Характеристика почв края. Различия по плодородности

1

29

Изучение действия оврагов и ветров на почвы.

2

30

Составление описания почв края., схемы почвенного разреза

1

Практическая работа

VI

Атмосфера. Значение для жизни

6

32

Понятие о чистом и загрязненном воздухе.

1

33

Основные источники загрязнений

1

34

Проблемы промышленных центров и городов

2

35

Построение графика «Влияние погоды на концентрацию загрязняющих веществ»

1

Практическая работа

36

Мероприятия по охране воздуха

1

VII

Растительный мир

8

37

Значение растений для человека

1

38

Красная:кйига. Составление альбома растений

1

Практическая работа

39

Географическая характеристика растительности.

1

40

Участие в работах по уходу за культурными растениями

2

Практическая работа

41

Фенологические'наблюдения за сезонными изменениями в природе

1

Практическая работа

42

Озеленение территории школы

2

Практическая работа

VIII

Животный мир

8

43

Роль животных в географической оболочке

1

44

Роль животных в жизни человека

1

45

Особенности животных в нашем крае

2

46

Изучение Красной книги. Зарисовка животных

1

Практическая работа

47

Участие в  работах по подкормке птиц и других животных

2

Практическая работа

48

Изготовление кормушек и гнездо»

1

Практическая работа

IX

Туризм и отдых

6

49

Туризм -как один из видов активного отдыха

2

50

Туристические фирмы и агентства

1

51

Детский туризм

1

52

Основные правила поведения в природе

2

Туристический поход

Литература

  1. Видеоучебник  «Физическая география Ставропольского края . 2009 г.
  2. Видеоучебник «Экономическая и социальная география Ставропольского края.» 2009 г.
  3. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения школьников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44–51. 17.
  4. Зубрик Л.А., Рязанцев С.В., Смеликова Т. География Благодарненского района. Учебное пособие, Ставрополь 2001г.
  5. Ивановский В.А. География Ставропольского края. Учебник. Ставрополь, 2001г.
  6. Колчанов В.А. Изучение региональных проблем в курсе «География России» Ж. География в школе. 2008 г.
  7. Красная Книга растений Ставропольского края.
  8. Красная Книга животных Ставропольского края.
  9. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) : учеб. пособие / под ред. Б.П. Пузанова, 4-е изд., стер. – М.: ИЦ Академия, 2008, -272 с.
  10. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе /Т. И. Пороцкая. – М. : Просвещение, 1977. – 159 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

Презентация к уроку географии в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему: "Кенгуру - сумчатое животное Австралии"

Представлена учебная презентация, которую можно использовать на уроках окружающего мира, уроках биологии и природоведения, а также на уроках географии при изучении живлтного мира Австралии....

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия".

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия" содержит  цели, задачи, тип, оборудование, структурные элемент...

Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

Рабочая программа по географии для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на 2014-2015уч.г.

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена с    учётом возрастных и психофизиологических  особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточно...

Тематическая тетрадь по курсу «История России» для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая тетрадь состоит из разнообразных и интересных заданий: ребусов, кроссвордов, тестов, анаграмм, которые дадут возможность вспомнить и закрепить знания, полученные на уроках. Задания в рабочей т...

Тематическая тетрадь по курсу «История России» для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Тематическая тетрадь по «Истории Отечества»  представляет собой  сборник заданий по всем  темам, предусмотренным программой по истории Отечества для учащихся 8 класса специа...