Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
рабочая программа на тему

Фотинова Ольга Алексеевна

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr._po_origami.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

г. Мичуринск

                                                         

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на методическом объединении

учителей гуманитарно-эстетического цикла

Протокол № 4 от 20 мая  2011 г.

Руководитель                        Т.Б. Попова

Утверждаю

Директор МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринск

    ___________         В.А. Баева

  Приказ № 192        от 30.08. 2011

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО  КУРСУ «ОРИГАМИ»

ДЛЯ 5 – 6  КЛАССОВ

на 2011– 2012 уч.г.

                                                                                         

                                                                       

Автор программы

учитель биологии

Фотинова О.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа по курсу «Оригами»  составлена на основе   примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании»;
  2. Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212.,  23.12.2002 г., № 919
  3. Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
  4. Положения о порядке  разработки и утверждения рабочих программ в МС(К)ОУ«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII» г. Мичуринск, приказ № 62-А от 04.09.2009 г.;
  5. Учебного плана МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII» г. Мичуринска для обучающихся и  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, приказ

    № 192 от 30.08. 2011 г.;

  1. Единой  концепции  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

Настоящая программа обучения детей  с ОВЗ  составлена с учётом особенностей их интеллектуального и физического развития, эмоционально-волевой сферы. является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся 5-6 классов основам искусства оригами.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Цель программы

Занятия оригами направлены на всестороннее развитие, обучение и воспитание детей с ОВЗ – сенсорное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое, нравственное. Коррекционная направленность  – обязательное условие учебного процесса.


Задачи программы:
 

         знакомство обучающихся с основными геометрическими понятиями и базовыми  

            формами оригами;

  1. развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых  предметов (умение анализировать, выделять важные свойства объектов, сравнивать их; соединять части в целое в соответствии с конструкцией объектов — умение осуществлять операцию синтеза, умение обобщать на основе сходства и различий признаков и др.);
  2. развитие  зрительно-двигательной   памяти,   пространственного расположения предметов, совершенствование мелкой и крупной моторики руки;

  1. развитие речи обучающихся,  организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность, функцию общения;
  2. обучение работе по инструкции учителя и самостоятельно, планированию своей деятельности;
  3. формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности адекватно;
  4. развитие художественного вкуса, творческих способностей

        воспитание интереса к искусству оригами.

        формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

  1. формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности адекватно;

Программа «Оригами» адресована учащимся 5-6 классов и рассчитана на 2 года.

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
 групповой – организация работы в группах.
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
 и другие.

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;

- личностно-ориентированное обучение.


Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.


Способы фиксации результатов


• составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».


Формы подведения итогов реализации программы:
• составление альбома лучших работ;
• проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,

Количество часов, предусмотренных учебным планом – 35 часов в учебном году (1 час в неделю), по годовому календарному графику – 34 часа с учётом общегосударственных праздников и школьных дней здоровья (приказ по ОУ №193 от 31.08.2011г.).

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;

- личностно-ориентированное обучение.

Содержание программы

5 класс

Беседа по охране труда (2 час)
Знакомство с оригами (2 часа)
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Базовые формы:
«Треугольник» (6 часов),
«Воздушный змей» (4 часов),
«Двойной треугольник» (4 часов),
«Двойной квадрат» (4 часов),
«Конверт» (4 часов)

Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
Цветы к празднику 8 марта (4 часов)
8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Летние композиции (3 часа)
Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций.
Впереди – лето! (1 часа)
Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
Итоговое занятие (1час)
«Чему мы научились за год».
Оформление выставочных работ (1 часов)
Оформление выставок работ учащихся.

Примерное тематическое планирование  5 класс

1. Формирование группы.
    Знакомство с оригами.
2. Беседа по охране труда.
    Входная диагностика.
3. Правила поведения на занятиях.
    Термины, принятые в оригами.
    Кармашек (кошелек)
Базовая форма «Треугольник»
4. Стилизованный цветок.
5. Лисенок и собачка.
6. Котик и бычок.
7. Яхта и пароход.
8. Композиция «Кораблики в море».
9. Стаканчик и фуражка.
10. Синица и снегирь.
11. Композиция «Птицы в лесу».
12. Оформление выставки.
Базовая форма «Воздушный змей»
13. Кролик и щенок.
14. Курочка и петушок.
15. Композиция «Домашние птицы на лужайке».
16. Ворона.
17. Сказочная птица.
18. Сова.
19. Диагностика по итогам 1 полугодия.
20. Оформление выставки.
Цветы к празднику 8 марта 
21. Открытка «Букет гвоздичек».
22. Бутоны роз. Композиция «Букет роз».
23. Подснежник.
Базовая форма «Двойной треугольник»
24. Рыбка и бабочка.
25. Головастик и жук.
Базовая форма «Двойной квадрат»
26. Жаба.
27. Композиция «Островок в пруду».
Базовая форма «Двойной квадрат»
28. Яхта.
Базовая форма «Конверт»
29. Пароход и подводная лодка.
30. Композиция «В море».
31. Оформление выставки.
Базовая форма «Двойной треугольник»
32. Лилия.
Летние композиции
33. Нарцисс.
34. Волшебный цветок.
Впереди – лето!
35. Парусный кораблик - гонки на столе.
Итоговое занятие
36. «Чему мы научились за год».
Диагностика по итогам

Учебно-тематический план  

5 класс

п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Знакомство с оригами. Беседа по охране труда

2

-

2

2.

Базовая форма «Треугольник»

1

5

6

3.

Базовая форма «Воздушный змей»

1

3

4

4.

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

3

4

5.

Базовая форма «Двойной квадрат»

1

3

4

6.

Базовая форма «Конверт»

1

3

4

7.

Цветы к празднику 8 марта

1

3

4

8.

Летние композиции

-

2

2

9.

Впереди – лето!

-

1

1

10.

Итоговое занятие.

1

-

1

11.

Оформление выставочных работ

-

2

2

ИТОГО:

9

25

34

Содержание программы

6 класс

Вводное занятие (1 час)
Рассказ об истории развития искусства оригами.
Беседа по охране труда (1 час)
Летние композиции (3 часа)
Складывание цветов. Оформление композиций.
Чудесные превращения бумажного листа (6 часов)
Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.
Модульное оригами (6 часа)
Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Новогодние украшения – звезды из 4, 8  модулей, кусудама.
Оригами на праздничном столе (5 часов)
Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
Цветы к празднику 8 марта (4 часа)
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
Оригами – почта (4 часа)
Различные виды конвертов для писем.
Впереди – лето! (1 часа)
Знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.
Итоговое занятие (1 часа)

«Чему мы научились за год».
Оформление выставочных работ (2 часов)
Оформление тематических выставок: «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».

Учебно-тематический план  

6  класс

п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Беседа по охране труда

1

-

1

3.

Летние композиции

1

2

3

4.

Чудесные превращения бумажного листа

1

5

6

5.

Модульное оригами

1

5

6

6.

Оригами на праздничном столе

1

4

5

7.

Цветы к празднику 8 марта

1

3

4

8.

Оригами - почта

1

3

4

9.

Впереди – лето!

-

1

1

10.

Итоговое занятие

1

-

1

11.

Оформление выставочных работ

-

2

2

ИТОГО:

9

25

34

Тематическое планирование 6 класс

1. История развития искусства оригами.
    Беседа по охране труда. Входная диагностика.
Летние композиции
2. Калужница.
3. Ландыш.
4. Сон-трава.
5. Оформление выставки «На лесной полянке»
Чудесные превращения бумажного листа
6. Сказочный цветок (мозаика из 6 модулей).
7. Простые коробки (2 варианта)
8. Коробка с крышкой из квадратного листа бумаги.
9. Коробки для подарков. Базовая модель.
10. Коробки для подарков. Различные варианты.
Модульное оригами
11. Бусы для елки. Новогодняя гирлянда.
12. Разноцветная звезда из 4 деталей.
13. Звезда из 8 модулей.
14. Звезда из 16 модулей.
15. Ветка ели.
16. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
17. Диагностика по итогам 1 полугодия.
18. Оформление класса к Новому году.
Оригами на праздничном столе
19. Правила этикета. Приглашение – открытка
      с летящей птицей и рамочка для карточки гостя.
20. Оригами на праздничном столе:
      салфетка «Веер», салфетка для столового серебра,
      салфетки «Лилия» и «Петушиный гребень».
Цветы к празднику 8 марта
21. Василёк и гвоздика.
22. Композиция «Букет гвоздик».
23. Японская ваза для цветов.
24. Объемные тюльпаны.
25. Объемные колокольчики.
26. Оформление выставки «Цветы для наших мам».
Оригами на праздничном столе
27. Стаканчик для салфеток и квадратная коробочка
      (вазочка) с декоративными углами.
28. Коробочка «Звезда» и коробочка «Санбо».
29. Вазочка «Не увлекайся конфетами».
30. Итоговое занятие «Оригами на праздничном столе».
Оригами - почта
31. Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.
32. Датское и английское письмо.
33. Оригинальный конверт (2 варианта).
Впереди – лето!
34. Пилотка (2 варианта) и шапочка с козырьком.
35. Самолеты и истребители.
Итоговое занятие
36. Оригамская сказка о четырех братьях.
Диагностика по итогам года.

Методическое обеспечение программы

Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»

I. Знание основных геометрических понятий и
базовых форм оригами
• 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).
• 2 год обучения – умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «конверт».
• 3 год обучения – умение сделать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба».
• 4 год обучения – умение сделать сложные базовые формы: «катамаран», «птица», «лягушка».

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.


II. Умение научиться следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь
инструкционными картами и схемами

• 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
• 2 год обучения – умение сделать изделие по инструкционной карте.
• 3 год обучения – умение сделать несложное изделие по схеме.
• 4 год обучения – умение зарисовать схему сборки несложного изделия.

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.


III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера

• 1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
• 2 год обучения – умение вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду.
• 3 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист.
• 4 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист по внутреннему контуру.

- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.


IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.


V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

• Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.

Информационные источники

  1. С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина.  Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
  2. Е.А. Ступак.  Оригами. Подарки к праздникам. М., «АЙРИС- пресс», 2007
  3. А. Гарматин. Оригами для начинающих. Оригами. Чудеса из бумаги. Ростов-на- Дону, ИД «Владис», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 7 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Тип...

Рабочая программа по истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 8 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым пол...

Рабочая программа по истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 9 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании»...

Рабочая программа по обществознанию в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по обществознанию в 8 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об ...

Рабочая программа по обществознанию в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по обществознанию в 9 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об ...

Рабочая программа по трудовому обучению. 1 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под реда...

Рабочая программа по географии для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на 2014-2015уч.г.

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена с    учётом возрастных и психофизиологических  особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточно...