Главные вкладки

    Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия".
    план-конспект занятия по географии (6 класс) по теме

    Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия" содержит  цели, задачи, тип, оборудование, структурные элементы урока, деятельность учителя, деятельность учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МКСКОУ специальная (коррекционная)

    общеобразовательная школа – интернат VIII вида

     г. Городца Нижегородской области.

    Конспект урока географии

    в 6 классе.

    Тема урока: Первые кругосветные путешествия.

    Раздел программы и номер урока.

    Земной шар. Урок № 7: Первые кругосветные            путешествия.

    Базовый учебник.

              «Начальный курс физической географии»:

    Т. М. Лифанова, Е.Н. Соломина, 2006.

    Цель: Формирование  у учащихся представлений о первом  кругосветном путешествии и первом русском кругосветном плавании.

     

    Задачи урока:

    • образовательные:
    1. Познакомить учащихся с мореплавателями: Фернаном Магелланом,

    Иваном Фёдоровичем Крузенштерном и Юрием Фёдоровичем Лисянским.

    1. Сформировать представление  об основных этапах первого кругосветного путешествия, его значении.
    2. Продолжить формирование умения ориентироваться в географической карте.
    3. Закрепить понятие о форме Земли, материках, океанах, Мировом океане.
    • коррекционно-развивающие:
    1. Корригировать произвольное внимание.
    2. Развивать навыки устной речи, пополнять словарный запас.
    3. Развивать память, корригировать процессы запоминания и воспроизведения.
    4. Развивать положительную мотивацию к учебной деятельности.

    • воспитательные:
    1. Способствовать осознанию нравственных качеств: настойчивости, целеустремлённости, стремления к активной жизненной позиции.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Оборудование:

    физическая карта полушарий, словарные карточки, карточки с заданиями для проверки выполнения д/з (см. приложение 1), контурные карты полушарий, образец выполнения работы в ней, диск CD с презентацией, компьютер, проектор, интерактивная доска, карандаши красного и синего цвета.


    Этапы урока.

    Структурные элементы урока.

    Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся.

    I. Вводно  -мотива-

    ционный.

    8 мин.

    II. Основ-

    ной (познава-

    тельный)

    этап

    урока.

    24 мин.

    III.

    Рефлек-

    сивно – оценочный

    8 мин.

    Всего:

    40 мин.

    1. Организа -

    ционный момент.

    1 мин.

    2.

    Сообщение цели, задач урока.

    Мотивация учащихся.

    2 мин.

    3. Проверка  

    выполнения

    домашнего задания.

    3 мин.

    4. Актуализа-

    ция опорных знаний.

    2мин.

    5. Формирова

    ние новых знаний.

    11  мин.

                         

    6.  Физкульт-

    Минутка.

    2 мин.

    7. Практичес-

    кая работа, первичное закрепление.

    8  мин.

    8. Формирова

    ние новых знаний (продолже

    ние). 3 мин.

     9. Закрепле-

    ние, контроль усвоения и коррекция знаний.  

    5 мин.                    

    10.  Подведе-

    ние итогов урока,

    рефлексия, оценка    работы

    уч-ся на уроке. 2 мин.

    11. Домашнее задание. 1мин.

      Обеспечивает комфортное состояние учащихся.  Проверяет готовность рабочего места. Создает ситуацию успеха.

     

    Сообщает тему урока:  «Первые кругосветные путешествия» (Презентация, слайд 1.)  Задача урока – узнать о первых кругосветных путешествиях. А именно: кто, когда, как и зачем их совершил?

    - Сегодня мы «заглянем» в прошлое, чтобы понять, как люди узнавали нашу планету, совершали великие открытия.

    - Сначала нам нужно проверить, готовы ли вы к путешествию? Проверим выполнение домашнего задания. Для этого выполним задание на карточках: нужно вставить названия материков. (Приложение 1.) (Лифанова., 2001)

    - Ответив  на вопросы, (Презентация, слайды  

    3 - 8) мы лучше подготовимся к путешествию.

    1. Какую форму имеет Земля?
    2. Как вы понимаете слова: «кругосветное путешествие»?
    3. Что такое океан?
    4. Что такое материк?
    5.  Можно ли проплыть по океанам вокруг земного шара? Почему?

           

     - А теперь мы «отправляемся» в далёкое прошлое, где нам предстоит встреча с великим путешественником Фернаном Магелланом. Вот его портрет. (Показ - презентация,  слайд 9)

    Организует словарную работу:

    -  Ребята, давайте прочитаем имя и фамилию мореплавателя.

    Предлагает сделать доклад о Фернане Магеллане подготовившемуся заранее ученику.

    - Спасибо за интересный рассказ.

        Даёт задание: «Напишите имя и фамилию мореплавателя, который руководил первым кругосветным путешествием».

       

    - А сейчас я вам предлагаю совершить воображаемое «кругосветное путешествие» вместе с Фернаном Магелланом и его спутниками. (Презентация,  слайды 11 - 19).  

       

    Показывает по ходу презентации путь экспедиции на карте, а также  организует работу по словарным карточкам на доске. (Словарные понятия – экспедиция, Магелланов пролив.)  

    Организует  выполнение упражнений.

    Организует работу в контурных картах.

    Задание:  отметить путь, который прошли мореплаватели. Объясняет порядок работы, показывает образец.

    -  В 1803 году,  через 282 года после завершения первого кругосветного путешествия, русские мореплаватели Иван Фёдорович Крузенштерн и Юрий Фёдорович Лисянский возглавили

    первое русское кругосветное плавание  (Презентация, слайд 20). На двух кораблях, они путешествовали 3 года. За это время они собрали большое количество научной информации, составили много подробных карт, а главное они открыли дорогу российским кораблям в Мировой океан.

    Организует словарную работу по слайду. Новые понятия: Иван Фёдорович Крузенштерн, Юрий Фёдорович Лисянский.

    -Какие качества характера помогли участникам первых кругосветных путешествий преодолевать трудности?

                    

    Организует выполнение тестового задания

    (Презентация, слайды 21 – 14), самопроверку, коррекцию, оценку знаний.

    Организует подведение итогов урока, рефлексию, самооценку и оценку работы на уроке.

    -  Вот и подошло к концу наше путешествие.  Как вы считаете, выполнили мы  задачу  урока?  Что вы узнали на уроке? Как работали на уроке?

    Озвучивает домашнее задание:

    1. Прочитать и кратко пересказать статью учебника на стр. 112 – 114.

    2. По желанию: отметить на карте путь первого русского кругосветного плавания. (Презентация, слайды 25 и 26.)

    Проверяют готовность своего рабочего места. Настраиваются на активную работу.

    Осознают задачу урока.

    Выполняют задания на карточках. Проверяют правильность выполнения по слайду.( Презентация, слайд 2.)

     Отвечают на вопросы, проверяют правильность ответов с помощью слайдов.

    1. Земля имеет форму шара.
    2. Кругосветное путешествие – путешествие вокруг Земли.
    3. Океан – огромное пространство воды, окруженное материками.
    4. Материки - большие участки суши.

    5.  Да. Потому, что все океаны соединены  между собой.

     

     

    (Ученики читают вслух на слайде имя и фамилию мореплавателя. Сначала хором по слогам вместе с учителем, а затем произносят самостоятельно.)

    Ученик  делает доклад о Фернане  Магеллане (Географические открытия., 2008):

      «Родился Фернан Магеллан более пятиста лет назад в стране Португалии и прожил недолгую, но очень яркую жизнь. Он был моряком и солдатом, отважным, храбрым человеком, умелым мореходом. Он отлично разбирался в картах и умел определять курс корабля. (Показ - презентация, слайд 10).

      Его мечтой было кругосветное путешествие. И он, преодолев много препятствий, став адмиралом, смог организовать эту опасное, долгое плавание».

    Один из учеников записывает на доске в клеточках:    

    Ф

    Е

    Р

    Н

    А

    Н

                                                     

    М

    А

    Г

    Е

    Л

    Л

    А

    Н

    Специально подготовленные ученики по ходу презентации делают небольшие сообщения с опорой на слайды. (Новая книга в вопросах и ответах., 2007) (Географические открытия., 2008) Остальные воспринимают данную информацию.  

    Слайд 12: «Начало пути».

      26 августа 1519 года флотилия из пяти кораблей

    отплыла от Испании, возглавил экспедицию

    Фернан Магеллан. Всего в плавание отправились 265 человек.

    Слайд 13:  «Первые испытания».

    Путешествие оказалось тяжелым: морякам часто приходилось бороться с ураганами и штормами.

    Слайд 14:  «Холодные южные воды».

      Чем дальше к югу плыли корабли вдоль берегов

    Южной Америки, тем холоднее становилось.

    Наступила зима – моряки страдали от морозов и ветров. Трудности и лишения привели к бунту, но Магеллан не отступил.

    Слайд 15: «Путь найден!»

      Наконец, после долгих месяцев тяжелого плавания, Магеллан обнаружил пролив, который позже назвали его именем. Пролив привел флотилию в неизвестный океан. Магеллан назвал этот океан «Тихим» за его спокойный нрав. К этому времени флотилия состояла уже из трёх кораблей: один корабль разбился, а еще один повернул назад в Испанию.

    Слайд 16: «По Тихому океану».

    Плавание через Тихий океан было мучительным             испытанием. Моряки   погибали от голода и жажды.

    Слайд 17:  «Райские острова».

        Наконец, показались  острова, покрытые  зеленью. На них путешественники впервые за долгие месяцы наелись досыта.

    Слайд 18: «Схватка с островитянами».

       На одном из островов моряки приняли участие

    в войне между местными жителями и жестоко поплатились за это.  Магеллан и ещё несколько моряков погибли в схватке.

    Слайд 19:  «Возвращение».

       Оставшаяся команда на единственном уцелевшем

    корабле отправилась в дальнейший путь.

    Индийский океан встретил их сильными штормами.  

    Людей вновь преследовали голод, жажда и

    болезни. Но, обогнув Африку, моряки в сентябре

    1522 года все же вернулись в  испанский порт.

    На берег, спустя 3 года после начала плавания, сошли 18 измученных людей.

      Выполняют упражнения.

    Работают в контурных картах, в которых заранее пунктиром проведён маршрут плавания. Ученики отмечают красным карандашом путь под командованием Магеллана, а синим – возвращение его спутников, подписывают условные обозначения. (Опора на образец.)

    Учащиеся воспринимают информацию на слух с опорой на зрительный анализатор (слайд).

    Читают слова хором по слогам вместе с учителем, затем произносят самостоятельно.

    Отвечают на вопрос:

    -Участникам первых кругосветных путешествий помогли преодолевать трудности такие качества характера, как настойчивость, целеустремленность, смелость, самопожертвование и  т. д.

    Самостоятельная работа. (Тест).

    Участвуют в проверке и оценке выполнения задания.

    С помощью учителя подводят итоги своей работы на уроке. Озвучивают полученные знания, оценивают свою работу.

    Записывают домашнее задание.


    Литература.

    1. Географические открытия. (2008). Москва: Махаон.
    2. Лифанова., Т. М. (2001). Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии. 6 класс. Москва: Просвещение.
    3. Новая книга в вопросах и ответах. (2007). Москва: Махаон.
    4. http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=237221460-22-72  (Фоновый рисунок  фигур Smart Art на слайдах 3, 21 – 24)
    5. http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=182358240-16-72&n=21 (Фоновый рисунок  слайдов 1, 25, 26).
    6. http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=330032273-41-72&n=21   (Фоновый рисунок  слайда 11).
    7. http://qrok.net/uploads/posts/2010-03/1268216135_lisyansky.jpg  (Портрет   Ю. Ф. Лисянского, слайд 20)
    8. http://stat8.blog.ru/lr/092f8fef35a9c12d0fbc84f94a8d3c71  (Портрет  И. Ф. Крузенштерна, слайд 20)
    9. http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=556600726-32-72&n=21 (Рисунок к

    слайду  15).

    1. http://business-ethics.com/wp-content/uploads/2010/07/Globe_New_Feature-copy.jpg (Рисунок для слайдов 4,5). 
    2. http://www.gov.pe.ca/photos/sites/psc/pictures/91768489.jpg?5249 (Рисунок для титульного листа).

    Приложение 1.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната VIII вида

    Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной)  школы- интерната  составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных  у...

    Программа факультативного курса по географии для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

    Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.Основными принципами построения програ...

    Внеклассное мероприятие по географии 7 класс. Специальная ( коррекционная) школа-интернат VIII вида. «Лесной калейдоскоп»

    Внеурочное мероприятие по географии "Лесной калейдоскоп"  позволяет ученикам с ограниченными возможностями здоровья удовлетворить свои интересы в области географии помогает им ...

    "Причины распада Киевской Руси" урок в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

    Традиционное обучение. общая направленность в работе - получение учениками определенного объема предметных знаний, запоминая их....

    внеклассное мероприятие "Югра - моя малая Родина" для учащихся 7-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

    обзорная информация о Югре современной и о легендарном прошлом Югры. Презентация создана чуть позже, но ее содержание  соответствует конспекту ( можно изменить даты Юбилея). В познавательной и до...

    Урок истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида «На подступах к Москве»

    Цель: дать учащимся представление о героической борьбе за Москву.          Задачи:         образовательные: дать зн...

    Конспект урока по музыке и пению для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида

    Тема урока : "Многожанровость музыки"Тип урока: Урок обобщения пройденного материала....