внеклассное мероприятие "Югра - моя малая Родина" для учащихся 7-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
план-конспект занятия по истории (7 класс) по теме

Поплавская Татьяна Викторовна

обзорная информация о Югре современной и о легендарном прошлом Югры. Презентация создана чуть позже, но ее содержание  соответствует конспекту ( можно изменить даты Юбилея). В познавательной и доступной форме для учащихся с нарушением интеллекта текст конспекта и презентацию  можно использовать на уроках , связанных с историей края. Презентация разбита на две части (большой объем), при совмещении 1 и 2 части она будет единым целым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обзорный урок.

ТЕМА:  «Югра – моя малая Родина».

Цель:  дать представление уч-ся о Югре как субъекте Российской Федерации.

Задачи:

               - обр. – познакомить уч-ся с прошлым Югры (период ВОВ) и                                    настоящей жизнью нашей малой Родины;

               -  разв. – развивать умение ориентироваться в тексте учебника, выполняя задание учителя;

               -  восп. – воспитывать чувство патриотизма, гордость за свое Отечество, за свою малую Родину.

  1. Орг. момент. Сегодня у нас необычный урок.  Мы отойдем от изучения исторических событий начала ХХ века и посвятим урок другой теме.

на доске

Россия

Государство                                                     АДИНОР

Российская Федерация

Наша страна  

                  - Как одним словом можно назвать эти понятия?

                    Расшифруйте анаграмму справа.

                  - Правильно! Родина!

  1. Родина – Россия.

Ты живешь в России – самом большом по площади государстве на планете. Территория России занимает примерно  одну шестую часть земной суши и превышает 17 млн. квадратных километров. Население России приближается к 150 миллионам человек.

( на доске - цифровые данные по выше сказанному)

        Что ещё мы знаем о нашей Родине?

        ( Ребята (2,3 гр.) зачитывают и (1 гр.) рассказывают о России:

         Россия – федерация: добровольное объединение равноправных территорий. В её состав входят 11 самоуправляемых национальных образований: 1 автономная область и 10  округов, 49 областей, два города федерального значения, 21-а республика. И ещё в России 6 краев. В России 1.057 городов, крупнейшие из них – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Челябинск, Пермь, Казань. Столица нашей Родины – Москва.

            В городах России проживает большая часть населения страны. В Санкт-Петербурге пять миллионов жителей, а в Москве – девять. Эти города – промышленные гиганты, центры науки и культуры. Каждый из них оставил большой след в истории  нашего Отечества.

 

             Самая северная точка нашей страны – мыс Челюскин на полуострове Таймыр в Сибири, а самая южная – гора Базардюзю на границе Дагестана и  Азербайджана.

             Жители Чукотки первыми в нашей стране  встречают солнечный рассвет и первыми отмечают Новый год. Потому что Чукотка – самая восточная точка России.

              Разница во времени между отдаленными друг от друга районами России так велика, что, когда школьники в Москве просыпаются и собираются на учебу, их сверстники в Хабаровске, расположенном на другом конце нашей  страны, уже ложатся спать.

             В России  уже давно живут десятки больших и малых народов. Четыре пятых  населения России – русские.

             Покажите  - 4/5 – сколько это от целого числа?

             На полосе из пяти частей ребята  показывают четыре пятых.

ВЫВОД: Вот такая она  - наша Россия, наша Родина!

  1. Югра – настоящее.

     А с чего начинается Родина ?

Для каждого из нас Россия начинается с «малой Родины» - с того навеки милого сердцу уголка страны, где мы родились, сделали первые шаги, сказали первое слово, нашли друзей на всю жизнь…

     А какая территория на просторах России является нашей малой Родиной?

     Отгадайте ребус.

      Правильно! Югра.

      Сегодня мы поговорим о Югре – нашей «малой Родине»!

      ( на доске открывается тема урока: «ЮГРА – моя  «малая Родина»».

      Историческое название нашей «малой Родины» образовано  от слов: «УГ» - вода, «РА» - народ.

     

       Сегодня   Югра – это Ханты-Мансийский автономный округ.

      (показ территории округа на карте)

      ХМАО, называвшийся до 1940 года Остяко-Вогульским, образован 10 декабря 1930 года.

      Сейчас 2005 год. Сколько лет нашему округу на сегодняшний день?

      - 75 лет. Правильно!

      (на доске «75 лет ХМАО»)

      Как эту дату можно назвать по-другому?

      -Юбилей!

      Что мы знаем о ХМАО?

       Рассказ учителя:      

                Центр Ханты-Мансийского автономного округа – город Ханты-Мансийск. Город расположен в живописном месте на семи холмах недалеко от слияния двух великих  сибирских рек – Иртыша и Оби.

           (Показ Ханты-Мансийска на карте)

                    Его территория 534,8 тыс.кв.метров, число жителей около 1.357,5 человек.

           Назовите коренные народности нашего края?

           - ханты и манси.

           А какие ещё народности являются основными группами в национальном составе населения округа?

           Решение кроссворда поможет вам это выяснить.

           Решение кроссворда (сложность по группам).

           На доске заполнение пропущенных букв в словах по мере выполнения работы.

          ВЫВОД:

          В нашем округе 15 городов, 25 поселков г/т, 91, 34 процента населения проживает в городах.

          У нас есть все основания гордиться  Югрой – нашей Родиной!

          Почему?

                         

      (Сообщения об округе ребята зачитывают (3гр.) и рассказывают наизусть (1,2 гр.)).

          Округ – один из немногих субъектов Российской Федерации, где сохраняется естественный прирост населения.

          Ханты-Мансийский автономный округ – энергетическая житница России. Это свыше 500 нефтяных и  газонефтяных месторождений. 97 процентов экономики округа связано с топливно-энергетическим комплексом. Здесь добывается половина российской нефти.

          Средний возраст жителей Ханты-Мансийского автономного округа – 30 лет.

           55 процентов бюджета автономного округа направляется на здравоохранение, образование, культуру, социальную политику.

          В 1994 году создан государственный фонд поколений, за счет средств которого детям, родившимся  начиная с 1 января 2000 года, открываются лицевые накопительные счета (до достижения совершеннолетия). Цель вклада- накопление средств для получения образования, лечения и приобретения недвижимого имущества.

         ВЫВОД:

         У каждого из вас есть возможность развить себя как личность, научиться нужному и полезному делу – обрести счастье полнокровной жизни на своей земле!

  1. Югра – прошлое.

Но Югра – наша малая Родина может гордиться не только своим настоящим,  у неё достойное и легендарное прошлое. И волею судеб, так случилось, что ЮБИЛЕЙ округа не одинок.

Какой ещё Юбилей, светлый праздник в России мы отмечаем в 2005 году?

        - 60 лет со дня Победы в ВОВ

          (на доске - 60 лет Великой Победе)

        Великая Отечественная война затронула каждый уголок нашей страны. Специфические обстоятельства жизни северян, их приспособленность к суровым таёжным и полевым условиям, выносливость, умение обращаться с оружием, ходить на лыжах, переправляться на лодках, находчивость и смекалка в экстремальных ситуациях определили их место на войне – Северные фронты, а также Москва, Сталинград и другие места решающих сражений.

       О некоторых героях ВОВ мы сегодня с вами вспомним.

        Рассказ учителя про связиста М.Путилова ( иллюстрация картины П.Токарева «Подвиг связиста»).      

           Далее ребятам необходимо выполнить индивидуальные задания:

           - по  портретам  героев с их именами, фамилиями  необходимо найти в тексте информацию о них и ответить на вопросы:

               1) откуда были призваны в ряды Красной  армии;

               2) чем отличились или какой подвиг совершили.

           Сложность заданий распределена по группам: 1 гр. – самостоятельный поиск нужной информации; 2 гр. – в тексте нужное отмечено карандашом; 3 гр. – на карточках выписана информация о героях.

                Ребятам  1 гр. после выполнения задания (если остается время) можно предложить определить на карте места  призывов героев  на войну и отметить их звездочками .  

                После выполнения заданий ребята знакомят класс с героями округа в ВОВ.

           ВЫВОД: Таким образом , северяне с честью выполнили свой долг перед Родиной, неустанно сражаясь с врагом на фронте. Около 8.500 человек  из них не вернулись домой…

           5. Закрепление.

      -О чем сегодня мы с вами говорили? (О Родине).

      -Что представляет собой Россия ? (Федерацию).

      -А какая территория в России является нашей «малой Родиной»?

       (ХМАО).

      -Сколько лет исполняется в этом году округу? (75 лет)

      - Как эту дату можно назвать по-другому?  (Юбилей).

      - Какое ещё событие является для нашей «малой Родины» юбилейным? (60 лет Победе).

      - Принимали ли северяне участие в ВОВ?

      - Вспомним и назовем ещё раз их имена.

      - Какие чувства у вас вызывают поступки этих людей?

         

       Итог.

                Мы с вами по-настоящему можем гордиться и настоящим нашей «малой Родины», и её легендарным прошлым. Я всех поздравляю с Юбилеем округа и желаю вам постараться быть полезными нашему обществу, не забывать тех людей, кто в своё время не пожалел жизни за будущее своей страны, нашей с вами Родины.



Подписи к слайдам:

«От великого прошлого к достойному будущему!»
РоссияГосударствоРоссийская ФедерацияСтрана
АДИНОР
Родина
РОССИЯ
ЮГРА –моя «малая РОДИНА»
1930 год
Житель Югры!
У тебя есть все возможности раскрыть свои способности, состояться в профессии, развить себя как личность, обрести счастье полнокровной жизни на своей земле.
Собянин Гавриил Епифанович
23 декабря 1944 г. в неравной дуэли с охотящейся за ним специальной немецкой командой погиб участник двух мировых войн, бывший колхозник Березовского района, Герой Советского Союза Г.Е.Собянин.
Механошин Кирилл Петрович
В январе 1945 года с заданием вызвать огонь на себя и продержаться до подхода подкрепления форсировал Одер со своим взводом младший лейтенант К.П.Механошин, бывший рыбак и охотник из села Леуши Кондинского района. Бой шел целый день. Несколько раз завязывались рукопашные схватки. Восьмую контратаку командир отбивал ОДИН из трофейного пулемета. Рубеж был удержан.
Панов Петр Яковлевич
Бывший моторист Кондинской конторы связи П.Я.Панов 6 июля 1943 года на Курской дуге вместе со своими товарищами противостояли врагу, выполняя приказ: «Стоять насмерть, вражеские танки не пропустить!» . На них шло 70 танков. Небо было черным от немецких самолетов. Но ни один из бойцов расчета не дрогнул, не отступил. В этом бою они победили врага, победили саму смерть.
Уроженец Ханты-Мансийска П.Бабичев и сургутянин Т.Ажимов за умелые и героические действия при форсировании Дуная удостоены звания - Герой Советского Союза
Пуртов Федор Петрович
Командир артиллерийского дивизиона капитан Ф.П.Пуртов и воевавшие под его началом бойцы в течении трех дней успешно отразили 8 контратак противника. Плацдарм для дальнейшего наступления был расширен.
Безносков Иван Захарович
25 января 1945 года бывший речник из Ханты-Мансийска капитан И.З.Безносков со своими гвардейцами батальона обеспечил успех продвижения всех советских дивизий через Одер. В результате операции был захвачен аэродром противника с 22 самолетами. Это стоило герою жизни.
В октябре 1942 г. во время боев за Сталинград совершил свой подвиг 19-летний воспитанник Шайтанского детского дома Березовского района М.Путилов. Он был связистом, и во время нахождения на линии ему оторвало руку. Теряя сознание, он взял концы провода в рот и крепко зажал их зубами. Восстановив связь, он умер с проволокой в зубах.
Около 17 тысяч сынов северного края и 170 его дочерей ушли на фронт защищать свою Родину…
«От великого прошлого к достойному будущему!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА

Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...

Внеклассное мероприятие по географии 7 класс. Специальная ( коррекционная) школа-интернат VIII вида. «Лесной калейдоскоп»

Внеурочное мероприятие по географии "Лесной калейдоскоп"  позволяет ученикам с ограниченными возможностями здоровья удовлетворить свои интересы в области географии помогает им ...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательны...

Внеклассное мероприятие "Колесо истории"в 7 классе специальной (коррекционной) школа-интернат VIII вида

мероприятие нацелено на закрепление и практическое применение  знаний по истории исторического периода "Жизнь восточных славян в древности"...

Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7

Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....

Методика использования трудовой деятельности учащихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида в качестве конкретной основы для развития их речи.

Основные методики  использования трудовой деятельности учащихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида в качестве конкретной основы для развития их речи....