Урок истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида «На подступах к Москве»
план-конспект урока (история, 9 класс) по теме

Тимашкова Валентина Петровна

Цель: дать учащимся представление о героической борьбе за Москву.

 

         Задачи:

         образовательные: дать знания об оборонительном периоде битвы за Москву, на примерах подвигов защитников Москвы, показать мужество, стойкость, готовность погибнуть ради освобождения столицы;

         объяснить, почему защита Москвы волновала всю страну.

 

         Коррекционно-развивающие: развить познавательные способности;

         умение находить ответ на поставленный вопрос в учебнике;

         давать полные ответы.

 

         Оборудование:    карта

                                      портрет В. Талалихина

                                      книга «Москва за нами»

                                      иллюстрация «Парад на Красной площади»

                                      книга «Они защищали Москву»

                                      карточки

 

         Словарь:    ополчение

                            оборонительные сооружения

                            надолбы

                            ежи

                            таран

                            генеральное наступление

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_podstupakh_k_moskve.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 9 классе

специальной (коррекционной) школы-интерната

 VIII вида

 «На подступах к Москве»

                                                        Составитель: учитель истории,

                                                        Тимашкова Валентина Петровна

        Цель: дать учащимся представление о героической борьбе за Москву.

        Задачи:

        образовательные: дать знания об оборонительном периоде битвы за Москву, на примерах подвигов защитников Москвы, показать мужество, стойкость, готовность погибнуть ради освобождения столицы;

        объяснить, почему защита Москвы волновала всю страну.

        Коррекционно-развивающие: развить познавательные способности;

        умение находить ответ на поставленный вопрос в учебнике;

        давать полные ответы.

        Оборудование:         карта

                                портрет В. Талалихина

                                книга «Москва за нами»

                                иллюстрация «Парад на Красной площади»

                                книга «Они защищали Москву»

                                карточки

        Словарь:         ополчение

                        оборонительные сооружения

                        надолбы

                        ежи

                        таран

                        генеральное наступление

Ход

        I. Организация на урок

        II. Повторение пройденного материала

        - Какую большую тему мы с вами начали изучать?

        - Почему война называется Отечественная

        - Назвать дату начала войны

        - Показать на карте направления, которые выбрал Гитлер для продвижения своих войск? Ленинград - Москва - Киев

        - Права ли я, что причиной отступления Красной Армии была трусость солдат? Если не права, то назовите причины отступления

        - Портрет П.М. Гаврилов. Какой подвиг он совершил?

        - Чему удивились фашисты?

        Итог.

        III. Новый материал, тема, цель

        Красная Армия вела кровопролитные бои, враг захватывал все новые и новые территории.

        И вот уже Москва под ударом, и малым и старым

        Тревога и гнев всколыхнула сердца.

        По русским, грузинам, узбекам, татарам

        Взметнулось как гневное пламя в костре:

        Москва под ударом, Москва под ударом,

        На помощь, на выручку старшей сестре.

        Из прочитанных мною строк, о чём мы будем вести разговор на уроке?

        Чем для нас является Москва?

        Столица РФ, это сердце России.

        Вывешиваю тему урока.

        Задачи нашего урока:

        1. Рассмотреть 1-й этап борьбы бойцов Красной Армии, всего народа за Москву - оборонительный.

        2. Вы должны будете в конце урока объяснить почему весь народ от мала до велика поднялся на защиту Москвы.

        3. Должны будете в определённые этапы урока работать с текстом учебника, находить ответы на поставленные вопросы.

        4. К данному уроку вы самостоятельно готовили материал о защитниках Москвы, свои знания должны будете показать нам.

        5. Как итог-вывод: благодаря кому фашистам не удалось захватить Москву.

        Я задумалась, а для чего мы изучаем данный материал?

        Вывешиваю план

        1. План операции «Тайфун»

        2. Москва осенью 1941 года

        3. Бои на подступах к Москве

        4. Парад 7 ноября 1941 года

        1. Операцию по захвату столицы фашистские генералы назвали «Тайфун».

        Как вы думаете, почему операция носила такое название?

        Это сильнейший ураган, который сметает всё на своём пути.

        Гитлер считал, что его армии также сметут на своём пути наши войска.

        2. Грозно выглядела в осенние дни 1941 года столица.

        - на площадях и бульварах - зенитные пушки;

        - в небе - аэростаты мешали немецким лётчикам:

        - на крышах домов стояли посты воздушного наблюдения и противопожарной обороны;

        - были тщательно замаскированы Кремль, Большой театр.

        3. Гитлеровцы захватили Ельню, Смоленск.

        Учебник. Карта.

        30.09.1941 - генеральное наступление немцев на Москву.

        Фашистские танки рвались к Туле. Отсюда прямая дорога на Москву. Это город оружейников.

        Книга стр. 15 «Москва за нами»

        Рассказ «Тульские пряники» (опережающее задание дано было классу).

        Путь на Москву был перекрыт.

        Обороной города командовал Г.К. Жуков (портрет).

        Найди в учебнике ответ на вопрос «Какое решение было принято ГКО?», «Почему?».

        Мужественно защищали столицу лётчики-истребители.

        Портрет В. Талалихина

        Рассказ ребят (опережающее задание дано было классу).

        Днём и ночью работали московские заводы. Они готовили оружие, мужчин заменяли старики, женщины, подростки.

        Рассказ о трёх друзьях: Пашка, Витька, Алёшка. Как трудились подростки (опережающее задание дано было классу).

        В самой столице за оружие взялись рабочие.

        Отряды народного ополчения.

        Наступил последний месяц осени

        7 ноября - парад на Красной площади. Гитлер мечтал, что по Красной площади пройдут его войска, уже печатались пригласительные билеты. Но Гитлер просчитался.

        Иллюстрация.

        Рассказ учителя.

        Люди слышали по радио, как советские войска идут по Красной площади, понимали, что москвичи не сломлены и готовы биться до конца и не дать врагу захватить столицу.

        Закрепление

        Карточки

Работа в парах.

        - Почему защита Москвы волновала всю страну?

        Домашнее задание стр. 170-171, рассказ по плану.

Литература

        1. С. Алексеев «Они защищали Москву»

        2. Н. Внуков «Москва за нами»

        3. Венок Славы «Битва за Москву»

        4. Журнал «100 битв. Москва - 1941.

        При проведении данного урока были использованы различные виды деятельности:

        - работа с картой;

        - работа с иллюстрацией;

        - рассказ;

        - работа с учебником;

        - опережающие задания с использованием элементов технологий: личностно-ориентированного, дифференцированного и индивидуального подходов.

        - для закрепления - работа по карточкам в парах.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;повышается производительность труда учителя и обучающих...

Работа по восприятию времени на уроках истории в специальной (коррекционной) школе 8 вида

В работе поэтапно приведены упражнения по формированию у учащихся умения ориентироваться в историческом времени. Умение ориентироваться в историческом времени является основой осмысленного усвоения вс...

Работа по восприятию времени на уроках истории в специальной (коррекционной) школе 8 вида

упражнения по формированию у учащихся умения ориентироваться в историческом времени (от бытового к абстрактному) в слайд-программе...

"Русские изобретатели и умельцы" урок истории в 8 классе (применение устных и письменных заданий в практической деятельности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе 8 вида

урок имеет пракическую значимость. на всех этапах уделяется внимание формированию у учащихся обобщенных мыслительных умений (анализировать, планировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д. Прим...

Урок истории 7 класс коррекционная школа 8 вида тема урока"Жизнь и быт людей в Древней Руси"

Урок истории в 7 классе на тему "Жизнь и быт людей в Древней Руси".Слайды помогают понять жизнь наших предков-славян....

Урок истории в 8 классе школы 8 вида по теме: "Оставление Москвы"

Материал содержит не только подробный конспект урока, но также технологическую карту и самоанализ в соответствии с новыми целями образования...