Работа по восприятию времени на уроках истории в специальной (коррекционной) школе 8 вида
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Поплавская Татьяна Викторовна

В работе поэтапно приведены упражнения по формированию у учащихся умения ориентироваться в историческом времени. Умение ориентироваться в историческом времени является основой осмысленного усвоения всего материала по истории. Поэтому важно в процессе обучения истории выработать у школьников умение обращаться с историческим временем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по восприятию времени

на уроках истории

в специальной (коррекционной) школе

                                         

                                                                             подготовила: Поплавская Т.В.

                                                                                                                              учитель истории

Вся работа по восприятию исторического времени и умению ориентироваться в нем осуществляется индуктивным путем. Вначале конкретизируются более понятные для восприятия временные отрезки (минута, час…), затем более абстрактные (век,  Киевское государство, крепостнические порядки).

Работа над усвоением временных представлений в истории начинается с уточнения и закрепления знаний о времени из начальной школы, уроков математики в среднем звене.

На начальном этапе  ведется следующая работа.

Упражнение 1.

 (выявляются знания мер времени, их хронологии)

Посмотрите на слова. Какое слово лишнее? Почему?

Час    Секунда    Минута    Метр   Неделя   Год   Сутки     Месяц

Назовите последовательно меры времени в порядке возрастания, убывания.

Упражнение 2.

 (устанавливается в логической цепочке мер времени место временной единицы –Век)

Секунда    Минута   Час    Сутки   Неделя    Месяц     Год

Какой единицей времени можно дополнить эту цепочку слов?  Век

Устная работа – Почему « век»  - самая большая единица в данных мерах?

Век – это 100 лет, год – 12 месяцев…или век состоит из лет, год из месяцев….

Упражнение 3.

(задача: уметь наполнять каждый временной отрезок подходящими действиями, т.е. «чувствовать» их длительность)

Подберем к единицам времени соответствующие действия.

За какой промежуток времени можно:

- хлопнуть в ладоши; (секунда)

- прожить 24 часа; (сутки)

- сосчитать до 60; и т.д.

- работать урок и отдохнуть большую перемену;

- учиться 30 дней;

- прожить с понедельника по воскресенье;

- отучиться в 7 классе и перейти в 8 класс;

- назвать двузначное число;

- щелкнуть пальцами.

Какую единицу времени не выразили действием? Почему?

Век – длинный временной отрезок, 100 лет

Устная работа: В каком веке мы живем? Каким годом он начался? Каким закончится?

Сколько лет длится век?

Упражнение 4.

Умение правильно воспринимать историческое время является основой осмысленного усвоения всего материала по истории.

(формирование умения определять по году век необходимо для восприятия и осмысления времени, места исторического факта, выявления причин и следствия события, характеристики времени исторического периода, эпохи)  

Как определить век  по году?

На доске записано время, назовите его  ---- 7.15  -  7 часов 15 минут     или

                                                                            15 минут восьмого

Сколько полных часов прошло?

(7 часов)

А что показывают последние две цифры?

(сколько уже  прошло минут восьмого часа)

Такое же рассуждение ведем, определяя век по году

715 год -  прошло 7 полных веков и 15 лет 8 века

715 год  – это 8 век

Устная работа: Какой год относится к 10, 11, 12, 13 веку?

Ребята называют соответствующие даты, объясняют их месторасположение на «Ленте времени»

  • 910 год
  • Сколько полных веков прошло? ( 9)
  • 10 лет следующего века. Какого? (10)
  • Покажите на «Ленте времени» 10 век
  • Каким годом он начался? Каким годом закончился?
  • К какому историческому периоду относится?

Упражнение 5.

Задание на карточках (дифференцированное). Отработка навыка определения по году века.

Соотнеси год с веком  

(проведи стрелочку от года к веку)

1237 г.                                  11 век          


988 г.                                   12 век


1147 г.                                  13 век


1019 г.                                10 век

Соотнеси год с веком

(проведи стрелочку от года к веку)

1237 г.                              XI  век


988 г.                                XII век


1147 г.                             XIII век


1019 г.                                 X  век

В обучении осмысленному восприятию исторического времени решающее значение имеет систематическая работа с пособием «Лента времени», которая помогает учащимся конкретизировать каждый исторический период, наполняя его событиями, людьми, их действиями, увязывать изучаемую дату с существенными признаками времени, делать выводы.

Умение ориентироваться в историческом времени является основой осмысленного усвоения всего материала по истории. Развитие общества совершается во времени. Поэтому важно в процессе обучения истории выработать у школьников умение обращаться с историческим временем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;повышается производительность труда учителя и обучающих...

Работа по восприятию времени на уроках истории в специальной (коррекционной) школе 8 вида

упражнения по формированию у учащихся умения ориентироваться в историческом времени (от бытового к абстрактному) в слайд-программе...

"Русские изобретатели и умельцы" урок истории в 8 классе (применение устных и письменных заданий в практической деятельности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе 8 вида

урок имеет пракическую значимость. на всех этапах уделяется внимание формированию у учащихся обобщенных мыслительных умений (анализировать, планировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д. Прим...

Юрченко Е.Ф. "Использования наглядности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида".

В статье раскрывается методика применения наглядности на уроках истории в специальной (корекционно) школе VIII вида....

Доклад на тему: «Нетрадиционное использование рисунков и проектов на уроках истории в специальной коррекционной школе-интернате»

На уроках истории я использую метод нетрадиционного подхода использования средств наглядности. В чем заключается практическая значимость такого метода?...