Конспект открытого урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Швабова Елена Геннадьевна

Технология критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 9 классе по теме:

«Сложноподчиненные предложения с придаточными условия»

Технология критического мышления

Урок открытия нового знания

Цели урока:

- закрепить полученные знания о СПП;

-повторить сведения об изученных видах придаточных предложений,

-научиться определять вид изучаемого придаточного предложения;

- усвоить алгоритм определения вида придаточного предложения,

-совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Оборудование урока:

- компьютер

- мультимедийный проектор

- экран

- презентация в программе «PowerPoint»

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  Здравствуйте. Рада нашей встрече и знакомству, надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас и меня интересным, полезным. Думаю, что вы внимательные и наблюдательные ученики, способны слышать и слушать учителя. Проверим?

2. Мотивация.

  - Дополните термины, используемые в языкознании.

Слайд 1

1.Второстепенные и главные (члены предложения)

2.Самостоятельные и служебные (части речи)

3.Совершенный и несовершенный (вид)

4.Деепричастный и сравнительный (обороты)

6.Односоставные и двусоставные (простые предложения)

7.Гласный и согласный (звуки)

8.Краткие и полные (прилагательные, причастия)

9.Главная и придаточная (части СПП)

3. Подготовка к изучению новой темы.

Слайд 2

- Если мы с вами на уроке будем так друг друга хорошо понимать, то учебные цели будут достигнуты.

- Если вы активно будете работать, урок получится интересным.

- Если у нас с вами будет всё хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено.

- Ну, и наконец, если у нас всё чудесно, то мы в силах сделать счастливыми и окружающих

- Ребята, какую особенность заметили в предложениях моего высказывания?

- По своей структуре какого типа эти предложения?

- Можете поставить вопрос от главной к придаточной части?

- Тогда назовите тему нашего урока. Слайд 3

  4. Целеполагание.

 -  Запишем в тетрадях: число, классная работа и тема «СПП с придаточным условия».

- Сформулируем цели. Слайд 4

5. Актуализация знаний.

- На занятиях вы уже познакомились с такими понятиями, как сложные предложения, виды сложных предложений, разновидности сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

  - Хорошо ли вы усвоили материал предыдущих уроков, выясним, выполняя следующее задание: прочитайте предложения, определите их его общее грамматическое значение, укажите главную и придаточную части, назовите средство связи главной и придаточной частей, сделайте вывод о виде придаточной части.

Слайд 5

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения

1) найти грамматические основы,

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,

5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

  • Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте

  • Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.

  • В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.

  • Там, где растут розы, растут и шипы.

  • Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.

  • Разрывы снарядов звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.

  • Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.

  • Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!

6. Изучение нового материала.

  - Что помогло вам определить вид придаточного в последнем предложении?

  - Это предложение соответствует теме сегодняшнего урока. Обратимся к анализу подобных, выполняя упр.154 (первые 6 предложений), не забывайте про алгоритм.

- Первые два предложения у доски. Затем работают в паре.

- Сделаем вывод: какие особенности предложения позволяют определить его как СПП с придаточным условия?

Слайд 6

1. Содержат: условие, при котором протекает или может  протекать действие главного предложения.

2. Главное предложение может начинаться с частиц ТО и ТАК. 

3. Отвечают на вопросы: при каком условии?

4. Используются союзы: если (если… то), если бы, как скоро, раз, коли, ежели, когда (= если).

5. Место по отношению к главному предложению: любое.

7. Психологическая разрядка.

- А теперь немного отдохнём. Откиньтесь на спинки стульев, расслабьте спину, плечи, закройте глаза, представьте себя на природе, почувствуйте, как вам хорошо… Вернитесь в реальность.

8. Закрепление полученных знаний.

Слайд 7

- По данным схемам и словам составьте предложения с придаточными условными.

а) Хотелось, мне, бы, вы, возражаете, не, если, встретиться, во, вами, вторник, с.

          , (если…).

б) Нет, что-то, писем, так, раз, случилось, долго.

 (Раз…),                 .

в) Встать, капает, с, ветки, каждой, если, ветлы, под, дождь, обильный.

       , (если…),          .        

Слайд 8

Проверка по эталону

1. Мне бы хотелось встретиться с вами во вторник, если вы не возражаете.

2. Раз так долго нет писем, что-то случилось.

3. С каждой ветлы, если встать под ветки, капает обильный дождь.

9. Подведение итогов. Объяснение домашнего задания.

- Вспомним тему урока.

- Какая информация содержится в придаточных условия? На какой вопрос отвечают? Какие союзы употребляются?

- Как вы считаете, достигли мы поставленных в начале урока целей? Что показалось интересным?

Слайд 9

Д/з упр.154 (7-11), параграф 12.

10. Выставление оценок.

Слайд 10

Дополнительное задание.

Записать сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания, в два столбика: первый – с придаточными условными, второй – с другими придаточными (определить вид).

1. Когда голова у кого пуста, то голове ума не придадут и места.

2. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться.

3. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.

4. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.

Слайд 11

  • СПП с придаточными условными:

 1. Когда голова у кого пуста, то голове ума не придадут и места.

2. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.

  • СПП с придаточными, внешне сходными с ними:

1. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться.  (СПП с придаточным изъяснительным.) 

2. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов. (СПП с придаточным времени.)

При подготовке использованы материалы урока Н. Блажко/ http://pandia.ru/text/78/005/5445.php 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дополните термины, используемые в языкознании 1.Второстепенные и главные (члены предложения) 2.Самостоятельные и служебные (части речи) 3.Совершенный и несовершенный (вид) 4.Деепричастный и сравнительный (обороты) 6.Односоставные и двусоставные (простые предложения) 7.Гласный и согласный (звуки) 8.Краткие и полные (прилагательные, причастия) 9.Главная и придаточная (части СПП)

Слайд 2

Если мы с вами на уроке будем так друг друга хорошо понимать, то учебные цели будут достигнуты. Если вы активно будете работать, урок получится интересным. Если у нас с вами будет всё хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено. Ну, и наконец, если у нас всё чудесно, то мы в силах сделать счастливыми и окружающих.

Слайд 3

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия Девятнадцатое января. Классная работа.

Слайд 4

Цели урока Повторить (что?) Узнать (что?) Учиться (чему?)

Слайд 5

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения 1 ) найти грамматические основы, 2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения, 3) поставить вопрос от главного к придаточному, 4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении, 5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

Слайд 6

Особенности СПП с придаточными условия 1. Содержат: условие, при котором протекает или может протекать действие главного предложения. 2. Главное предложение может начинаться с частиц ТО и ТАК . 3. Отвечают на вопросы: при каком условии? 4. Используются союзы: если ( если … то), если бы, как скоро, раз, коли, ежели, когда (= если). 5. Место по отношению к главному предложению : любое.

Слайд 7

Конструирование предложений а) Хотелось, мне, бы, вы, возражаете, не, если, встретиться, во, вами, вторник, с. , (если…). б) Нет, что-то, писем, так, раз, случилось, долго. (Раз…), . в) Встать, капает, с, ветки, каждой, если, ветлы, под, дождь, обильный. , (если…), .

Слайд 8

Проверьте себя 1. Мне бы хотелось встретиться с вами во вторник, если вы не возражаете. 2. Раз так долго нет писем, что-то случилось. 3. С каждой ветлы, если встать под ветки, капает обильный дождь.

Слайд 9

Домашнее задание § 12 упр. 154 (7-11): подчеркнуть грамматические основы, обозначить средства связи в СПП, определить вид придаточной части.

Слайд 10

Дополнительное задание Запишите сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания, в два столбика: первый – с придаточными условными, второй – с другими придаточными (определить вид). 1. Когда голова у кого пуста, то голове ума не придадут и места. 2. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться. 3. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов. 4. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.

Слайд 11

Проверьте себя СПП с придаточными условными: 1. Когда голова у кого пуста, то голове ума не придадут и места. 2. Когда труд удовольствие, жизнь хороша. СПП с придаточными, внешне сходными с ними: 1. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться. (СПП с придаточным изъяснительным.) 2. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов. (СПП с придаточным времени.)



Предварительный просмотр:

9 класс

Раздаточный материал

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Задание 1: прочитайте предложения, определите их его общее грамматическое значение, укажите главную и придаточную части, назовите средство связи главной и придаточной частей, сделайте вывод о виде придаточной части.

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного

1) найти грамматические основы,

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,

5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

  1. Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте.
  2. Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
  3. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
  4. Там, где растут розы, растут и шипы.
  5. Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
  6. Разрывы снарядов звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.
  7. Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.
  8. Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!

Задание 2: по данным схемам и словам составьте предложения с придаточными условными.

а) Хотелось, мне, бы, вы, возражаете, не, если, встретиться, во, вами, вторник, с.

          , (если…).

б) Нет, что-то, писем, так, раз, случилось, долго.

 (Раз…),                 .

в) Встать, капает, с, ветки, каждой, если, ветлы, под, дождь, обильный.

       , (если…),          .        

Дополнительное задание: запишите сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания, в два столбика: первый – с придаточными условными, второй – с другими придаточными (определить вид).

1. Когда голова у кого пуста, то голове ума не придадут и места.

2. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться.

3. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.

4. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

Русский язык 9 класс по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"

quot;Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"...