Урок русского языка 10 класс (II вид) “ Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели».
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Криницына Татьяна Владимировна

Урок русского языка для коррекционной школы

II вид

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_10_klass_ii_vid.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе.

Тема урока:  “ Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели».

Цель урока:        

1. Познакомиться со сложноподчинёнными предложениями с придаточными цели.     2. Выяснить, на какие вопросы отвечают сложноподчинённые предложения с придаточными цели.

3.Какие союзы служат средством связи между частями.        

 Задачи урока:

  1. Образовательные: формирование навыка узнавания и характеристики СПП с придаточным обстоятельственным цели; закрепление навыка постановки запятой между частями СПП; формирование умения употреблять СПП с придаточными обстоятельственными цели в своей устной и письменной речи.
  2. Развивающие: развивать мыслительную и творческую деятельность.
  3. Воспитательные: умение анализировать свою деятельность на уроке.
  4. Коррекционные: коррекция внимания, мышления, памяти.                         

Методы обучения: наглядный, практический, поисковый.                

Тип урока: изучение нового материала.                                

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.

Оборудование:  доска, мел, учебник, карточки, тетрадь.

Использованная литература: учебник «Русский язык» 9 класс.

Ход урока.

1.  Оргмомент.

1.1  Речевая зарядка

-Здравствуйте.

-Азат, какое сегодня число?

-Андрей, скажи, какой сейчас урок?  

- Ребята, что мы будем делать на уроке?

- Вика, что мы сейчас делали?

2. Фонетическая зарядка.

- Азат, какие сегодня дежурные звуки? Сегодня дежурные звуки  Н-Д

 - Ребята, читайте  правильно.

н__   н__а     де       до__    н__а__ду__

н__ю__да__        нуда            надежда  команда  дюна  дно

Сколько слогов в словах?

Андрей, назови учебные предметы, где есть дежурные звуки.

Вика, сделай фонетический разбор звука Н. согл., зв., непарн.

Азат, сделай фонетический разбор звука Д. согл,, зв., парн.

А теперь прочитаем словарь: правильно. четко, соблюдая ударения.

Словарь : сложноподчиненное, главное, придаточное, изъяснительное, определительное, обстоятельственное, союз, союзное слово.

 Сания, что мы сейчас делали?  Фонетическую зарядку.

3. Повторение

Теперь повторим, что мы проходили на прошлом уроке.

Андрей, назови тему прошлого урока?  Придаточные предложения причины

Андрей, скажи, как ты понимаешь СПП с придаточным определительным.

Ответ: Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Придаточные отвечают на вопрос какой? Оно относится к определяемым существительным или другим словам, в значении существительного. Присоединяется к определяемому слову союзными словами который, что, где, куда и др. Придаточные определительные всегда стоят после определяемого существительного.

Сания, скажи, как ты понимаешь СПП с придаточным изъяснительным.

Ответ: Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Придаточное отвечает на падежные вопросы. Оно чаще всего относится к глаголам. Присоединяется при помощи союзов что? как будто? чтобы?

Вика, скажи, как ты понимаешь СПП с придаточным обстоятельственным.

Ответ: Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным. Оно имеет такое же значение, что и обстоятельства в простом предложении. Отвечают на вопросы где? когда? зачем? почему?

Ребята, давайте проверим домашнее задание.

Открываем тетрадь. Читаем по цепочке по одному предложению, отмечая  главные и придаточные. Проговариваем, где стоят запятые.

4. Изучение нового материала.

Перейдем к следующему этапу нашего урока. Изучение новой темы.

Постановка проблемного вопроса.

Ребята, на доске написано 2 предложения. Давайте поставим знаки препинания и найдем главное и придаточное предложения.

Азат бежал быстро, чтобы завоевать первое место.

Андрей старается на уроках, чтобы стать умным.

Какой вопрос надо задать к придаточному предложению? Зачем.

Как вы думаете, какой вид обстоятельственного придаточного в этих придаточных?  

Придаточные  цели

Правильно. И мы продолжим изучать нашу основную тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». Только еще один вид «Придаточные предложения цели».

Теперь записываем в тетради число, классная работа. Название  новой темы «Придаточные предложения цели».

Работа по карточкам.  

 Читаем карточку.

В – вопросы  (зачем? С какой целью?)

О – относится (ко всей главной части)

П – присоединяется (союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы )

Р – разделяется запятой

о

С – стоит (местоположение свободное)

Ребята ответьте на вопрос: Что значит местоположение свободное?

Правильно. Придаточное предложение может стоять как в начале, в конце или в середине предложения. Выделяется запятыми.

Задание. С предложением на доске запишем еще недостающие варианты постановки придаточного в предложении. И сразу нарисуем схемы этих предложений.

 Андрей,  иди к доске. _ Азат, чтобы завоевать первое место, бежал быстро.

Сания, иди к доске _ Чтобы завоевать первое место, Азат бежал быстро.

Молодцы. Записываем в тетрадь наше правило. И наши три предложения.

Давайте еще раз прочитаем наш словарь на сегодня. Четко, правильно. Молодцы.

А теперь открываем учебник на странице 73, упражнение №163.

Записываем в тетради «Упражнение №163». Внимательно читаем задание.

Андрей читай первое предложение. Он шагал по дороге, заботясь, чтобы щебень под ногами не скрипел. (изъяс.) Схема

Сания, читай втрое предложение. Даша встала рано, и чтобы не будить Катю, пошла на кухню. (обст., цели)

Вика читай третье предложение. Суворов требовал, чтобы мужество и храбрость солдат были соединены со знанием военного дела. (изъяс.) Схема

5. Физкультминутка.

Давайте все вместе сделаем физкультминутку. Андрей нам покажет упражнение, которые помогут расслабить наши  глаза. Сания продолжи. Азат покажет упражнение для кистей рук. Вика продолжи. Проговариваем вслух, что мы делаем.

Продолжим.

Андрей, читай следующее предложение. В Данилове навсегда осталось страсть к работе и желание делать эту работу так,  чтобы почтенные люди сказали: «Ай, молодец!». ( обст. образа действия и степени) указательное слово так в главном, в придаточном следствие  союз чтобы.

6.Закрепление.

Ребята, какой сейчас был урок?

Ребята, что мы нового узнали на нашем уроке?

    - С какими видами предложений вы познакомились на уроке?

    - На какие вопросы они отвечают?

    - При помощи каких союзов они присоединяются к главному.

    - Какое положение в предложении они могут занимать?

     Давайте снова повторим наш словарь. Читаем четко, правильно.

7.Рефлексия

      Оценка выполненных работ каждого ученика.

      Ребята сами оценивают свою работу на уроке. Выставляют себе оценки.

     8. Домашнее задание. 

    Повторить правила. Закончить упражнение № 163.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 11 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение"

Презентация к уроку по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение" позволит закрепить знания учащихся по данной теме, а также подготовиться к сда...

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным цели

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели рассматриваются на примере текста о роли языка в жизни общества...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Использование сложноподчиненных предложений в речи, определение видов придаточных предложений....

Урок русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчиненные предложения с придаточными причины,цели и следствия"

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, изучение новой темы).Форма проведения урока: урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследоват...

Открытый урок в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени»

Цель: показать особенности СПП с придаточными времени; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.Задачи урока: познакомить с придаточными предложениями времени; учить определять данные ...