УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Довалева Елена Ивановна

Использование сложноподчиненных предложений в речи, определение видов придаточных предложений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Составила: учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШДС № 15 Довалева Е.И.

Тема:  Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Цели:

а) закрепление, обобщение и систематизация изученного об изъяснительных и определительных видах придаточных в СПП

б) развитие общих и специальных умений и навыков грамотного письма, нахождение СПП в речи (письменной и устной), различие типов СПП

в) воспитание культуры речи с использованием СПП

г) совершенствование пунктуационных навыков

Вид урока:

Урок усвоения новых знаний

Оборудование:

Доска, мел, учебники, тетради, тексты, папки с раздаточным материалом, таблицы

Мотивация деятельности учащихся и учителя:

Использовать полученные знания (информацию) для развития собственных идей и формирования словарного запаса

ХОД УРОКА

I . Орг.момент

II. Введение   Краткое сообщение, предваряющее тему. Вопрос о том, какая тема пройдена. Зачем? С какой целью?

— Сегодня мы продолжаем изучать тему СПП, нам предстоит закрепить имеющиеся знания по данной теме, ознакомиться с СПП с придаточными обстоятельственными.  В ходе урока мы будем учиться находить виды СПП, на примере практической части урока увидим роль СПП в речи. При изучении темы будут использованы схемы, таблицы, с помощью которых, я думаю, тема станет еще более понятной. Итогом темы будет т/а. Каждый этап работы будет соответствовать принципам активного обучения: введению, вовлечению, основной сути, обратной связи. Не забываем, что обратная связь — это основной этап урока.

Итак, первый этап — словарная работа.

Подчинить

Этимология этих слов: «чин» — порядок (русск.)

Подчинение

Подчинительный

— Какой корень в этих словах? Корень чин мы встречаем в слове «сочинение». Поработаем над лексическим значением слова. Обратимся к словарю Даля.

Сочинение — «вид творческой, письменной или устной работы», но это слово имеет и другое значение.

Сочинение — это соединение нескольких слов или частей предложения на основе их грамматической равноправности.

— Приставка под-  употребляется чаще всего при образовании существительных или прилагательных со значением «находящийся в чьем-либо ведении, подчиняющийся кому-либо» (подотчетный, подшефный и др.)

II этап урока. Основная суть. Диалог с учащимися о СПП в форме устного опроса с помощью схем.

— Переходим к основной сути нашего урока. Суть его в устном опросе, который пройдет с помощью схем.

Вопросы классу:

  • Давайте вспомним, что называется сложным предложением? Попытайтесь сформулировать определение, используя определительные придаточные, на какие виды делится сложное предложение? (работа с таблицей в папке)
  • Дайте определение, чем отличается ССП от СПП?
  • Дайте определение СПП предложению, пример.
  • Расскажите о структуре СПП.
  • Перечислите средства связи в СПП.
  • Назовите виды придаточных, которые мы изучили на предыдущих уроках.

— Закрепим практически усвоенные знания. Изобразите графически 2 вида придаточных ранее изученных.

[    х    ], (что) — изъяснительное

[    х    ], (какой) — определительное.

Приведите примеры, соответствующие схемам.

Коллективная работа с текстом.

III этап урока. Переходим к 3 этапу нашей работы — вовлечению.

— Давайте вспомним, какие виды обстоятельств вы знаете? (образа действия и степени, места, времени, причины, условия, цели).

— На какие вопросы они отвечают? Проведем сопоставительный анализ видов обстоятельств и видов обстоятельственных придаточных.

— Обратите внимание на таблицу обстоятельственных придаточных, на вопросы, средства связи главного с придаточным предложением в СПП (при помощи союзов и союзных слов).

— Какие виды придаточных обстоятельственных не имеют аналогии с видами обстоятельств (уступит., следствия, присоединительные).

Вывод: подобно тому, как в простом предложении есть главные и второстепенные члены: определения, дополнения, обстоятельства, в СПП могут быть 3 основных вида придаточных: определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Они отвечают на те же вопросы, что и соответствующие второстепенные члены предложения в простом.

IV Следующий этап урока — обратная связь.

Переходим к практической части урока. Пользуясь таблицей, мы попробуем определить вид придаточных обстоятельственных предложений. Начертим их схемы.

Объяснительный диктант

Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.

 (Когда ——  ====), [——  ====] – обст. времени.

Часа через четыре мы добрались туда, где нам предстояло менять лошадей.

[——  ==== указ. сл.], ( где ——  ====) – обст. места.

Ракета рванулась к зениту, чтоб маленькой звездочкой замерцать.

[——  ====], ( чтоб  ====) – обст. цели.

Вода так чиста, что на дне отчетливо виден каждый прошлогодний листок, каждая затонувшая веточка.

[——  ====], (что  ====) – обст. степени.

Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел.

[——  ====], (словно ——  ==== и  ====) – обст. сравнит.

 — Обратите внимание на средства связи главного с придаточным предложением в диктанте (союз).

— А при помощи еще какого средства соединяется главное с придаточным предложением в СПП? (союзное слово)

— Давайте усложним задание.

По методу Т.Я.Фроловой сделаем сопоставительный анализ записанных предложений.

Задание следующее: начертить схемы, указать различие в строении и в значении этих предложений.

[Он почувствовал себя по-настоящему счастливым в тот день], (когда вернулся в родной город). [——  ==== указ. слово тот + сущ.], когда ( ==== ).

Он почувствовал себя по-настоящему счастливым, когда вернулся в родной город.

[——  ====], (когда ==== ) – придат. времени

— Чем отличаются эти предложения? Сделаем вывод.

Вывод: По сути дела, это одинаковые по смыслу предложения, только в одном случае, когда — союзное слово, а во втором — подчинительный союз.

ОБЩИЙ ВЫВОД УРОКА: Слово учителя. Оценка уровня достижений учащихся.

Сегодня мы продолжали изучать большую и сложную тему. Итогом темы будет т/а. Она важна и интересна. Важность в том, что без таких предложений речь была бы некрасивой, невыразительной, неэмоциональной. Мы в данном случае выглядели бы не лучшим образом.

Домашнее задание: Учебник, стр. 50-51, упр. 107.


3. Как вы думаете, почему именно такие предложения используют для формулировки заданий?

IV Обратная связь.

Возьмите свои учебники по другим предметам. Обращали ли вы внимание, что задания в них формулируются односоставными предложениями?

— Выпишите несколько заданий из разных учебников. Выделите грамматические основы в выписанных предложениях.

— Укажите, какие предложения используют в формулировках заданий по другим предметам?

Таким образом, мы убедились, что односоставные предложения — предложения с точной и лаконичной информацией; увидели на примерах, что они широко используются в алгебре, геометрии, физике, их любят поэты. И тем самым достигли цели урока. А помог нам в этом учебник.

Слово учителя. Книга, лежащая перед вами, необходима не только в школе, она пригодится и в дальнейшем, когда потребуется найти ответ на какой-либо вопрос, связанный с русской речью, русским языком. Берегите эту книгу, ведь она станет вашим добрым другом и советчиком на долгие годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

Русский язык 9 класс по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"

quot;Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"...