конспект открытого урока русского языка в 10 классе "Комплексный анализ текста"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Анкудинова Светлана Владимировна

конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Комплексный анализ текста" на основе анализа стихотворения Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка" на уроке используется современная педагогическая технология развития критического мышления и информационно-коммуникационные технологии. материал урока позволяет повторить и систематизировать изученное, готовить учащихся к ЕГЭ, развивать творческие способности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10  КЛАССЕ

Тема урока «Комплексный анализ текста»

 Цели: образовательная: создать условия для обобщения и углубления знаний по теме «Комплексный анализ текста»; научить учащихся путем выполнения практических заданий систематизировать знания по теме;

развивающая: способствовать развитию аналитических умений при работе с текстом, активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию устной и письменной речи, навыков исследовательской работы;

воспитательная: способствовать воспитанию эстетических чувств, культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся на уроке.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний;

Оборудование: интерактивная доска; презентация к уроку, тексты, карточки эмоционального состояния , карточки самооценки и оценки работы на уроке группой, аудиозапись стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Методы:

-словесно-наглядный;

-практический;

-проблемный;

-частичнопоисковый;

-аналитический.

        ХОД УРОКА.

I.Оргмомент

-деление класса на группы

II.Работа над темой урока.

1.Составление ассоциативного ряда на тему “Анализ текста» (на интерактивной доске)

(тема, основная мысль, стиль текста, тип текста, средства выразительности языка, орфограммы,  пунктограммы, языковые средства и т. п.)

2.Объявление темы урока.

3.Прослушивание аудиозаписи стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»

4.Проецирование текста стихотворения на доске.

Работа в группах.

-определите тему текста  (истинная красота человека)

 

1 группа. Определите стиль текста и докажите принадлежность к данному стилю речи.

2 группа. Определить основную мысль текста . В каких предложениях она выражена?

-найдите контекстуальные синонимы к слову «красота»(12-13).

-слово учителя о Н.Заболоцком

-А какой смысл вы вкладываете в это слово (учащиеся зачитывают миниатюры на тему «Истинная красота человека»)

5.Аналитическая работа по орфографии и пунктуации

1 группа. Работу над какими видами орфограмм предполагает данный текст? (сгруппировать)

Токарев Дима вставляет пропущенные буквы

2 группа. Работу над какими видами пунктограмм предполагает данный текст? (сгруппировать)

Зверева Катя расставляет знаки препинания

6.Работа в группах

1 группа

1. Какие тропы использовал автор для усиления художественной выразительности (2, 8, 11,12)?

2. Найдите контекстуальные антонимы (10-13).

2 группа

1. В каком предложении однородные члены предложения помогают создать художественный образ, передать авторское отношение к герою?

2. Найдите в тексте анафору (единоначатие)? Какую авторскую мысль она выражает? Согласны ли вы с автором?

7.Индивидуальная работа с последующей проверкой.

1. Выпишите из текста:

1) слова с проверяемыми безударными гласными;

2)слова с непроверяемыми безударными гласными.

2. Выпишите из текста полные и краткие причастия с н и нн.

3. Найдите частицы в предложениях 5, 6, 7, 9, 10?

4. Найдите в тексте бессоюзное сложное предложение, состоящее из 5 частей. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу в каждой части.

5. Укажите предложение с последовательным подчинением. Определите виды придаточных. Расставьте запятые.

6. Найдите предложения с однородным подчинением. Расставьте запятые, укажите вид придаточных.

7. Найдите в тексте предложения с обособленными определениями и обстоятельствами, расставьте знаки препинания.

8. Из предложения 6 выпишите словосочетания с разными видами связи (согласование, управление, примыкание).

 III Подведение итогов урока

1.Выставление

2.Заполнение карточек эмоционального состояния.



Предварительный просмотр:

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Русского Языка 8-9класс. Анализ текста

Комлексный анализ текста в 8-9классе. Для материала взят отрывок из повести "Слепой музыкант" В.Г.Короленко...

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе « Имя числительное как часть речи »

Этот урок проводится на первых порах изучения темы "Имя числительное".  Урок носил образовательный и воспитательный характер. Разнообразные виды работы сделали урок интересным и полезным детям....

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....

Урок русского языка по теме "Анализ текста А.Дементьева "Лебединая верность"

Технологическая карта урока по ФГОС. Анализ  текста Андрея Дементьева "Лебединая верность" может проводиться в среднем звене....