Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Боецкая Мария Александровна

Тема: «Будущее время глагола»

Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.

Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности.

Задачи: научить учащихся определять способы образования глаголов будущего времени, образовывать простую и сложную форму буд. Времени глагола, определять непостоянные признаки, использовать глаголы в речи, объяснять языковые явления.

Деятельность учеников.

- сравнивать, обобщать, устанавливать причинно­следственные связи, делать выводы, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, схема, ключевые слова).

- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, оценивать свою и чужую речь с точки зрения содержания, языкового оформления.

- определять и образовывать формы глаголов будущего времени, устанавливать связь формы времени с видом глагола, различать простые и сложные формы будущего времени.

Материалы к уроку: авторская презентация, музыка (Klassicheskaya-muzyka-8-Vesna-Vival_di-A(muzofon.com)), учебник по русскому языку, 5 класс, Т. А. Ладыженская, М. 2013Тема: «Будущее время глагола»

Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.

Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности.

Задачи: научить учащихся определять способы образования глаголов будущего времени, образовывать простую и сложную форму буд. Времени глагола, определять непостоянные признаки, использовать глаголы в речи, объяснять языковые явления.

Деятельность учеников.

- сравнивать, обобщать, устанавливать причинно­следственные связи, делать выводы, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, схема, ключевые слова).

- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, оценивать свою и чужую речь с точки зрения содержания, языкового оформления.

- определять и образовывать формы глаголов будущего времени, устанавливать связь формы времени с видом глагола, различать простые и сложные формы будущего времени.

Материалы к уроку: авторская презентация, музыка (Klassicheskaya-muzyka-8-Vesna-Vival_di-A(muzofon.com)), учебник по русскому языку, 5 класс, Т. А. Ладыженская, М. 2013

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc96.5 КБ
PDF icon prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku.pdf1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования города Ржева Тверской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Открытый урок

русского языка, 5 класс

«Будущее время глагола»

Разработала:

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ№3»

Боецкая Мария Александровна

Ржев, 2014


Пояснительная записка:

УРОК 178 по учебно-тематическому плану авторской рабочей программы по русскому языку, 2013-2014 уч. год

Тема: «Будущее время глагола»

Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.

Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности.

Задачи: научить учащихся определять способы образования глаголов будущего времени, образовывать простую и сложную форму буд. Времени глагола, определять непостоянные признаки, использовать глаголы в речи, объяснять языковые явления.

Деятельность учеников.

- сравнивать, обобщать, устанавливать причинно­следственные связи, делать выводы, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, схема, ключевые слова).

- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, оценивать свою и чужую речь с точки зрения содержания, языкового оформления.

- определять и образовывать формы глаголов будущего времени, устанавливать связь формы времени с видом глагола, различать простые и сложные формы будущего времени.

Материалы к уроку: авторская презентация, музыка (Klassicheskaya-muzyka-8-Vesna-Vival_di-A(muzofon.com)), учебник по русскому языку, 5 класс, Т. А. Ладыженская, М. 2013

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

1. Оргмомент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

2. Объявление плана работы, мотивация к учебной деятельности

Учитель объявляет, что урок будет посвящен исследовательской деятельности, по результатам которой ученики вспомнят пройденное и откроют новые знания. Учитель замечает, что новые знания необходимы будут для успешной сдачи экзамена.

Слайд 2. Учитель предлагает план урока.

Слайд 3. Предложение открыть тетради и записать число и вид работы. Пожелание удачи.

Регулятивные УУД:

1. Планировать деятельность на уроке.

3. Актуализация знаний через лингвистическую разминку.

Слайды 4-9.  Лингвистическая разминка.[4] Приступать к повторению следует с вопроса, адресованного ребятам: «С чего вы начнёте работать?». Примерный ответ: « С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания».

Задания выполняются устно.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний.

2. Сравнивать высказывания с точки зрения их содержания, находить и исправлять ошибки.

3. Извлекать информацию из теста, выявлять логику построения тестового задания, научиться выделять лишнее.

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

4. Выведение темы и целей урока.

Слайды 11-12. Учащиеся отмечают, что картинки говорят о времени, отмечают футуристические постройки и формулируют словосочетание «будущее время».  Далее, учитель просит раскрыть тему подробнее, в контексте изучаемого раздела. Учащиеся добавляют к словосочетанию слово в род. падеже.  «глагола» и полностью проговаривают тему.

После оглашения темы, которая тут же записывается в тетрадь, учитель строит с учащимися следующий диалог:

- Теперь мы с вами знаем предмет нашего исследования. Нам нужно понять, какие цели мы преследуем. Изучали ли вы будущее время глагола в начальной школе?

- Да.

- Что, следовательно, нам необходимо?

-  Вспомнить все, что знаем по теме «Будущее  время глагола».

- Верно. А скажите мне, на что мы обращали внимание при изучении прошедшего и настоящего времени?

- Мы определяли, какие формы есть у прошедшего и настоящего времени глагола, и мы учились эти формы образовывать.

- Логично будет предположить, что и в будущем времени у глагола есть всевозможные формы, за которыми нам необходимо понаблюдать?

- Да!

- Для чего нам это нужно?

- Чтобы правильно эти формы образовывать.

- Помимо повторения, сформулируйте теперь, чему вы сегодня на уроке хотите научиться?

- Мы хотим научиться определять формы будущего времени глагола и правильно их образовывать.

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (тему) урока.

3. Планировать деятельность на уроке.

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, группировать.

3.   Умение реализовывать полученные результаты исследования в графических схемах.

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5. Построение исследовательской деятельности

 -Работа с текстом.

-Выполнение заданий.

-Наблюдение за глаголами в форме будущего времени.

-Установление закономерностей в образовании этих форм.

-Формулировка выводов, сверка с учебником, создание эталона.

Слайды 15-16. Вспомнить устно, что такое время глагола. Установить отношение действия к моменту речи. На основе этого дать задание для лингвистического исследования.

Слайд 17. Перепишите текст, найдите глаголы, которые обозначают действие, следующее за моментом речи. Укажите их вид.[2]

Учитель отмечает, что за окном весна,  и поэтому текст тоже подобран весенний, позитивный. Текст зачитывается вслух под музыкальное сопровождение (Прил.). Учитель желает всем вдохновиться текстом, который рассказывает о приближении самого теплого месяца весны, и успешно справиться с заданием. Для рационального использования времени, пока все учащиеся переписывают текст и работают с ним индивидуально, выборные из них выполняют разборы на доске, которые потом бегло проверяются. Один человек с места объясняет написание пропущенных орфограмм так, что бы остальные успевали записывать и сверяться с ним. По итогам работы можно поставить оценки.

Слайд 18. Перед показом слайда один ученик устно проговаривает глаголы, которые он подчеркнул (того требовало задание на слайде). Далее все сверяются с эталоном.

Учитель спрашивает, на какие группы и по какому принципу можно разделить подчеркнутые глаголы (примерный ответ: на 2 группы по количеству слов, участвовавших в образовании формы глагола будущего времени). Учитель просит выписать слова по группам в 2 столбика на достаточном расстоянии друг от друга.

Слайд 19. Проверка по эталону.

Слайд 20. Чтение вопросов для исследования. Время на обдумывание вопросов. Каждый ученик делает самостоятельно пометки в тетрадях, сильные ученики продумывают все устно.

Возвращение к слайду 19. Учитель предлагает начать со 2 группы, называет её простой формой буд. Времени. Учитель теперь устно зачитывает вопросы и проводит опрос максимального количества ребят.

Слайд 21. Обобщение услышанного в виде выведенных для визуального восприятия ответов на проблемные вопросы. В тетради ребята выделяют окончания глаголов, через тире напротив каждого записывают морфологические признаки глагола, которые определили (время, вид, лицо и число).

Возвращение к слайду 19. Работа с первой группой глагольных форм. Учитель спрашивает, как можно назвать подобную форму будущего времени, если предыдущую назвали простой.  

Слайд 22. Обобщение услышанного в виде выведенных для визуального восприятия ответов на проблемные вопросы. В тетради ребята выделяют окончания глаголов, через тире напротив каждого записывают морфологические признаки глагола, которые определили (время, вид, лицо и число).

После учащиеся делают вывод об образовании форм будущего времени глагола от глаголов разного вида и сверяются с учебником.

Создают эталон [3](графическая запись в тетради):

                    СВ                                                    НСВ

 

буд.прост.             прош.                     наст.    буд.слож.      прош.          

6. Первичное закрепление во внешней речи.        

Слайды 23-26.

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд 27-28. Образуйте форму будущего времени глаголов.

 Задание выполняется письменно, один человек выполняет на доске для последующей проверки. Для слабого класса возможно комментированное письмо.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, группировать.

7. Включение в систему знаний и повторение. Работа в группах.

Учителем строится диалог:

- Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему?

- Этот материал войдет в нашу копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно образовывать формы будущего времени глагола.

- Что вы должны сделать дальше?

- Мы должны потренироваться применять свои знания, но уже в более трудных ситуациях.

Слайды 29-30. Устно.

Слайд 31. Выписать из текста глаголы:1 группа – прош.вр.; 2 группа – буд.вр., 3 группа – наст.вр.

Работа в группах. Учителем назначаются делегаты, которые будут объявлять результаты работы своей группы, вокруг них ребята и собираются.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний.

2. Сравнивать высказывания с точки зрения их содержания, находить и исправлять ошибки.

3. Извлекать информацию из теста, выявлять логику построения тестового задания, научиться выделять лишнее.

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Рефлексия учебной деятельности.

Возвращение к слайду 1

Что узнали?

Что поняли?

Чему научились?

- Были ли трудности? Что было интересно на уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

- По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

9. Домашнее задание

П. 117, упр. 662 (Выписать из текста глаголы, указать их время и вид). Повторить все, что знаете о спряжениях глагола.

Использованная литература:

  1. «Дидактическая система деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон», М. 2014
  2. «Уроки русского языка в 5 классе», Н. В. Богданова, М. «Просвещение», 2012, стр. 238
  3. «Конспект к уроку 172, 5 класс, по Образовательной системе «Школа 2100», М., ООО «Баласс», 2013 http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/file.php?file=15155
  4. «Времена глагола. Презентация к уроку русского языка в 5 классе». Крюкова Марина Анатольевна, учитель русского языка, Омск, 2013 http://www.myshared.ru/slide/808874/


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе "Будущее время глагола" (технологическая карта)

Технологическая карта открытого урока в 5 классеТема: Будущее время глагола...

Урок русского языка по теме "Время глагола" (5 класс)

Цель: актуализация знаний о временах глагола.Задачи:1. вспомнить признаки временных форм глагола;2. научиться отличать временные формы глаголов совершенного и несовершенного видов;3. закрепить получен...

Открытый урок русского языка в 5 классе "Виды глагола"

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК Т.А.Ладыженской и др....

Конспект открытого урока русского языка в 6 В классе по теме "Переходные и непереходные глаголы".

Урок с использованием технологии "Развитие критического мышления". На уроке проводится индивидуальная и групповая работа учащихся, приём "мозгового штурма", "инсерт", сос...