Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Максименкова Светлана Александровна

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.

Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.

Задачи:

- обобщить полученные знания об имени существительном;

 - развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь;

 - воспитывать умение слушать другого, уважение к мнению одноклассников, самостоятельность.

Метапредметные результаты:

- ставить цели и планировать пути их достижения с помощью учителя, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;

- слушать собеседника, аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера;

- анализировать, обобщать, понимать информацию;

- самоопределение, осознание ответственности за общее дело.

- проявлять познавательный интерес к предмету, давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Оборудование: интерактивная доска, карточка со словами, карточка рефлексии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

6 класс

Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.

Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.

Задачи:

- обобщить полученные знания об имени существительном;

  - развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь;

  - воспитывать умение слушать другого, уважение к мнению одноклассников, самостоятельность.

Метапредметные результаты:

- ставить цели и планировать пути их достижения с помощью учителя, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;

- слушать собеседника, аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера;

- анализировать, обобщать, понимать информацию;

- самоопределение, осознание ответственности за общее дело.

- проявлять познавательный интерес к предмету, давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Оборудование: интерактивная доска, карточка со словами, карточка рефлексии.

Ход урока.

I.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Слово учителя.

Доброе утро, ребята! Я очень рада нашей встрече! Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и мы с вами активно поработаем сегодня.

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Сегодня мы начинаем изучать самую большую тему этого учебного года –«Морфология и орфография».

Беседа:

- Что изучает морфология?

- На какие группы мы можем разделить все части речи?

- Какие самостоятельные части речи вы знаете?

- А какие части речи относятся к служебным?

II. Целеполагание.

Учитель: Предлагаю вам отгадать загадку:

Знаю я теперь отныне- 

Есть одно такое имя - 

Назовет любой предмет 

И на все нам даст ответ. 

Это главная часть речи, 

Обозначает все на свете, 

Без нее никак нельзя. 

... ура!

У: Существительным

Учитель: Ребята, кто определит тему и цель нашего урока?

У: Имя существительное. Повторить и систематизировать знания о существительном, полученные в 5 классе.

Учитель: Запишите в тетрадях тему нашего урока «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Беседа:

- Что называется именем существительным? (Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? Или ЧТО?)

- Какие признаки имени существительного вы знаете?(Постоянные и непостоянные)

- Какие из них относятся к постоянным?(Одушевленное/неодушевленное, нарицательное/собственное, род и склонение)

- Как изменяется имя существительное?( по падежам и числам)

- Какова синтаксическая роль имени существительного?(Бывают подлежащим, дополнением, обстоятельством и сказуемом)

Учитель: Молодцы, ребята!

III.Работа по теме урока.

Запишите предложение и объясните знаки препинания.

«Имя существительное – хлеб языка.» (Л. Успенский)

Как вы понимаете это высказывание?

У: Без имен существительных нельзя обойтись в речи так же, как в нашей жизни без хлеба.

Учитель: Прослушайте стихотворение А.А. Фета (также выведено на интерактивную доску). Оно интересно тем, что состоит из одних существительных. Л. Толстой так писал об этом стихотворении «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени.

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Из 22 слов – 14 существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная картина ночи, ночного пейзажа.

Учитель: Какова роль существительных в речи?

У: При помощи имен существительных можно «нарисовать» яркую картину, портрет.

Учитель: Выпишите из стихотворения все неодушевленные существительные.

Есть ли в нем одушевленные существительные? Выпишите с новой строки и добавьте 3-4 своих примера.

Физкультминутка.

IV.Закрепление полученных знаний.

Задание №1. Работа по вариантам: первый вариант записывает только нарицательные существительные, второй – только собственные.

Чиж, Москва, город, дуб, Казахстан, Дарья, голубь, океан, Астана

Задание №2. Работа в парах по рядам. Соотнесите имена существительные по родам в колонки, слова даны на карточках.

Брат, берёза, печенье, телефон, трава, сестра, солнце, дедушка, доброта, поле, поход, яблоня, облако, крыло, берег.

- Проверяем, 1 ряд называет имена существительные женского рода, 2 ряд – мужского рода, 3 ряд – среднего рода.

Задание №3. «Четвертое лишнее» (выведено на интерактивную доску).                      

 Учитель: Найдите  «четвертое лишнее»  в следующих рядах слов:

1.Лошадь, бабочка, толпа, сверстница.

2. Рейд, рябина, пейзаж, резерв.

3. Полночь, спортсмен, рожь, тишь.

Проверка. (лошадь; рябина; спортсмен)

Учитель: Расскажите, как распределятся существительные по склонениям?

У: 1 скл. – существительные м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я.

     2 скл. – существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р с окончаниями –о,-е.

    3 скл. - существительные ж.р. с Ь на конце.

Учитель: Среди имён существительных есть такие, которые имеют форму только множественного и только единственного числа и те, которые изменяются по числам.

Задание: устно определите число имён существительных (работа по цепочке; выведено на интерактивную доску)

Детство, цемент, город, очки, грабли, железо, бензин, школа, темнота, хлопоты.

Учитель: Сколько в русском языке падежей? Перечислите вопросы падежей по порядку.

У: 6.

И.п. кто? Что?

Р.п. кого? Чего?

Д.п. кому? Чему?

В.п. кого? Что?

Т.п. кем? Чем?

П.п. о ком? О чем?

V.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

- Что изучает морфология?

- Что такое имя существительное?

- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели урока? Я предлагаю вам заполнить карточку.

Домашнее задание: §.44, карточка, упр. 245.

Раздаточный материал.

Карточка (для задания №1).

Чиж, Москва, город, дуб, Казахстан, Дарья, голубь, океан, Астана.

Карточка (для задания №2).

Брат, берёза, печенье, телефон, трава, сестра, солнце, дедушка, доброта, поле, поход, яблоня, облако, крыло, берег.

Карточка рефлексии.

Заполните карточку рефлексии, подчеркните нужное.

1.На уроке я работал                                                    активно / пассивно

2. Своей работой на уроке                             доволен / не доволен

3. Урок для меня показался                          коротким / длинным

4. За урок я                                                        не устал / устал

5. Мое настроение                                            стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне                                   понятен / не понятен

Карточка (домашнее задание).

Вставить пропущенные орфограммы, определить падеж.

Память о солдат…, в госпитал…, в пустынном безмолвии…, спать в сара…, идти по тропинк…, на детской фотографии…, писать в тетрад…, памятник в столиц…, в старой избушк…, учиться в школ…, путешествовать по степ…, укрываться плащ…

                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему "Несклоняемые существительные" 6 класс (По программе Ладыженской Т.А.)

Урок русского языка "Несклоняемые существительные"  в 6 классе (По программе Ладыженской Т.А.) Это был открытый урок. После проведения урока, присутствующими не было сделано ни одного замечания.  ...

Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме: «Имя существительное как часть речи» 5 класс.

Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные ...

Урок русского языка по теме "Имя существительное" 5 класс

Урок русского языка в 5 классе.Тема: «Имя существительное как часть речи».Тип урока: комбинированный урок.Элементы содержания: имя существительное как часть речи, морфологические признаки существитель...

Презентация к уроку русского языка по теме Имя существительное в 5 классе (ФГОС)

Презентация к уроку  по теме Имя существительное в 5 классе (ФГОС)...

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Тема: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе» (1час) Целесообразность применения ИКТ: - применение ИКТ на данном уроке позволяет сделать занятие более интересным дл...

Урок русского языка по теме "Имя существительное" в 5 классе

Проводила урок в 5 классе по теме "Имя существительное". Учащиеся 5 класса поделились знаниями по теме из начального класса. Они многое знают об этой части речи, и, конечно, же поделились ещ...