Роль однородных членов предложения в тексте
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Савушинская Эльвира Алексеевна

Роль однородных членов предложения в тексте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_odnorodnykh_chlenov_predlozheniya_v_tekste.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: РОЛЬ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ (изобразительно-выразительные возможности однородных членов предложения)

Цели: знать (понимать) изобразительно-выразительные возможности однородных членов предложения; уметь замечать, воспринимать однородные члены предложения в художественном тексте, совершенствовать текст, свою речь.

Ход урока

Можно с уверенностью сказать, Что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке.

А. Н. Толстой

1. Чтение стихотворений (отрывков) Юрия Левитанского, поэта XX века.

Вот я выхожу на берег моря. Набегают волны, берег моя.

Сто цветов. Тона. Полутона. Неизменность морю не дана.

Звучит музыка.

Учитель. Вот так с помощью звуков композитор создаёт образ моря, «открывает» слушателям море.

Дети рассматривают иллюстрации с картин Айвазовского.

Учитель. Вот так с помощью красок создаёт образ моря художник.

Я от моря глаз не отрываю. Целый день я море открываю.

Нервными шагами оно ходит. Ходит, будто слова не находит. Будто рядом слово, под рукою, Да никак не взять его рукою ...

Крупными шагами море ходит. Ходит, будто рифму не находит.

Та не хороша ему и эта.

Так я открываю в нем поэта...

Учитель. Как же о море написано с помощью слова? Давайте понаблюдаем за текстом. (У детей на столах лежат карточки с текстами. Дети работают на листах.)

Море - часть Мирового океана. По особенностям гидрологического режима моря подразделяются на три группы: внутренние моря, окраинные моря и межостровные моря.

С геологической точки зрения современные моря являются молодыми образованиями.

В морях Дальнего Востока обитают ценные морские звери:котики и каланы.

Важное промысловое значение имеют тихоокеанская сельдь, треска, камбала.

Беседа.

-        Прочитайте текст, вдумайтесь в содержание. О чем этот
текст?

  • Как рассказывает автор о море? Чувствуем ли мы отношение втора к тому, о чем он пишет? (Текст неэмоционален.)
  • Кто может быть автором текста?
  • Развивается ли описываемое во времени? Почему? (В тексте 4 глагола, 22 существительных, 14 прилагательных.)

Описываемое в тексте представлено вне времени, прочитать такой текст можно в учебниках, научных книгах.

-        В каких предложениях есть однородные члены предложения?
2, 4, 5). Построим схемы.

Мы обнаруживаем точность речи, объяснение понятий (терминов). Обратимся к другому прозаическому тексту.

Море всегда разное, новое, невиданное.

То оно тихое, светло-голубое. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь.

По В. Катаеву

-        Прочитайте текст.

-        Что объединяет 1 и 2 тексты, чем они отличаются?

-        Как «работают» однородные члены предложения? Какими
частями речи выражаются?

(Однородные члены предложения в 1, 2, 3 предложениях, 8 прилагательных.)

-        Развивается ли описываемое во времени?

(Нет, однородные члены предложения выражены прилагательными, обозначают признаки моря.)

-        Кто может создать такой текст? (Писатель.) Этот текст при
надлежит писателю В. П. Катаеву.

Дети определяют с помощью учителя понятия: экспрессия, экспрессивный.

Экспрессия - выражение чувств, переживаний, выразительность.

Экспрессивный выразительный, выражающий чувства, переживания.

Учитель. А теперь посмотрим, как «работают» О. Ч. в поэтических текстах.

В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой. Хлынет на берег пустой, Разольётся в шумном беге...

  • Узнали автора?
  • В чем заключается выразительность О. Ч. в этом отрывке? Какой частью речи выражаются? (О. Ч. выражаются глаголами, глагол и обозначает действие, следовательно, перед нами художественная картина в движении - динамике.)
  • Как соединяются однородные члены предложения?
  • Как такое соединение влияет на выразительность? (Бессоюзие придаёт впечатление стремительного движения.)

Учитель. Проведём эксперимент.

Понаблюдаем, что изменится, если перед каждым О. Ч. поставим союз «и» (используем многосоюзие - действие замедлится, будет особо подчеркнуто каждое слово).

Попробуем соединить О. Ч. отрывка бессоюзием и многосоюзием (могут быть разные варианты; создаётся особый ритм из убыстрения и замедления).

Задание.  Самостоятельно проанализируйте, как использует О. Ч. Тютчев Ф. И., поэт XIX века, в стихотворении «Море и утес».

 И бунтует, и клокочет,

Хлещет, свищет и ревёт,

И до звёзд допрянуть хочет,

 До незыблемых высот...

Ад ли, адская ли сила

 Под клокочущим котлом

 Огнь геенский разложила –

И пучину взворотила

И поставила вверх дном?

Волн неистовым прибоем

 Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой.

(Учитель объясняет значение непонятных слов.)

Учитель. Градация - приём, заключающий в себе ряд слов, каждое из которых усиливает или ослабляет значение предшествующего.

Сделаем выводы. Как же можно с помощью О. Ч. добиться большей выразительности текста?

(Можно создать статическую, динамическую картину; можно по-разному соединить О. Ч, можно использовать приём градации.)

Учитель. Решите следующую задачу, прослушав текст.

Мой корабль находится в открытом море и уносит меня в бескрайний простор.

Передо мной море, море, море. Позади меня волны, волны, волны.

-        Есть ли в этом тексте О. Ч. предложения? Почему?

(Нет. О. Ч. называют сходные, но не одинаковые предметы, признаки, действия. Это значит, что предметы, признаки, действия должны быть чем-то похожи друг на друга, но в чем-то различаться.)

-        Как превратить повторяющиеся слова в однородные члены

предложения?

Море ласковое, море капризное, море грозное... Волны синие, волны бирюзовые, волны стальные...

Заключительное слово учителя.

Мы достигли цели: знать (понимать) изобразительно-выразительные возможности однородных членов предложения; уметь замечать, воспринимать однородные члены предложения в художественном тексте, совершенствовать текст, свою речь.

Спасибо за работу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 8 классе (русский язык и литература). Роль однородных членов в художественных текстах. И. С.Тургенев «Лес и степь».

Цель: 1.Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.           2. Показать образную роль однородных членов в расска...

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

Роль однородных членов предложения в тексте

Роль однородных членов предложения в тексте...

Урок русского языка в 8 классе .Роль однородных членов предложения в художественном тексте

Разработка урока  представлена материалами с художественными  текстами  И.Бунина, С.Аксакова и стихотворением  Б.Пастернака "Снег идет...", презентацией и творческими раб...