Главные вкладки

    "Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"
    план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

    Абдуллаева Ольга Ситовна

     Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов его части связаны между собой по смыслу и грамматическими средствами.Грамматические значения блока однородных членов выражаются интонацией ( в устной речи),сочинительными союзами и некоторыми лексико-грамматическими средствами.Данный урок посвящён организации деятельности учащихся по применению изученных знаний об однородных членах предложения и знаках препинания при них.Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_v_korrektsionnoy_shkole.odt22.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное специальное (коррекционное)образовательное учреждение  школа-интернат №4 г.о.Тольятти Самарской области.

                               К О Н С П Е К Т  У Р О К А .

            ТЕМА: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

                           ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ЗНАКИ

                           ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ».

           

                 Целевая аудитория: слабовидящий ученик 8 класса.

                ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить формирование знаний об      

                                           однородных членах предложения и знаках

                                            препинания при них.  

                                   Учитель русского языка и литературы-

                                   Абдуллаева Ольга Ситовна

                                                 2013 г.  

                                   Конспект  урока. 8 класс.

    Тема урока: «Однородные члены предложения.

                            Знаки препинания при них».

    1.Тип урока : урок новых знаний.

     2.Цель: продолжить формирование знаний о признаках однородности и

                   специфике предложений с рядами однородных членов.

     3. Задачи урока:

    Обрзовательные: 

    1. Сформировать умения схематически изображать предложения с однородными членами;
    2. Закрепить умения правильной постановки знаков препинания при однородных членах;
    3. Обогатить словарный запас учащихся;
    4. Сформировать познавательный интерес и умение приобретать знания в поисковой деятельности.

    Коррекционные:

          5.Развитие памяти (зрительно-слуховую);

           6.Коррекция фонематического слуха;

    Развивающие: 

           7.Развитие орфографической зоркости;

             8.Обогащать письменную и устную речь учащихся;

    Воспитательные :

             9.Совершенствовать навыки саморегуляции и самоконтроля;

             10.Поощрение настойчивости в учебе.

              11.Привить любовь к русскому языку.

    4. По окончании урока учащиеся должны:

    1. Знать:

    12.Между однородными членами предложения,не соединенными союзами,ставится запятая;

    1. 13.Как ставится запятая при противительных союзах и при повторяющихся в предложениях с однородными членами.
    1. Уметь:

               14.Правильно расставлять знаки препинания.

                15.Составлять схемы предложений с однородными членами;

    5. Учебник:

    Русский язык. 8 класс . Л.А.Тростенцова,Т.А.Ладыженская. М.: Просвещение, 2010

    6. Компьютерная поддержка:Слайд 1. «Грамматический комментарий».Однородные члены предложения, не соединенные союзами.

    1. Дидактический материал:

    16.Карточки .

    17. Отрывок из стихотворения В.Маяковского «Комсомольская»

                                                  Ход урока

    1. Орг.момент: настрой на работу, приветствие детей, проверка внешнего вида.

        Я рада вас сегодня встретить.

         Мне интересны вы,друзья!

         И ваши умные ответы

         Не обойду вниманьем я.

         Сегодня ждут нас наблюдения

         И выводы,и рассуждениья...

         А чтобы впрок пошёл урок,

         Активным самым будь дружок!

    2. Введение в тему урока (фронтальная беседа):

    На слайде  1. Строит,

                                        Рушит,

                                                      кроит

                                                               и рвёт,

                                                                       тихнет,

                                                                                            кипит

                                                                                                           и пенится,

                                                                    гудит,

                                                                             говорит,

                                                                                           молчит

                                                                                                         и ревёт -

                                                                                                                          юная армия:

                                                                                                                                                   ленинцы.

                                                       В.Маяковский,отрывок из стихотворения «Комсомольская»

    - Какое отношение  имеют эти строки к нашему уроку?

    Слайд 2

     За оживлённой,интересной беседой быстро прошло время.

     Установились ясные,тёплые дни.

    • Найдите грамматическую основу каждого предложения.
    • Как выделили члены предложения?

     3.Сообщение новых знаний

    Слайд 3.

                             Однородные члены предложения,соединенными союзами.

     Между однородными членами предложения,соединенными противительными союзами а,но,да и т. п.

     Сад был большой,но запущенный .

     Мал золотник, да дорог.

    Голодные волки вышли на охоту, а зайцы уже давно спрятались.

    Вывод: ставиться запятая перед союзами.

    3. Словарная работа (коллективная работа).

    Слайд 4.  

               Объясните синтаксическое различие между следующими парами словосочетаний

                            попали впросак- попали в капкан

                            сбил с дерева — сбил с толку

                            выводит из терпения — выводит из класса.

     (Ученики делают записи в тетрадях: дают значение каждой паре. Выполнивший, поднимает руку, учитель проверяет правильность)

    Слайд 5.

                               Кто скорее?

                 (Ученики должны скорее составить и записать предложения с однородными членами).

                     Звон и крик; пасмурные,тёплые; благой и прекрасный.

    4. Закрепление  темы  (работа по цепочке).

    • Как вы думаете, можно ли сказать  «Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову?»
    • Между однородными членами предложения,не соединенными союзами,ставится запятая?

    На слайде 6.

     Бледно-серое небо светлело холодело синело. В комнате всё смотрело уютно чисто светло.  Всё зашевелилось проснулось запело зашумело заговорило.(Расставить знаки препинания и составить схемы).

    Слайд 7. [О и О]    Запишите предложения согласно схемам.

                    [О, а О]   1.Свирестели гнездятся в хвойных и березовых лесах  

                    [О, О О, О,] лесотундры.

                    [О, но О] 2. Летом свирестели питаются насекомыми зимой,а

                                        кормятся ягодами.

                                       3.Они поедают в огромном количестве плоды                                                                                      

    рябины,калины,  боярышника,можевельника.

                                            4.Во время кочёвок стайки надолго задерживаются с                                              

                                               обилием ягод,но быстро покидают скудные места.

    Вывод:  между однородными членами ставится запятая.                    

                                                  Экспресс-контроль.

    1. Какие члены предложения называются однородными:

    а)отвечающие на вопросы кто?что?

    б)относящиеся к подлежащему;

    в)отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову.

    г) отвечающие на один и тот же вопрос.

    1. Как связаны между собой однородные члены предложения?

    а) только интонацией;

    б) знаками препинания;

    в) любыми предлогами;

    г) связаны интонацией перечисления или союзами и,а,но;

    1. Когда между однородными членами ставится запятая?

    а) всегда,если нет союза между однородными членами;

    б) всегда;

    в) никогда;

    г) перед союзом  и ;

    1. Перед какими союзами между однородными членами предложения всегда ставится запятая?

    а) перед союзом и ;

    б) перед всеми союзами;

    в) перед союзами а,но ;

    г) никогда.

    1. Работа по карточкам (работа в парах).

    а) актуализация опорных знаний по орфографии:

    (  Класс делится на группы: 1 группа не нуждается в пояснениях; 2 группа- в дополнительном разъяснении; 3 группа — в образце выполнения,а самая слабая — в оказании непосредственной помощи в процессе работы. Текст всех заданий распечатан ,согласно рекомендации дефектолога.Оказывается индивидуальная помощь учащимся, оценивается работа тех, кто быстро, правильно и самостоятельно выполнил задание.)

    Задание 1 группе: замените выделенные слова близкими по смыслу наречиями, в которых встречается оглушение.В наречиях подчеркните буквы,написание которых требует проверки.

      Нырнёшь в глубину (глубь);увидимся снова (вновь); услышишь внезапно,неожиданно(вдруг);шагнёшь в направлении перед собой(вперёд);помчишься по верх горы(вверх).

    Задание 2 группе: закончите загадки и пословицы;вставьте подходящие по смыслу рифмующие наречия; напишите отгадки; поставьте недостающие знаки препинания; укажите слова с оглушением звонких согласных.

         Под гору _____(вскачь),а в гору хоть плачь.(Точь-точь),как мать и дочь.Под водой живёт народ,ходит задом ____(наперёд).Детки сели на карниз и растут всё время_-_( вниз).Заворчал живой замок,лёг у двери ___(поперёк).Матушка-рожь,кормит всех ____(сплошь).

    Задание 3 группе:  «Угадай значение»

        Устойчивые выражения                                 Их значения

    Ни стать ни сесть                               Образец:  Очень тесно      

    Ни там ни сям                                               нигде                                                                                  

    Ни к селу ни к городу                                Не годится не на что                                                                                      

    Ни два ни полтора                                     Ровно столько,сколько н ужно                                

    Ни дать ни взять                                           Точь-в- точь                              

    Ни рыбо ни мясо                                          Нечто неопределённое

    Задание 4 группе: Списать, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.

        Попытка французов проби...ся к Калуге кончилась неудачей.Вдруг из(за) шелеста п...слышался вой визг хохот шакал...в. Бор...ба учила хитрости осторожности з...ркости смелости.Слышно был... сопенье пар...воза свистски рожок стр...лочника.                                                                             

      6. Физминутка: (релакс-пауза под медленную музыку)

    Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по тебе. Подними руки вверх, опусти. Белый свет течёт по голове, рукам, спине, ногам. Это позволяет ощутить себя очень расслабленно и приятно. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты наполняешься свежими силами. Теперь поблагодарим этот водопад света, за то, что он дал возможность отдохнуть.

    7. Работа с учебником:

    Самое время прочитать, что говорится в учебнике на странице 58 про  однородные члены предложения (Чтение объяснения понятия ).

    И я предлагаю вам выполнить упражнение №261. Сначала  разбирается задание к упражнению всем классом.1 группа все упражнение и выполняет синтаксический разбор третьего предложения.2 группа — выполняет 4 предложение (с постановкой вопроса перед однородными членами.  3 группа и самая слабая — три первых предложения под руководством учителя(расставить знаки препинания,подчеркнуть однородные члены предложения) — два предложения выполняют самостоятельно.

    8.Подведение  итогов урока: (фронтальная беседа: сегодня на уроке мы разобрали однородные члены предложения и знаки препинания при них).Итог урока: Объявление отметок за работу на уроке, словесная оценка активности каждого ученика.

    9. Домашнее задание: упражнение 265 на стр.59.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 11 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"

    Урок содержит большой обобщающе-повторительный материал по теме и готовит учащихся к ЕГЭ. Урок сопровождается мультимедийной презентацией и релаксационной музыкой....

    Знаки препинания при однородных членах предложения

    Цель урока: находить смысловые отрезки – однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков п...

    Презентация у уроку письма и развития речи "Знаки препинания при однородных членах предложения"

    Презентация составлена для обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС для лиц с нарушениями интеллекта....

    «Интегрированный урок. Самостоятельная работа «Знаки препинания между однородными членами предложения».

    Интегрированный урок русского языка в 8 классе с использованием материалов из творчества А.П.Чехова...

    Знаки препинания при однородных членах предложения с неповторяющимися союзами

    Презентация к уроку русского языка в 11 классе по УМК под редакцией Н.Г. Гольцовой...