"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Абдуллаева Ольга Ситовна

 Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов его части связаны между собой по смыслу и грамматическими средствами.Грамматические значения блока однородных членов выражаются интонацией ( в устной речи),сочинительными союзами и некоторыми лексико-грамматическими средствами.Данный урок посвящён организации деятельности учащихся по применению изученных знаний об однородных членах предложения и знаках препинания при них.Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_korrektsionnoy_shkole.odt22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное)образовательное учреждение  школа-интернат №4 г.о.Тольятти Самарской области.

                           К О Н С П Е К Т  У Р О К А .

        ТЕМА: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

                       ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ЗНАКИ

                       ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ».

       

             Целевая аудитория: слабовидящий ученик 8 класса.

            ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить формирование знаний об      

                                       однородных членах предложения и знаках

                                        препинания при них.  

                               Учитель русского языка и литературы-

                               Абдуллаева Ольга Ситовна

                                             2013 г.  

                               Конспект  урока. 8 класс.

Тема урока: «Однородные члены предложения.

                        Знаки препинания при них».

1.Тип урока : урок новых знаний.

 2.Цель: продолжить формирование знаний о признаках однородности и

               специфике предложений с рядами однородных членов.

 3. Задачи урока:

Обрзовательные: 

  1. Сформировать умения схематически изображать предложения с однородными членами;
  2. Закрепить умения правильной постановки знаков препинания при однородных членах;
  3. Обогатить словарный запас учащихся;
  4. Сформировать познавательный интерес и умение приобретать знания в поисковой деятельности.

Коррекционные:

      5.Развитие памяти (зрительно-слуховую);

       6.Коррекция фонематического слуха;

Развивающие: 

       7.Развитие орфографической зоркости;

         8.Обогащать письменную и устную речь учащихся;

Воспитательные :

         9.Совершенствовать навыки саморегуляции и самоконтроля;

         10.Поощрение настойчивости в учебе.

          11.Привить любовь к русскому языку.

4. По окончании урока учащиеся должны:

  1. Знать:

12.Между однородными членами предложения,не соединенными союзами,ставится запятая;

  1. 13.Как ставится запятая при противительных союзах и при повторяющихся в предложениях с однородными членами.
  1. Уметь:

           14.Правильно расставлять знаки препинания.

            15.Составлять схемы предложений с однородными членами;

5. Учебник:

Русский язык. 8 класс . Л.А.Тростенцова,Т.А.Ладыженская. М.: Просвещение, 2010

6. Компьютерная поддержка:Слайд 1. «Грамматический комментарий».Однородные члены предложения, не соединенные союзами.

  1. Дидактический материал:

16.Карточки .

17. Отрывок из стихотворения В.Маяковского «Комсомольская»

                                              Ход урока

1. Орг.момент: настрой на работу, приветствие детей, проверка внешнего вида.

    Я рада вас сегодня встретить.

     Мне интересны вы,друзья!

     И ваши умные ответы

     Не обойду вниманьем я.

     Сегодня ждут нас наблюдения

     И выводы,и рассуждениья...

     А чтобы впрок пошёл урок,

     Активным самым будь дружок!

2. Введение в тему урока (фронтальная беседа):

На слайде  1. Строит,

                                    Рушит,

                                                  кроит

                                                           и рвёт,

                                                                   тихнет,

                                                                                        кипит

                                                                                                       и пенится,

                                                                гудит,

                                                                         говорит,

                                                                                       молчит

                                                                                                     и ревёт -

                                                                                                                      юная армия:

                                                                                                                                               ленинцы.

                                                   В.Маяковский,отрывок из стихотворения «Комсомольская»

- Какое отношение  имеют эти строки к нашему уроку?

Слайд 2

 За оживлённой,интересной беседой быстро прошло время.

 Установились ясные,тёплые дни.

  • Найдите грамматическую основу каждого предложения.
  • Как выделили члены предложения?

 3.Сообщение новых знаний

Слайд 3.

                         Однородные члены предложения,соединенными союзами.

 Между однородными членами предложения,соединенными противительными союзами а,но,да и т. п.

 Сад был большой,но запущенный .

 Мал золотник, да дорог.

Голодные волки вышли на охоту, а зайцы уже давно спрятались.

Вывод: ставиться запятая перед союзами.

3. Словарная работа (коллективная работа).

Слайд 4.  

           Объясните синтаксическое различие между следующими парами словосочетаний

                        попали впросак- попали в капкан

                        сбил с дерева — сбил с толку

                        выводит из терпения — выводит из класса.

 (Ученики делают записи в тетрадях: дают значение каждой паре. Выполнивший, поднимает руку, учитель проверяет правильность)

Слайд 5.

                           Кто скорее?

             (Ученики должны скорее составить и записать предложения с однородными членами).

                 Звон и крик; пасмурные,тёплые; благой и прекрасный.

4. Закрепление  темы  (работа по цепочке).

  • Как вы думаете, можно ли сказать  «Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову?»
  • Между однородными членами предложения,не соединенными союзами,ставится запятая?

На слайде 6.

 Бледно-серое небо светлело холодело синело. В комнате всё смотрело уютно чисто светло.  Всё зашевелилось проснулось запело зашумело заговорило.(Расставить знаки препинания и составить схемы).

Слайд 7. [О и О]    Запишите предложения согласно схемам.

                [О, а О]   1.Свирестели гнездятся в хвойных и березовых лесах  

                [О, О О, О,] лесотундры.

                [О, но О] 2. Летом свирестели питаются насекомыми зимой,а

                                    кормятся ягодами.

                                   3.Они поедают в огромном количестве плоды                                                                                      

рябины,калины,  боярышника,можевельника.

                                        4.Во время кочёвок стайки надолго задерживаются с                                              

                                           обилием ягод,но быстро покидают скудные места.

Вывод:  между однородными членами ставится запятая.                    

                                              Экспресс-контроль.

  1. Какие члены предложения называются однородными:

а)отвечающие на вопросы кто?что?

б)относящиеся к подлежащему;

в)отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову.

г) отвечающие на один и тот же вопрос.

  1. Как связаны между собой однородные члены предложения?

а) только интонацией;

б) знаками препинания;

в) любыми предлогами;

г) связаны интонацией перечисления или союзами и,а,но;

  1. Когда между однородными членами ставится запятая?

а) всегда,если нет союза между однородными членами;

б) всегда;

в) никогда;

г) перед союзом  и ;

  1. Перед какими союзами между однородными членами предложения всегда ставится запятая?

а) перед союзом и ;

б) перед всеми союзами;

в) перед союзами а,но ;

г) никогда.

  1. Работа по карточкам (работа в парах).

а) актуализация опорных знаний по орфографии:

(  Класс делится на группы: 1 группа не нуждается в пояснениях; 2 группа- в дополнительном разъяснении; 3 группа — в образце выполнения,а самая слабая — в оказании непосредственной помощи в процессе работы. Текст всех заданий распечатан ,согласно рекомендации дефектолога.Оказывается индивидуальная помощь учащимся, оценивается работа тех, кто быстро, правильно и самостоятельно выполнил задание.)

Задание 1 группе: замените выделенные слова близкими по смыслу наречиями, в которых встречается оглушение.В наречиях подчеркните буквы,написание которых требует проверки.

  Нырнёшь в глубину (глубь);увидимся снова (вновь); услышишь внезапно,неожиданно(вдруг);шагнёшь в направлении перед собой(вперёд);помчишься по верх горы(вверх).

Задание 2 группе: закончите загадки и пословицы;вставьте подходящие по смыслу рифмующие наречия; напишите отгадки; поставьте недостающие знаки препинания; укажите слова с оглушением звонких согласных.

     Под гору _____(вскачь),а в гору хоть плачь.(Точь-точь),как мать и дочь.Под водой живёт народ,ходит задом ____(наперёд).Детки сели на карниз и растут всё время_-_( вниз).Заворчал живой замок,лёг у двери ___(поперёк).Матушка-рожь,кормит всех ____(сплошь).

Задание 3 группе:  «Угадай значение»

    Устойчивые выражения                                 Их значения

Ни стать ни сесть                               Образец:  Очень тесно      

Ни там ни сям                                               нигде                                                                                  

Ни к селу ни к городу                                Не годится не на что                                                                                      

Ни два ни полтора                                     Ровно столько,сколько н ужно                                

Ни дать ни взять                                           Точь-в- точь                              

Ни рыбо ни мясо                                          Нечто неопределённое

Задание 4 группе: Списать, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.

    Попытка французов проби...ся к Калуге кончилась неудачей.Вдруг из(за) шелеста п...слышался вой визг хохот шакал...в. Бор...ба учила хитрости осторожности з...ркости смелости.Слышно был... сопенье пар...воза свистски рожок стр...лочника.                                                                             

  6. Физминутка: (релакс-пауза под медленную музыку)

Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по тебе. Подними руки вверх, опусти. Белый свет течёт по голове, рукам, спине, ногам. Это позволяет ощутить себя очень расслабленно и приятно. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты наполняешься свежими силами. Теперь поблагодарим этот водопад света, за то, что он дал возможность отдохнуть.

7. Работа с учебником:

Самое время прочитать, что говорится в учебнике на странице 58 про  однородные члены предложения (Чтение объяснения понятия ).

И я предлагаю вам выполнить упражнение №261. Сначала  разбирается задание к упражнению всем классом.1 группа все упражнение и выполняет синтаксический разбор третьего предложения.2 группа — выполняет 4 предложение (с постановкой вопроса перед однородными членами.  3 группа и самая слабая — три первых предложения под руководством учителя(расставить знаки препинания,подчеркнуть однородные члены предложения) — два предложения выполняют самостоятельно.

8.Подведение  итогов урока: (фронтальная беседа: сегодня на уроке мы разобрали однородные члены предложения и знаки препинания при них).Итог урока: Объявление отметок за работу на уроке, словесная оценка активности каждого ученика.

9. Домашнее задание: упражнение 265 на стр.59.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"

Урок содержит большой обобщающе-повторительный материал по теме и готовит учащихся к ЕГЭ. Урок сопровождается мультимедийной презентацией и релаксационной музыкой....

Знаки препинания при однородных членах предложения

Цель урока: находить смысловые отрезки – однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков п...

«Интегрированный урок. Самостоятельная работа «Знаки препинания между однородными членами предложения».

Интегрированный урок русского языка в 8 классе с использованием материалов из творчества А.П.Чехова...

Знаки препинания при однородных членах предложения с неповторяющимися союзами

Презентация к уроку русского языка в 11 классе по УМК под редакцией Н.Г. Гольцовой...

Презентация 6 класс Знаки препинания при однородных членах предложения

Презентация  6 класс  Знаки препинания при однородных членах предложения...