Главные вкладки

    Знаки препинания при однородных членах предложения
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Телесова Айсулу Валерьевна

    Цель урока: находить смысловые отрезки – однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство.  В таких ситуациях вспоминается высказывание Гюго: " Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга".

     Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть – функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет  свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.

    Предательство полностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по -разному. Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается все забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной.



    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ   УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

    В 5 КЛАССЕ

    ТЕМА: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

    Тип урока: урок обобщения, систематизации и углубления изученного.

    Цель урока: находить смысловые отрезки – однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами

    Задачи:

    • вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться изучающим чтением, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, извлекать информацию из разных источников (текста, схемы, ключевых слов), перерабатывать, преобразовывать информацию (текст в схему, алгоритм)
    • находить однородные члены по их опознавательным признакам;
    • договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности сверстников;
    • анализировать и сравнивать понятия, группировать их  и выделять основания группировки

    Оборудование и программное обеспечение: интерактивная доска, доска, оценочные листы

    Межпредметные связи: литература, ИКТ. Отбор и анализ информации из смежных областей знаний школьного курса.

    Форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке:

    • групповая;
    • парная
    • индивидуальная, каждый ученик получает  задание (творческое списывание);

    Методы обучения на уроке:

    • изучающие и продуктивное чтение
    • проблемный и побуждающий диалог
    • творческое списывание

    План урока

    1. Орг. момент (приветствие, сбор тетрадей) – 1 минута
    2. Проверка домашнего задания (выборочно) – 3-4 минуты
    3.  Словарная работа (тренировочный диктант) – 5 минут
    4. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока – до 5 минут
    5. Открытие новых знаний – 10 минут
    6. Динамическая пауза – 3-4 минут
    7. Актуализация знаний и углубление изученного – 10 минут
    8. Применение знаний, развитие учебно-языковых, пунктуационных и речевых умений - 5 минут
    9. Рефлексия урока – 5 минут
    10. Домашнее задание – 5 минут

    ХОД УРОКА

     I.  Создание эмоционально - положительного отношения к уроку и своей работе. Орг.момент.

     - Здравствуйте, ребята. Наш урок такой же, как и ранее проводимые уроки. Вы пришли на урок с различными настроениями: у кого-то оно хорошее, у кого-то не очень.  Давайте повернемся в начале друг к другу (сидящие за партой), а потом ко мне лицом и улыбнемся друг другу. И начнем нашу работу.

    II Проверка домашнего задания.

    1. Фронтальная беседа.

    - Каким было Ваше домашнее задание? (Ответы детей). У вас возникли трудности при его выполнении? (Ответы детей). Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Устная выборочная  проверка дом. зад.)

    III Словарная работа (тренировочный диктант).

    - Ребята, предлагаю вам  потренировать свои знания и умения в написании небольшого словарного диктанта. (Работа с интерактивной доской). Обратите внимание на доску, где вам предложены следующие слова:

    Баян, гитара, пианино, состязание, атлет, дистанция, стадион, университет, экзамен

    Запишите их к себе в тетради, ставив пропущенные буквы и выделив орфограммы. (Записывают словарные слова в тетради)

    - А теперь давайте проведем проверку. С помощью стилуса на доске вставьте пропущенные буквы. (Один ученик вставляет)

    - Где мы с вами можем проверить правильность написания словарных слов? (Ответы детей). Предлагаю это сделать прямо с помощью нашей интерактивной доски, где уже специально приготовлен такой словарь. (Идет проверка написания слов).

    - У вас на столах лежат оценивания своих возможностей и способностей. Оцените свою словарную работу. (Дети себя оценивают)

    IV Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.

    - Друзья, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите? (Ответы детей). 

    -Давайте попробуем из этих слов составить предложение. (Они составляют предложение)

    «Книга учит нас доброте, честности, справедливости.»

    - Докажите мне, что это предложение. (Ответы детей)

    -Обратите внимание, что в левом нижнем углу нашей доски есть книга, где хранятся несколько необходимых в предложении вещей. Что это за вещи? (Знаки препинания)

    У вас есть возможность правильно их расставить (Расставляют знаки препинания).

    - Пользуясь уже ранее добытой информацией, что вы можете сказать об особенностях этого предложения? (Это предложение с однородными членами).

     Верно, давайте их назовем. И скажем, каким членом предложения они являются (Ответы детей).

    - Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем с вами сегодняшнем уроке? Какова будет его главная проблема?

    (Об однородных членах. Что такое однородные члены предложения? Знаки препинания в предложениях с однородными членами)

    V Открытие новых знаний.

    Ребята, посмотрите, пожалуйста, еще раз на наше предложение. Давайте посмотрим, к какому слову относятся наши  однородные члены? (Ответы) (Работа с ИАД) Какой вопрос мы им задаем? Одинаковый этот вопрос для всех однородных членов? (Ответы) Каким членом предложения они являются? Какая связь между ними? (Ответы)

    - Скажите, что мы сейчас только что выделили? (Опознавательные признаки однородных членов). Перечислите их еще раз, пожалуйста. (Ответы).

    - Предлагаю вам сравнить сделанные выводы с утверждениями в вашем учебнике. Откройте стр.___ и прочитайте информацию об однородных членах предложения. (Читают) Ваши выводы совпали с утверждениями учебника? Что нового вам встретилось в этом правиле? (Понятие «смысловые отрезки», схемы построения предложений с однородными членами).

    - Вернемся к нашему предложению о книге и выполним задание: постройте, пожалуйста,  схему этого предложения, чтобы в ней было видно, что это предложение с однородными членами.

    - А теперь работа в парах: взаимно проверьте себя. Контрольную проверку проведем с помощью доски.  (ИАД, шторка убирается, появляется схема предложения).

    Оцените свою работу (Дети себя оценивают)

    VI Динамическая пауза

    «Угадай-ка»

    - Друзья, вы устали? Давайте немного отдохнем и поиграем в интересную игру «Угадай-ка». Встаньте, пожалуйста, и послушайте задание нашей динамической паузы.

    Я читаю вам фразы, вы должны будете угадать, что  они собой представляют. Если встретиться вам словосочетание – нужно 1 раз присесть, если несвязанные слова – прыжок, грамматическая основа – 3 хлопка.

    Утром с ребятами; ветер доносил; отправились на рыбалку; солнце уже; ждали улова; зашептались листья; из-за леса; зашептались и зашевелились; порывы ветра; лиловая туча; хлынул дождь

    VII Актуализация знаний и углубление изученного

     - Ребята, а сейчас давайте поработаем с упражнениями 253 и 254 в режиме изучающего и продуктивного чтения, вычитывая полезную информацию, предполагая содержание текста. Работать будем по группам, по отделениям. Пересядьте и повернитесь, пожалуйста, друг к другу, чтобы вам удобно было работать в образовавшихся группах.

    (Работа с упражнениями 253, 254,255)

    VIII. Применение знаний, развитие учебно-языковых, пунктуационных и речевых умений

    - Для применения своих знаний выполним упражнение 256 (257), с заданием «творческое списывание». Выполняем это упражнение с комментированием и составлением алгоритма нахождения смысловых отрезков.

    (Выполняется упражнение)

    IX Рефлексия урока

    - Подведем итоги нашего урока в виде блиц-опроса. Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+», а с неверными – «-»

    1. Однородные члены – это смысловые отрезки.
    2. Между однородными членами всегда ставится запятая.
    3. Однородные члены соединены сочинительной связью
    4. Без однородных членов не существует предложения.

    - Сравните с образцом на доске. Кто справился без ошибок?

    - Оцените свою работу на уроке по алгоритму самооценки и сдайте свои оценочные листы.

    X.  Домашнее задание.

    - Сегодняшнее домашнее задание будет двух уровней:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 11 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"

    Урок содержит большой обобщающе-повторительный материал по теме и готовит учащихся к ЕГЭ. Урок сопровождается мультимедийной презентацией и релаксационной музыкой....

    "Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

    Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

    Презентация у уроку письма и развития речи "Знаки препинания при однородных членах предложения"

    Презентация составлена для обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС для лиц с нарушениями интеллекта....

    «Интегрированный урок. Самостоятельная работа «Знаки препинания между однородными членами предложения».

    Интегрированный урок русского языка в 8 классе с использованием материалов из творчества А.П.Чехова...

    8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.

    8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....