Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Птушкина Лилия Николаевна

Урок предназначен для закрепления  речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok_po_russkomu_yazyku_2012.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ  Гимназия 1526

Конспект  открытого  урока

учителя русского языка и

литературы

Птушкиной Л.Н.

по  теме:

«Художественные  средства

языка в  пейзажной  лирике русских поэтов»

с элементами эвристической технологии»

Москва 2012год.

Открытый   урок в  7  классе  по  теме :

«Художественные  средства  языка  в  пейзажной   лирике

русских  поэтов ».

Не то,  что  мните  вы,  Природа,

не  слепок, не  бездушный  лик,

в ней  есть  душа, в  ней  есть свобода,

в  ней есть любовь, в ней есть язык!

Цели:

1.Продолжить работу  над  формированием  понятия  роли  художественных  

средств  языка  в  поэтических  текстах.

2. Продолжить развивать  навыки  анализа  художественного  текста,

чтения художественного  текста  наизусть , монологического  ответа,

формировать умение оценивать  произведения из  разных  областей  искусства(живописи, музыки).

3.Воспитать  любовь  к  природе   и  красоте  русского  пейзажа   и

 гордость  за   свой  родной  язык  , проникаясь     лирикой

  русских  поэтов.

Оборудование к  уроку:

Поэтические  тексты (в распечатанном  виде), музыкальное  сопровождение  

( пьеса Г.Свиридова  «Метель»), мультимедийная  презентация  с  изображением    пейзажей  русских художников , учебник под  редакций В.Я.Коровиной.

Ход  урока:

Актуализация  знаний.

1.Учитель:

Читает эпиграф. Велика роль природы  в  жизни  людей.  Её изображению посвящены различные произведения живописи, литературы, музыки.

Вспомните художественные  произведения, в  которых природа играет важную  роль ?

Ученики: Это «Записки охотника» И.С.Тургенева, А.С. Пушкин «Медный всадник», стихи М.Ю.Лермонтова,  А.С. Пушкина, рассказ М.Горького «Старуха  Изергиль».

В этих произведениях природа  является  и фоном, и полноправным  героем,

от  которого зависит судьба человека. Но  природу  изображали  не только

писатели и поэты, а ещё художники и композиторы.

Учитель:

Послушайте музыкальный отрывок , посвящённый  литературной повести , в

которой  даже название  обозначает явление  природы.

Звучит   отрывок  из  музыкальной пьесы Г.Свиридова «Метель».

Учитель: Ребята,  вы  слышите музыку  к  произведению, в  котором природа  сыграла решающую    роль  в  судьбе  героев , скажите,  что  может  быть изображено  в  музыкальном  отрывке? Какое  время  года… настроение героев… Докажите.

Ученики дискутируют, ссылаясь  на выразительные  музыкальные  средства

(ритм, темп, тембр и т.д.)

Тревога, радость, грусть  сменяются  в  вихре  вальса, словно  снежинки сошлись в  вихре  метели. Ноты  мажорные, даже  маршевые.

В  это  время идут  слайды с  изображением зимы.

Этот отрывок из  музыкальной  пьесы Г. Свиридова «Метель» к  повести  А.С.Пушкина  «Метель».

В  этой  повести метель  явилась  сначала  причиной  беды, а  потом  счастливой  развязки в  судьбе  героев.

Учитель : сегодня  на  уроке мы  будем говорить  о  выразительных  средствах  языка  в  поэтическом стихотворном  пейзаже.

Он  передаёт  тайны  природы, её  красоту. Каждый  русский  поэт  посвятил  этой  теме  немало  произведений .Есть пейзажи  и музыкальные, и живописные. И  поэтические.

2. Учитель:  А  что  такое  пейзаж?(См. определение  на  слайде)

Но  пейзаж  бывает  не  только  в  поэзии и музыке ,  но ,прежде  всего, в живописи.

Посмотрите  на картины  знаменитых  русских  пейзажистов 19 века. 

На  экране пейзажи А.К.Саврасова,  В.Д.Поленова, И.И.Левитана.

Посмотрите  на  картину И.И.Левитана «Вечерний  звон», в  каком  жанре она  написана, каковы  краски, настроение, возникает ли  ощущение  звука? Сравните с «Тихой  обителью»  того же  художника.

(Сообщение   ученика по  картине)

Под  впечатлением  от  этого  русского  пейзажа поэт  Н.Рубцов  пишет  стихотворение «Левитан».

 Ученица   читает  наизусть  стихотворение Н. Рубцова  «Левитан» как  иллюстрацию  к  картине    «Вечерний  звон»

На  экране  изображение  картины.

Учитель:

Что  поразило в  стихотворении? Удалось  ли  Рубцову  соединить поэтическое, музыкальное и художественное  начало в  этом  произведении?

Какие  приёмы  использует  поэт  для  передачи  своего впечатления?

Ученики:

эпитеты-  алеющая  мгла, колокольчиковый  луг;

Звукопись-«Л», «Ч», передающие  звучание колоколов  на  соборах.

Поэт  соединил цвета природы   и  музыку  русской  речи,  и звуки русской  природы.

Возникает понятие  аллитерации( на экране)

Вывод : картины  Левитана поэтичны и  музыкальны.

Чтобы  в  поэзии  передать  красоту русского  пейзажа, используются  специальные  художественные  средства , о них и их  роли

пойдёт  речь  далее.

Игровая  часть урока

3.Учитель: .

Итак, мы  увидели, что в   разных  областях   искусства  свои  приёмы

выражения  образа  и  сейчас  особенно  подробно  остановимся  на

выразительных  средствах  языка в  поэтических  текстах  .

А  чтобы  было  интереснее усваивать  информацию, мы разделились на  две группы.

 В  игровой  форме  проведём основную  часть  урока,

получая  последовательно следующие  задания:

1)какие    поэтические  средства языка я  знаю?

2)поэтический  турнир и сравнительный  анализ стихов.

3)сочинить   синквейн   или художественную  миниатюру  с включением тропов.

Первое  задание-: перечислить  известные  вам  выразительные  обороты  речи , или  тропы,( можно пользоваться  словарём  литературоведческих  терминов в  учебнике)

Ученики: метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение, аллегория.

Отмечается  группа, назвавшая  большее  число  терминов.

Как  одним  словом  назывют  в  литературоведении эти средства  языка?

На экране возникает правильнай  ответ.(Сообщение  уч-ся о  тропах)

На  экране  возникает  определение термина  «тропы»…

Доклад:

Тропы (греч. "поворот") - это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей речевой выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространёнными видами тропа являются сравнения, эпитеты, метафоры, метонимии, гиперболы, аллегории, олицетворения, перифразы, синекдохи. Они делают речь оратора зримой, осязаемой, конкретной. А это помогает лучше воспринимать речь - наш слух оказывается как бы зримым.

Второе задание:

Учитель:

Однажды нерадивый  ученик  перепутал  определения  терминов,

Помогите  ему , исправив  его  ошибки (на  экране  написаны  определения)

1. Эпитет

Эпитет (греч. epitheton - «приложенное», «прибавленное») - это художественное образное определение, обладающее особой художественной выразительностью, выражающее чувства автора к изображаемому предмету, создающее живое представление о предмете. Как правило, эпитет выражается прилагательным, употреблённым в переносном значении. В художественных текстах встречаются редкие (индивидуально-авторские эпитеты): слезливое утро (А. Чехов), дряблый смех (Д. Мамин-Сибиряк).

2. Метафора

 Метафора (греч. metaphora - «перенесение») представляет собой перенесение значения по сходству. Это средство выразительности очень близко к сравнению: сонное озеро города (А. Блок), взлетающий бубен метели (А. Блок).

3. Олицетворение

Олицетворение - художественный приём, заключающийся в том, что при описании животных и неодушевлённых предметов они наделяются человеческим чувствами, мыслями, речью: Луна хохотала, как клоун (С. Есенин).

4. Гипербола

Гипербола (греч. hyperbole - «преувеличение») - это изобразительный приём, построенный на количественном усилении признаков предмета, явления, действия: Пройдёт - словно солнцем осветит! (Н. Некрасов).

5. Антитеза 

Антитеза (греч. antithesis - «противоположение») - это приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Как правило, антитеза основывается на употреблении антонимов: Расстаться казалось нам трудно, но встретиться было б трудней (М. Лермонтов).

6. Лексический повтор

Лексический повтор - намеренное повторение в тексте одного и того же слова в тексте. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. (С. Есенин).

Вы    готовили чтение  стихов  наизусть.

От  каждой  команды представить  по  два  стихотворения  русских  поэтов, посвящённые  пейзажам  разных  времен  года.

Участники другой  команды  должны  проанализировать два  стихотворения .

Сравнивая их.

Тексты у  вас  на  столе.

Стихи  читаются  наизусть .

Звучат  стихи:

«Бесы…» А.С.Пушкин.

 «Зима недаром  злится» Ф.И.Тютчев,

(На  экране  высвечиваются  пейзажи  разных  времён  года)

На  столах  есть  подборка  стихов , читаемых  учащимися.

Идёт  работа  по  анализу текста.

Команды  получают оценочные  баллы.

Сравнительный анализ стихотворений:

Темой стихов Пушкина и Тютчева является  описание времён  года:

зимний вечер в одном и  приход  весны в  другом произведении.

Жанром обоих  стих-ий  является  пейзажная  зарисовка; композиции  также  похожи: «Весна»  построена   на  антитезе- смене времён  года, а  в «Бесах» сопоставление природного  явления- вьюги  и  туч с  бесами. В  стихах  чувствуется  движение, изменение, перемены .

В  тексте  стихов встречаются разговорные  слова, просторечия:

«кони  храпят», « пошёл ямщик», «нет  мочи», «…дует, плюет на  меня»,

А в «Весне» Тютчева « вьюга  злится», « ведьма злая»…

Возможно это необходимо, чтобы  приблизить  стихотворную речь    к  разговорной, передать естественность  события, реальность.

Это подчёркивает  и размер стихов: хорей, передающий движение героя  по страшному  ночному  зимнему  лесу  в «Бесах»  и  четырёхстопный  ямб, приближенный к  разговорной  речи , у  Тютчева.

Оба пейзажа  насыщены  олицетворениями: «мчатся тучи, вьются тучи..»

«Вьюга  слипает  очи»,многочисленны  эпитеты   : «мутно  небо, ночь  мутна»  , «прекрасное  дитя»; сравнения «закружились  бесы разны, будто листья  вноябре».

В  обоих  произведениях тропы  выстроеы так. что  передаются  цветовые. звуковые и даже осязательные ощущения  лирического  героя.

«зима  хлопочет  и  на  весну ворчит, та хохочет и пуще  лишь  шумит»,

«Колокольчик  дин, дин, дин..»- эти строки передают  звуки;

«Следа не видно..» «сверкнул искрой  малой»

«Жаворонки в небе уж подняли  трезвон»-здесь звуковые  ассоциации.

«весне и  горя мало, умылася в снегу и лишь румяней стала…»-осязание включается  в  восприятие стихотворения.

Лирический  герой  рад  наступлению весны. А герой в «Бесах» боится и говорит: «Страшною страшно поневоле средь белеющих равнин».

Другая  команда исполняет стихи. А  первая анализирует их.

«Гой. Ты  Русь  моя  родная..»С.Есенин

«О красном  вечере  задумалась  дорога…» С.Есенин

Сравнительный  анализ стихов  С, Есенина

Третье   задание.

Последнее задание : сочинить  стихотворение  или  прозаический

текст  или  синквейн с  использованием тропов  на  тему  « Наступающая  весна»

для 1группы  и   «Уходящая  зима» для 2 группы.

Сочини  синквейн:

Существителиьное-определяеме слово

2-3 эпитета к нему,

2-3  глагола,

Образное метафорическое  предложение,

Вывод , резюме из  сказанного.

Ученики :

Читают свои  тексты. Дети  анализируют  их с  оценкой  использования  художественных  средств. Выбирают  лучшие  сочинения.

Подведение  итогов:

Ребята, дайте  оценку  тропам, которые  обогащают  наш  язык,

в  виде  эпитетов  или  метафор : звонкие, трудолюбивые, красочные…

ответьте  на  вопрос : зачем  нам  изучать  эти  приёмы?

Учитель: 

Чтобы сделать речь яркой и выразительной ,поэту, культурному  человеку помогают специальные художественные приёмы,  выразительные средства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"

Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Доклад на заседание районного методического объединения учителей русского языка и литературы «Игоровые технологии на уроках русского языка»

ldquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...

Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К.

Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К....