Интегрированный урок по русскому языку и МХК "СП с разными видами связи" в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Микушева Татьяна Альбертовна

Урок позволяет обобщить и закрепить знания учащихся по данной теме "Группы предложений с разными видами связи, правила постановки знаков препинания в сложных предложениях" и связать с темой «История и стили архитектуры». Урок направлен на развитие умений и навыков самостоятельной и коллективной работы, развивать воображения, творческого потенциала учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_sp_s_raznymi_vidami_svyazi.docx25.97 КБ
Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

«Я люблю большие дома и узкие улицы города…» (В. Брюсов)

Интегрированный урок русского языка и  МХК по теме «Обобщающее повторение. Сложные предложения с разными видами связи».

Цели урока.

Образовательные: обобщить и закрепить знания учащихся по данной теме, связать их с темой «История и стили архитектуры». Повторение групп предложений с разными видами связи,  правил постановки знаков препинания в сложных предложениях.

Развивающие: развитие умений и навыков самостоятельной и коллективной работы, развивать воображение, творческий потенциал учащихся.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к художественному слову, к культурным  художественным ценностям человечества.

Этап урока

Деятельность учащихся

Оборудование урока

1. Вводная часть. Актуализация знаний.

  1. Работа с высказывание Н.В.Гоголя
  2. Работа с теорией, составление схем

  1. Проектор
  2. Опорные схемы
  3. Схемы с теорией

2. Лексико-орфографическая  работа.

  1. Работа с этимологией слова «архитектура»
  2. Подбор терминов к определениям
  3. Работа с этимологией слова «зодчество»

  1. Словарик терминов

3. Работа с иллюстрацией

  1. Подбор эпитетов, сравнений…
  1. Фотография храма Покрова на Нерли

4. Работа с текстами Е.Осетрова и Н.Коржавина.

  1. Выразительные средства
  2. Схемы

  1. Текст Е.Осетрова
  2. Стихотворение Н.Коржавина

5. Работа с текстами В.Гюго и О.Мандельштама.

  1. Работа с пропусками в тексте
  2. Выразительные средства
  3. Лексическая работа
  4. Схемы
  5. Пунктограммы

  1. Фотография Собора Парижской Богоматери
  2. Текст В.Гюго
  3. Стихотворение О.Мандельштама

6. Стихотворение П.Вяземского

  1. Выразительные средства
  2. Работа с союзами
  1. Стихотворение П. Вяземского

7. Подведение итогов. Домашнее задание.

  1. Беседа

Ход урока.

Вступительное слово учителя. Ребята, на уроках мировой художественной культуры мы с вами знакомились с архитектурными памятниками, с творчеством великих архитекторов. Сегодня мы совершим путешествие во времени. Снова встретимся с прекрасными  творениями архитектуры.

Актуализация знаний. Архитектура. Что вы представляете, когда произносите это слово? (Учащиеся записывают свои слова и словосочетания в тетрадь и читают их).

Прочитайте высказывание Н.В.Гоголя, нашедшего свое определение  этому слову.

Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она является в таком виде, чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей жизни и вызвала бы у нас благодарность за ее существование.

  1. Почему Н.В.Гоголь называет архитектуру «летописью мира»? Как вы понимаете высказывание Н.В.Гоголя?
  2. Посмотрите на первое предложение. Что это за предложение по типу связи между предикативными частями? (СП с разными видами связи). Наш урок будет посвящен этому типу сложных предложений, а помогут нам в этом прекрасные архитектурные памятники.

Теория.

  1. На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от разных сочетаний связи?(1.Соч. + подч., 2.соч. + бессоюз., 3. подч. + бесоюз., 4. соч. + подч. + бессоюз.)
  2. Вернитесь к тексту Н.В.Гоголя, к какой группе относится первое предложение? Докажите это, начертив схему. (  [   ]: [   ], (когда    ) и(когда  ).  )Объясните постановку двоеточия. (Бессоюзная связь со значением пояснения). Почему Гоголю необходимо было так построить это предложение.(Нужна пауза и объяснение своего определения «летопись мира»)

 Работа с этимологией слова. Ребята, а вы знаете, откуда пришло к нам  слово «архитектура» и что оно обозначало?

Оно пришло к нам из Древней Греции. Archi – «старший», tekt – «строитель». Так архитектура стало означать искусство строить, архитектор - главный строитель. Сейчас это слово означает, область материальной и духовной культуры, основной задачей которой стало создание искусственной среды для жизни и труда людей.

  1. А какие слова, связанные с архитектурой, пришли из Древней Греции? Перед вами объяснения этих слов, найдите сами термины. Запишите их в своем опорном конспекте.

……………….. – верхняя выступающая часть крыши, предохраняющая стены от стекающей воды. (Карниз)

………………- элемент несущей конструкции здания. (Колонна)

………………… - архитектурно оформленный вход в здание. (Портал)

………………… - верхняя часть колонны, на которую опирается перекрытие. (Капитель)

Мы до сих пор пользуемся этими терминами, как до сих пор поражаемся величественными архитектурными сооружениями. Известно, что некоторые из них еще в древности были причислены к чудесам света. Восхищались ими и древние римляне. К сожалению, время не сохранила многое из сооружений Древней Греции и Рима.

Пришельца потрясает запустенье;

Те арки, что страшили небеса,

И дерзкий мост, и мрамора леса –

 Пожарище, камней нагроможденье, - писал французский поэт Дю Белле.

  1. Попробуем подчеркнуть главные члены и объяснить все знаки препинания. Какие типы связи здесь встречаются? (Бессоюз. и подч)

А сейчас мы перенесемся в Древнюю Русь. Как в Древней Руси называли архитектора? (Зодчий) В древнерусском языке оно означало  гончар, строитель, каменщик, от зод – каменная стена. Какие слова являются ему родственными? (Зодчество, здание)

Работа с иллюстрацией. Храмы Древней Руси, чаще всего неизвестные, до сих пор поражают нас мастерством и художественным вкусом. Посмотрите фотографию древнерусского храма Покрова на Нерли. (Демонстрируется фотография собора). Какие ассоциации возникают у вас, когда вы смотрите на него? (Учащиеся подбирают эпитеты и сравнения). Запишите их. (Белокаменный, светлый, чудесный и т.д.)

Давайте выразительно прочитаем, как описывает храм писатель Е.И.Осетров в своей книге «Живая Древняя Русь».

        Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания… Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь, текут речные потоки, дни и ночи, месяцы и годы , столетия уносит река жизни, а храм-лебедь плывет и плывет среди неоглядных просторов.

  1. Какие эпитеты и сравнения вы увидели в тексте? Совпало ли это с вашими впечатлениями? (парусом, уносящимся вдаль, лучистой безмолвной звезде, белоснежный лебедь)
  2. Найдите и выпишите из текста предложение с разными видами связи. Составьте схему. ( [  ], [   ], [   ],a [  ]. Бессоюз. и соч.))

Храму Покрова на Нерли посвящали свои стихи поэты, перед вами отрывок из стихотворения Наума Коржавина:

По какой  ты скроена мерке?

Чем твой облик манит вдали?

Чем светишься вечно, церковь

Покрова на реке Нерли?

Невысокая, небольшая,

Так подобрана складно ты,

Что во всех зароняешь

Ощущение высоты –

Так в округе твой очерк точен,

Так ты здесь для всего нужна,

Будто создана ты не зодчим,

А самой землей рождена.

  1. Найдите слова и словосочетания, объединяющие эти два текста. (Уносящимся вдаль – манит вдали, лучистой звезде – светишься вечно, храм возвышается – ощущение высоты.) Вы видите, как произведение искусства может вызвать одинаковые чувства и эмоции.
  2. Найдите в стихотворении предложение с разными видами связи, к какой группе мы их отнесем? (Последнее пр-е. Подч. + соч.)

А мы продолжим наш урок и заглянем в Средневековую Европу. (Демонстрируется фотография Собора Парижской Богоматери). Перед нами шедевр ранней французской готики. Вот как описан собор в одноименном романе Виктора Гюго:

Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той какою является …… этого собора где последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых ….. за ними – стрельчатый …… словно расшитый двадцатью восемью королевскими …….. громадное центральное окно-……. с двумя другими окнами расположенными по бокам. Это как бы огромная каменная симфония, колоссальное творение и человека, и народа.

  1. Попробуйте вставить пропущенные слова. Поможет вам  словарик архитектурных терминов. (Розетка – витражное окно в виде многолистника, ниша – углубление в стене, с которое ставилась скульптура или ваза , карниз - – верхняя выступающая часть крыши, предохраняющая стены от стекающей воды, портал - архитектурно оформленный вход в здание)
  2. Расставьте в нем знаки препинания. У вас получилось сложное предложение, сколько в нем предикативных частей? Составьте схему. Какие виды связи в нем встречаются? (Подч., бессоюзн.)
  3. Зачем писателю нужна такая большая синтаксическая конструкция, в которой он перечисляет несколько архитектурных терминов? (Предложение отражает мощь огромного собора).

Поэт О.Мандельштам тоже отразил личные впечатления от собора Парижской Богоматери:

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,

Я изучал твои чудовищные ребра,

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам…

  1. Как вы понимаете последние строки? ( Поэт надеется создать что-то прекрасное, вопреки всему недоброму и тяжелому в жизни)
  2. Объясните знаки препинания в последнем четверостишии. (СП с подч. И бессоюз. связью)
  3. Какие поэтические метафоры передают нам причудливость готической архитектуры? (Стихийный лабиринт, непостижимый лес,  египетская мощь и христианства робость, чудовищные ребра)
  4. Какая метафора из текста В.Гюго может стоять в этом же ряду? (Каменная симфония).

Из таинственной готики отправляемся в эпоху Возрождения, в ее колыбель, во Флоренцию. Друг Пушкина, П.Вяземский так выразил свои чувства от посещения этого города:

….Край чудный! Он цветет и блещет

Красой природы и искусств,

Там мрамор мыслит и трепещет,

В картине дышит пламень чувств…

  1. Какие выразительные средства помогают понять необычность города? (Олицетворение мрамор мыслит и трепещет)
  2. Найдите границы предикативных частей, какая связь между ними? Что нужно включить, чтобы типы связи были разные? (Сочинительные и подчинительные союзы)

….Край чудный! Он цветет и блещет

Красой природы и искусств,

Где мрамор мыслит и трепещет,

И в картине дышит пламень чувств…

Наш небольшой экскурс в историю зодчества закончился.

Каменной симфонией, мыслящим камнем или музыкой в камне называют архитектуру. Ею восхищаются, ее изучают,  о ней пишут стихи. Мощь, стройность, красоту архитектурных шедевров помогают отобразить гибкие синтаксические конструкции русского языка, в том числе и СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ с разными видами связи.. Чтобы правильно выполнить домашнее задание, нужно внимательно посмотреть на наши схемы и предложения. Какую группу мы не встречали на уроке? (СП с бессоюз., подч и соч. связью). Такое предложение вы должны будете составить сами. А закончить я хочу словами, которые вынесла в название урока:

Я люблю большие дома

И узкие улицы города,-

В дни, когда настала зима,

А осень повеяла холодом.

Пространство люблю площадей,

Стенами кругом огражденные,-

В час, когда еще нет фонарей,

А затеплились звезды смущенные.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи"

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР (9 класс)...

Интегрированный урок по русскому языку в 6 классе коррекционной школы VIII вида.

Части речи. Произведение Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором…»...

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных"

В данном конспекте представлены несколько видов заданий. Конспект тесно связан с произведением Н.В.Гоголя "Мертвые души". 1) Словарно-орфографическая работа со словом рессора; 2) синтаксический разбор...

Конспект урока по русскому языку "Деепричастия совершенного и несовершенного вида". 6 класс.

Тема: «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».Цель: • суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида;• нахождение исходной формы, от которой образовано деепри...

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи", 9 класс

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи", 9 класс...

Урок русского языка "Сложное предложение с разными видами связи"

Урок выполнен для работы во время ДО и не только. Работа на платформе coreapp.ai...