Открытый урок " Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи. Составление схем данных предложений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Присаживайтесь, пожалуйста

Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нем самом!

- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)

- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового,  полезного.)

II. Актуализация прежних знаний.

1. Фронтальный опрос  по теории сложного предложения.

- Ребята, мы много уже знаем о сложном предложении. Давайте  проверим наши знания .

- Какие предложения называются “ сложными”?

- На какие 2 группы делятся сложные предложения?

- Какие вы знаете союзные предложения?

- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

- Какие предложения называются сложносочиненными?

- Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений.(Сложное предложение с различными видами связи)

- На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от разных сочетаний связи?

Сочинение +подчинение

Сочинение +бессоюзная связь

Подчинение +бессоюзная связь

Сочинение +подчинение +бессоюзная связь

  1. Лингвистическая  разминка.

Найдите  словосочетания  со связью «управление»:

а) доволен  успехами, б) управлять  автомобилем, в) читать  лёжа, г) характерные  черты, д) стена  из  кирпича.

(Ответ: а,б,д)

Найдите  нарушения  в  употреблении существительных с предлогами:

а) истечение срока, б) благодаря  ходатайства, в) согласно  расписания, г) по  прибытию  поезда,  д) вопреки  всему.

(Ответ: б,в,г)

Выставление оценки и проблемы при работе

III. Работа над темой урока (практическая деятельность учащихся)

Анализ предложений. Работа в паре

Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.

Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)  (Сложное предложение, с разными  видами связи: бессоюзной и сочинительной;  повествовательное. Бессоюзное предложение со значением перечисления, поэтому между его частями ставится запятая. Сложносочиненное предложение осложнено однородными сказуемыми, между ними союз и, запятая не ставится)

[   ], [  ] и [  ].

Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед.  (И.С. Тургенев) (СП с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное,  состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить  а именно ). Первая часть – СПП с придаточным  степени, которое относиться к указательному слову  так  в главном. Вторая – простое предложение, осложненное однородными членами.) [ …так], (что…): [  ].

Много  веков  сушили  эту  землю  ветры-суховеи   и  калило  солнце, пока  она  не  стала  такой  крепкой, будто  схвачена  цементом.  (Сложное предложение, с разными  видами связи: сочинительной  и подчинительной;  повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится. Придаточное второй степени имеет значение степени и сравнения относится к первому придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой. Подчинение последовательное). [  ] и  [  ], (пока…), (будто…).

Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. (Сложное предложение, с разными  видами связи: сочинительной  и подчинительной;  повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится)  (Когда…), [  ] и [  ].

3. Редактирование предложений.

- Ребята, а сейчас ваша задача усложнится: вам необходимо из нескольких простых предложений составить сложное с различными видами связи и начертить схему получившегося предложения.

Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах   человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.

Тигр злопамятен, зверь легко запоминает запах и голос человека, и, не решаясь конфликтовать с ним в открытую, он дождется возможности ему отомстить.

  1. Слуховой диктант (  устная работа ) 

1) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка.

2) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.

3) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.

4) Ты понял жизни цель: счастливый человек,
для жизни ты живешь.

5) Травка зеленеет, солнышко блести, ласточка с весной в сени к нам летит.

6) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
последние листы с нагих своих ветвей.

7) Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.

8) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

Примечание. Учащиеся в заранее приготовленных листочках проставляют знаки препинания. Образец карточки с ответами ( работа в рабочих листах)
Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

Проверка ( фронтально)

1

2

3

4

5

6

7

8

ССП

СПП

СПП

БСП

БСП

БСП

БСП

ССП

IV. Закрепление материала (обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся)

  1. Тест ( предложения записаны на рабочих листах , отвечают устно)

1. Укажите многочленное сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

а) Учись скромности у колоса: тот, как созреет, голову склонит.

б) Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась сильно распухшей.

в) Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то за стеной колокольные часы пробьют четверть.

г) Мы в песнях для потомства сбережём названья тех сгоревших деревень, где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день.

Ответ: б.

2. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).

Я сознавала что этот туман скрывает нечто важное и до боли напрягала глаза пытаясь разглядеть что там за молочно-белой пеленой но тщетно мгла упорно не хотела рассеиваться.

а) сложносочинённое                                          в) бессоюзное сложное

б) сложноподчинённое                                        г) многочленное сложное

Ответ: г.

3. Укажите многочленное сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

а) Я смотрел на лодки на японские батареи нигде никакого движения.

б) Упал в пруд камень взъерепенилась от этого вода полетела брызгами и волны побежали кругами но вскоре их бег замедлился сник и сравнялась гладь снова уснула тихая заводь хоть и долго ещё выпрыгивали на поверхности звонкие пузырьки.

в) Старшина пошёл сам потому что предводители должны идти первыми когда угрожает опасность.

г) День прошёл тихо но в сумерках они заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.

Ответ : б

Рефлексия

Работа с оценочными листами учащихся.  Выставление оценок в оценочный лист.

- Достигнуты ли цели и задачи , которые мы ставили в начале урока ?

Домашнее задание

  1. Тестовая работа в формате ОГЭ ( текст у каждого)
  2. Конструирование предложений ( предложения у каждого)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточки к уроку

Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.

Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)  

Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед.  (И.С. Тургенев) 

Много  веков  сушили  эту  землю  ветры-суховеи   и  калило  солнце, пока  она  не  стала  такой  крепкой, будто  схвачена  цементом.  

 Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.  

Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.

Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)  

Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед.  (И.С. Тургенев) 

Много  веков  сушили  эту  землю  ветры-суховеи   и  калило  солнце, пока  она  не  стала  такой  крепкой, будто  схвачена  цементом.  

 Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.  

Из нескольких простых предложений составьте сложное предложение с различными видами связи и начертите схему получившегося предложения.

Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах   человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.

Из нескольких простых предложений составьте сложное предложение с различными видами связи и начертите схему получившегося предложения.

Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах   человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.

Из нескольких простых предложений составьте сложное предложение с различными видами связи и начертите схему получившегося предложения.

Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах   человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.

Из нескольких простых предложений составьте сложное предложение с различными видами связи и начертите схему получившегося предложения.

Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах   человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.

Тестовая работа с взаимопроверкой.

(3)Мы долго сидели на берегу под вязами. (4)Комары пропали. (5)Лёгкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться Маленьких демонов.

(6)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распалённые злобой, вернулись назад. (9)Мы перестали сопротивляться. (10)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11)Казалось, то парят зёрнышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.

(12)Послышался тяжёлый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13)Голос «молодой» не звучал среди них, но в её дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешёвые конфеты, — три взрослые, одна подросткового возраста. (14)Потом померещилось, что это одна четырёхголовая овца, настолько синхронны были все движения и настолько неразделимы тела. (15)Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными манёврами подросток.

2.5        Из предложений 8—11 выпишите слово, в котором правописание НН определяется тем, что это полное страдательное причастие образовано от глагола совершенного вида.

 2.11.        Укажите количество грамматических основ в предложении 14.

2.13.        Среди предложений' 12—15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

2.14.        Среди  предложений  3—11  найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы  

  • Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
  • Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
  • Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы  

  • Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
  • Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
  • Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы  

  • Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
  • Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
  • Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы  

  • Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
  • Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
  • Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы  

  • Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
  • Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
  • Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы  

  • Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
  • Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
  • Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

Рабочий лист учащегося   _____________________________________

  1. Лингвистическая разминка

_____________________________________________________________

  1. Анализ предложений

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Редактирование предложений

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Слуховой диктант

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. Тест

_____________________________________________________________

  1. Тестовая работа с взаимопроверкой

2.5

2.11

2.13

2.14

Оценочный лист учащегося

Фамилия и имя учащегося__________________________________________

№ задания

Оценка (личная

Проблемы при работе на уроке

Оценка учителя

1. Лингвистическая разминка

2. Анализ предложений

3.Редактирование предложений

4.Слуховой диктант

5.Тест

6.Тестовая работа с взаимопроверкой

Оценочный лист учащегося

Фамилия и имя учащегося__________________________________________

№ задания

Оценка (личная

Проблемы при работе на уроке

Оценка учителя

1. Лингвистическая разминка

2. Анализ предложений

3.Редактирование предложений

4.Слуховой диктант

5.Тест

6.Тестовая работа с взаимопроверкой

Оценочный лист учащегося

Фамилия и имя учащегося__________________________________________

№ задания

Оценка (личная

Проблемы при работе на уроке

Оценка учителя

1. Лингвистическая разминка

2. Анализ предложений

3.Редактирование предложений

4.Слуховой диктант

5.Тест

6.Тестовая работа с взаимопроверкой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи". Тестовые задания.

В презентации представлены задания А 26 по теме "Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи"....

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. 11 класс/2 курс СПО

Конспект урока "Знаки препинания в сложных предложениях  с разными видами связи". 11 класс/ 2 курс СПО...

Тесты по теме "Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи"

Тесты предназначены для использования на уроках русского языка в 9 классе при изучении темы "Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи" и при подготовке обучающихся к государственн...

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...