разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Тема: Служебные части речи                                                                                                           Класс:  7                                   

Цели урока:

  1. Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи.
  2. Доказать значимость служебных частей речи.
  3. Совершенствовать устную и письменную речь.

Задачи урока:

  1. Организовать работу в деятельном режиме.
  2. Исследовать тему и обосновать выводы.

Воспитательная цель: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Тип урока: урок-путешествие в страну «Морфологию»

Ход урока

1.Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на моем уроке.

Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:

Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет! (2 слайд)

Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?

Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные.

Запишите тему урока: «Служебные части речи»

Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность.

1.Станция «Домашняя»

2.Проверка д\з

Задание: Укажите слова, в которых

1 вариант – букв больше, чем звуков (солнце, дочь, учитель)

2 вариант – звуков больше, чем букв (ярмарка, ёлка, дающий)

Вьюга, солнце, ярмарка, дочь, ёлка, дающий, учитель

2.Станция «Служебная»

  1. На путевых листах дано стихотворение найдите в нем  служебные части речи.

Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются?

Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…» и выпишите все служебные части речи в таблицу:

предлог

союз

частица

 

 

 

Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.

Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?

Какова их роль в предложении?

                                                       3.Станция «Загадочная»

Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки.

В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.

Это? (предлог)

Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.

Это? (союз)

Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Это? (частицы)

Используя полученные знания о служебных частях речи, рассмотрим таблицу на путевых листах

Служебные части речи.

Предлог

Союз

Частица

1.Служат для связи слов в предложениях.

2. производные- непроизводные.

3. Простые. Составные.

1.Служат для связи членов предложения или частей в сложном предложении.

2.Сочинительные: соединительные; разделительные; противительные; подчинительные: изъяснительные; обстоятельственные;

3.Простые. Составные.

1. Служат для выражения дополнительных смысловых, эмоциональных и модальных оттенков.

2. Смысловые; модальные, эмоциональные; словообразующие и формообразующие.

 

 

 

 

 

 

4.Станция «Рабочая»

  1. Работа с учебником. Два уч-ся работают у доски

Из упр. 254 с. 118 выписать одно любое предложение и найти служебные части речи

                                                               5.Станция «Литературная»

  1. На путевых листах дано  стихотворение «Алатау» Т.Молдагалиева.

Работа в парах – выписать 10 слов: самостоят. и служебн. ч.р.

На Алатау вечен белый снег,
Как вечен дней
Неторопливый бег.
Стоит он в недоступной синеве,
Как аксакал
С чалмой на голове.
К нему на грудь садятся облака.
Как с равным,
С ним беседуют века.
С его необозримой вышины
Любые дали явственно видны.
Он подпирает солнце в небесах,
Он держит звезды
На своих плечах,
Что освещают нам пути во мгле.
Он людям
Реки дарит на земле.
Казах! Ты знаешь, очень счастлив я.
Что мы ему - родные сыновья!

7. Работа с учебником упр. 258 устно

-Как пишутся телеграммы? (в них отсутствуют служ.ч.р.)

8.– Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.

Вечер …ночи собирался;
…ночлег собрался;
Вдоль… улице идет,
Ест картошку … поет.
… он поля достигает
Руки … боки подпирает
… … прискочкой … пан,
Боком входит … балаган.
Все по-прежнему стояло,
… коней … … бывало;
… игрушка-горбунок
… его вертелся ног.

– Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.

– Восстановите текст, используя слова для справок.

– Можно ли обойтись без служебных частей речи?

– Таким образом мы пришли к выводу о их значимости.

– А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?

Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика.

6.Станция « Мозговой штурм

Умеете ли вы разгадывать шарады?

В конце какого предлога стоит сотня? (вместо)

Какой предлог является нотой? (до)

Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза)

К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача)

                                                  7.Станция «Неожиданная»

Попробуем полученные знания внедрить в практику (упр. 259 с. 120)

Итог урока

-Для чего служат предлоги и союзы в речи?

-Какую роль играют частицы в речи?

Рефлексия

 (на столах у учащихся вырезанная из бумаги ладонь. Если информация, полученная на уроке, небесполезная и урок понравился, поставьте на вырезанную ладонь ! или +. Если считаешь, что информация тебе бесполезна и урок не понравился поставь 0 или - )

- На сегодня наше путешествие окончено, и мы продолжим его на следующем уроке

Домашняя работа: упр. 257 с. 118

 По желанию составить (сочинить) сказку о роли служебных частей речи в русском языке.

Выставление оценок

Ребята, в заключение мне хотелось бы пожелать вам следующее. Старайтесь следовать принципу: я исключение. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри. Спасибо за урок, за то, что вы, действительно стали сегодня для меня соавторами.

 

Приложение 1

Путевой лист учащегося (учащийся сам ставит себе оценку)

Задание

оценка

Имя

Имя

1

Вьюга, солнце, ярмарка, дочь, ёлка, дающий, учитель

 

 

2

Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.

 

 

3

На Алатау вечен белый снег,
Как вечен дней
Неторопливый бег.
Стоит он в недоступной синеве,
Как аксакал
С чалмой на голове.
К нему на грудь садятся облака.
Как с равным,
С ним беседуют века.
С его необозримой вышины
Любые дали явственно видны.
Он подпирает солнце в небесах,
Он держит звезды
На своих плечах,
Что освещают нам пути во мгле.
Он людям
Реки дарит на земле.
Казах! Ты знаешь, очень счастлив я.
Что мы ему - родные сыновья!

 

 

4

Вечер …ночи собирался;
…ночлег собрался;
Вдоль… улице идет,
Ест картошку … поет.
… он поля достигает
Руки … боки подпирает
… … прискочкой … пан,
Боком входит … балаган.
Все по-прежнему стояло,
… коней … … бывало;
… игрушка-горбунок
… его вертелся ног.

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи"

Данный урок для 5 класса,  работающего  по учебно-методическому комплексу В.В.Бабайцевой. урок разработан в условиях введения и реализации ФГОС....

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Местоимение как часть речи»

Тип урока: комбинированный:Форма работы: индивидуальнаяЦель урока: создать необходимые условия для понимания обучающимися того, что местоимение часть речи, которая указывает на предмет, не называя его...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" 7 класс

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" 7 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Частица как часть речи"

Конспект урока по русскому языку на тему "Частица как часть речи" 7 класс...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Причастие как часть речи"

Методическая разработка урока по теме : "Причастие как часть речи". 7 класс...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Глагол как часть речи" 6 класс

Объяснение нового материала по теме "Глагол как часть речи"...