урок по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Данный урок для 5 класса,  работающего  по учебно-методическому комплексу В.В.Бабайцевой. урок разработан в условиях введения и реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie_kak_chast_rechi_5_kl.doc59.5 КБ
Office presentation icon prezent_narech_5.ppt791.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока.

Основное содержание этапа.

Основные виды деятельности учащихся

1.

Оргомомент.

Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания.

2.

Мотивация.

(создание проблемной ситуации)

Наш осенний урок мне хочется начать со стихотворения Эллы Куклиной  …. Слайд 1

Наш язык и скромен, и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Вспомнится наречие «светло»,

И увидишь – солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»-

Пред тобою сразу вся Россия!

- Как вы думаете, о чем это стихотворение?

     ( Стихотворение и о нашем языке, о его красоте и богатстве, о том какая удивительная сила таится в слове – сколько всего можно описать с помощью слов!)

- Это стихотворение построено на приеме ассоциаций. Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации?

     (Наречие)

-Назовите наречия, которые встретились в стихотворении.

     (Высоко, светло, темно, ароматно, красиво). Слайд 2

- Как вы думаете на какие вопросы отвечают наречия?

    (Как? Где? Куда? Зачем? Откуда?)

- «Наречие как часть речи» - это и будет тема нашего урока.

 (тема записывается в тетради и на доске)  Слайд 3

Слушание и адекватное понимание текста.

Опознание наречий.

3.

Целеполагание.

- Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы?

(Давайте посмотрим на экран и сравним наши цели)   Слайд 4

  • Знать морфологические признаки наречия;
  • Научиться отличать наречия от других частей речи;
  • Научиться находить наречия в тексте;
  • Уметь употреблять наречия в тексте.

Формулирование целей своей учебной деятельности.

4.

Объяснение нового материала

Новый материал оформляется в ходе индуктивной беседы в виде опорной записи, фиксирующейся на доске и в тетрадях.

- Давайте обратим внимание на корень – РЕЧЬ- в слове НАРЕЧИЕ.   Слайд 5

Он был известен еще в древнерусском языке. Слово «речь» имело значение «говорить».

А теперь давайте переведем слово «Наречие» с древнерусского языка. Помогайте:

(Слайд 6, Слайд 7, Слайд 8, Слайд 9)

на + реч +ие     =  на + глагол + ие.

- Как вы думаете, почему так назвали «наглаголие»?

    ( Наречие относится к глаголу. «Верный помощник» глагола.)

-А как наречие помогает глаголу, и только ли глаголу, вы узнаете, выполнив следующее задание.

- Давайте поработаем в группах. Каждой группе предлагается текст. Вам нужно восстановить текст. Вместо пропусков употребить подходящие по значению наречия, используя слова - помощники.

         __________ ночью пошел дождь. Он ________________стучал в окна, _____________

Шумел в густой листве деревьев, _________________журчал в водосточных трубах. __________ он затихал, и ___________слышно было, как в крупные дождевые капли _____________и ___________падают в бочку. Стоявшую под окном.  _____________, как бы набравшись сил, дождь __________ начинал лить густыми потоками.

Слова – помощники: поздно, потом, весело, иногда, деловито, тогда, солидно, снова, звонко, лихо.

Слайд 10

- Чьим помощником можно назвать наречие?

        ( Наречие – активный помощник глагола, поясняет его, придает ему четкость).

- Теперь давайте посмотрим на второй текст. Слайд 11

Тимошка____________ быстро оказался ______________ с ней (Дашей) и, борясь с потоками воды, которые _______________падали __________, несколько раз __________ отряхнулся, затем сел и __________ посмотрел на промокшую Дашу. Дождь _____________шумел в листьях яблони, _____________ все кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные __________ водой.

Слова – помощники: доверху, очень, по-прежнему, вокруг, рядом, весело, яростно, непрерывно, сверху.

- Чьим помощником является наречие?

        (Наречие- активный помощник глагола и другого наречия).

Работаем с третьим текстом. Слайд 12

Над землей _________ поднимается холодное солнце, ___________ бежит холодный ветерок, __________несутся холодные тучи… Жизнь замирает _________, ___________. Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой. В небе господствуют холодные тона.

И __________ наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую землю __________ начинают падать миллионы ____________ красивых снежинок, и вся она становится ______ белой.

Слова – помощники: медленно, тихо, вдруг, ослепительно, удивительно, быстро, низко, незаметно.

- Чьим помощником является наречие в этом тексте?

       (Наречие помогает глаголу и прилагательному).

- Посмотрите еще раз на этот текст и скажите, почему в тексте несколько раз повторяется слово «холодный»?

       (Это эпитет, он нужен для того, чтобы украсить текст и подчеркнуть, что наступает зима – холодное время года, когда вся жизнь замирает).

- Какой мы можем сделать вывод, чьим помощником является наречие? Слайд 13

(Учащиеся отмечают, что наречие относится к глаголу, к прилагательному или к другому наречию.)

- Наречие еще может относиться и к существительному, но такие сочетания встречаются редко и в целом для наречия не характерны.

Развитие мыслительных операций анализа языкового материала, логического мышления, речевого умения высказаться.

Осуществление парной и групповой форм сотрудничества.

5.

Первичное закрепление материала

- Давайте запишем в тетради второе предложение из первого текста и выполним синтаксический разбор предложения. Слайд 14

Он весело стучал в окна, лихо шумел в густой листве деревьев, звонко журчал в водосточных трубах.

(Один ученик работает у доски)

(Весело стучал- задаем вопрос: стучал (как?) весело. Глагол + наречие – обозначает признак действия).

Во втором тексте найдите и выпишите словосочетание: Слайд 15 ( ученик из второй группы работает у доски).

наречие + наречие

(Очень быстро. Задаем вопрос: быстро (насколько?) очень.

-Здесь у нас наречие относится к наречию и будет обозначать признак признака. Теперь давайте посмотрим на роль наречия в предложении?

     (В предложении наречие будет являться – обстоятельством.))

В третьем тексте находим словосочетание: Слайд 16 (ученик из третьей группы работает у доски)

наречие + прилагательное

удивительно красивых

(задаем вопрос: красивых (насколько?) удивительно. Здесь у нас наречие относится к прилагательному, обозначает признак признака, в предложении является – обстоятельством).

Давайте с вами посмотрим на такое словосочетание: Слайд 17

прогулка пешком

- Есть ли в этом словосочетании наречие?

  (Да. Пешком).

-Как вы думаете, каким членом предложения будет такое наречие? Слайд 18

   (Если вопрос задаем от существительного, то определением, причем определением несогласованным, потому что наречие не изменяется, а значит нет у него возможности согласовываться с существительным в роде, числе, падеже). Так как наречие неизменяемая часть речи она может только примыкать к другим частям речи.

Прогулка (какая?) пешком – обозначает признак предмета.

- Если мы еще раз посмотрим на наши словосочетания то, что мы можем сказать о синтаксической функции наречий?

         (Функция обстоятельства и подчинение глаголам и прилагательным).

Формирование умения правильно задавать вопросы к наречию при выполнении синтаксического разбора предложения, уметь находить наречия в тексте, выяснить каким членом предложения может являться наречие.

Построение умозаключения на основе наблюдений.

6.

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по образцу

-  Обратимся к нашему учебнику и выполним упражнение 116 на странице 41.

Вам нужно от данных слов образовать наречия.

     Красивый – красиво, аккуратный - ……, близкий - ……., удивительный - ……….; неуклюжий – неуклюже, искренний - ……….; правый – справа, вправо, направо, левый - ……, верх – вверх, вверху, низ - …….. .

- Теперь по цепочке проверим. (учащиеся по цепочке читают слова.)

- Давайте выполним морфемный разбор наречий: «справа, вправо, направо, левый, слева, влево, налево.

- Какой мы можем сделать вывод?

( Они должны сказать, что у наречий нет окончания, так как это неизменяемая часть речи).

Опознание наречий. Научиться производить морфемный разбор наречия. Формулирование морфологических признаков наречия. Построение умозаключения на основе наблюдений.

7.

Рефлексия

Что нового мы узнали на уроке? Слайд 19

  Оцените свою работу на уроке смайликом  на полях: все понятно, были затруднения, плохо разобрался в теме. Слайд 20 

- В конце урока учащиеся называют тех, кто активно работал на уроке. Этим учащимся выставляется оценка после проверки их классной работы (поурочный балл).

Анализ собственной учебной деятельности и самооценка

8.

Домашнее задание

Слайд 21

Т. с. 18.

П. с. 40 упр. 115. Вам нужно записать текст и ответить на вопросы – базовый уровень;

     с. 41. упр. 117. Письменно ответить на поставленные вопросы – повышенный уровень.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Служебные части речи"

Данный урок является итоговым при изучении раздела "Служебные части речи" и подготовительным к контрольной работе по данному разделу...

Конспект урока по русскому языку ( 5 класс) "Глагол как часть речи"

Конспект урока " Глагол как часть речи". Пятиклассники вспоминают, что изучили об этой части речи в начальной школе. Особое внимание уделяется изменению глаголов по лицам и числам....

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Местоимение как часть речи»

Тип урока: комбинированный:Форма работы: индивидуальнаяЦель урока: создать необходимые условия для понимания обучающимися того, что местоимение часть речи, которая указывает на предмет, не называя его...

Урок по разделу «Глагол». Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся.Структура урока: актуализация прежних знаний обучающихся.Форма урока: урок-практикумЦели урока:Обучающие: обобщение...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" 7 класс

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" 7 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Имя прилагательное как часть речи". 5 класс. Интегрированный урок.

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала учащихся.На уроке русского языка я решила о...