Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Служебные части речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Прокопенко Наталь Александровна

Данный урок является итоговым при изучении раздела "Служебные части речи" и подготовительным к контрольной работе по данному разделу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse_po_teme.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе по теме

«Употребление служебных частей речи»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Калтайская СОШ» Томского района

Прокопенко Н.А.

 

Цель урока: закрепить знания обучающихся на усвоение знаний по теме.

Задачи.

  1. образовательные (какие ЗУН возможно развивать на учебном материале урока?)
  • обеспечить усвоение ЗУНов , входящих в содержание темы урока
  • сформировать следующие специальные УиНы по данному учебному материалу (отличие служебных частей речи друг от друга в зависимости от роли в предложении)

  1. воспитательные (к какому мировоззренческому выводу возможно подвести обучающихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале урока)
  • содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий (причинно-следственные связи и отношения)

  1. задачи развития обучающихся (какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов)
  • в целях решения задач развития у обучающихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале (продолжить работу над умением по составлению схем, плана, формулирование выводов), формирование умения сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия;
  • обеспечить  развитие речи обучающихся;
  • в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений обеспечить ситуацию  переноса знаний и умений в новые ситуации.

Оборудование: запись на доске, тетрадь с ОК, компьютер, словарь.

Методы и приемы: текст, сравнительный анализ, кластер, синквейн, тестовая работа, работа у доски и в тетради.

Приветствую Вас! Сегодня на уроке нам с вами необходимо решить одну глобальную проблему!

Вы сегодня представители стран в ООН! Вам нужно рассмотреть письмо, в котором содержится обращение граждан об уменьшении объема информации при изучении русского языка.

«Мы, нижеподписавшиеся, не просто просим, а настоятельно требуем исключения из списка частей речи трех, которые свои присутствием только искусственно увеличивают количество слов! Эти предлоги, союзы и частицы только «служат» самостоятельным частям речи! И без них смысл предложения может быть понятен! Исключив их из нашей речи, мы на порядок сократим количество орфографических ошибок в диктантах!

Исключите их! Дайте нам возможность стать хотя бы хорошистами!

Подписи                        »

Вы сегодня должны либо поставить подписи под этим обращением, либо опровергнуть его!

Для этой работы мы разделимся на 3 группы по количеству частей речи. (жеребьевка).

Как вам предстоит простроить свой рассказ о части речи?

  • Определение
  • Назначение
  • Морфологические признаки
  • Примеры

На работу вам отводится 15 минут.

Каждая из групп презентует свою часть речи.

- А теперь проведем тайное голосование. Напишите каждый свое мнение

Я (не) подпишу это письмо, потому что…

Итоги голосования.


Записать текст под диктовку, по очереди выделить все служебные части речи.

Как х..роша наша сибирская пр..рода! Н..где (н..)встречал места краше, чем мой р..дной край. 2. Сколько(бы)  я (н..)пытался найти что-то луч(?)шее в жизни, Родина милее всего.3.  В течени.. всей своей жизн.. (н..) видел ничего пр..краснее!

Тесты  с самопроверкой. (презентация).

I. Укажите производные предлоги:

А) Я тревожусь о маме.

Б) Благодаря хорошей погоде, мы отправились в лес за грибами.

В) Воду брали из колодца.

Г) В воскресенье я отправился в гости к хорошему другу.

II. Укажите предложение, в котором допущена ошибка.

А) В продолжение двух дней дела мои продвинулись.

Б) О судьбе героев автор обещал рассказать в продолжение романа.

В) В течение недели все готовились к семинару.

Г) В течении реки произошли изменения.

III. Укажите предложение, в котором допущена ошибка

А) Олегу тоже не сиделось в бричке.

Б) То же слово, да не так бы молвить.

В) Что бы писать грамотно, надо знать теорию.

Г) Молчание тоже ответ.

IV. Укажите предложение, которое соответствует схеме: [  ], (   )

А) Характер для человека – это то же, что запах цветка.

Б) Что бы ни случилось, не теряй бодрости.

В) Для любого человека важно иметь активную гражданскую позицию.

Г) Вдруг мне показалось, как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна.

ОТВЕТЫ:

1. Б     2. Б   3. В  4. Г    

ОЦЕНИВАНИЕ:

«5» - нет ошибок

«4» - допущена одна ошибка

«3» - допущены две ошибки

«2» - допущены три и более ошибок.

 Подведение итогов урока, оценивание.

Анализ урока русского языка по теме «Употребление служебных частей речи».

Этот урок открывает цепь уроков повторения по теме «Служебные части речи».

Содержание данного урока соответствует традиционному уроку знаниевого подхода.  По структуре от других почти ничем не отличается, при работе с классом запланированы такие приемы работы с текстом, как заполнение таблицы, самостоятельная работа с текстом учебника, написание мини-сочинения.

Структура урока должна позволить осуществить дидактические функции урока. Переходя от одного вида работы к другому, цели и задачи решаются комплексно, единым звучанием. Работая с этими приемами, ученики систематизируют знания по всем  темам близким с темой урока.

Данная структура урока как раз и позволяет решить все поставленные задачи. Переход от одного этапа к другому обусловлен логикой, плавным переходом от одного содержания к другому. Время на уроке должно быть использовано рационально. Высокий темп задает определенную скорость, настраивает на рабочий лад, не дает расслабляться.

Каждый этап урока направлен на формулировку главной темы исследования, раскрывает ее, рассматривает с разных сторон, и вывод фиксируется в тетради.

Такой богатый набор методов и приемов обучения позволяет провести урок на высоком уровне, когда материал художественного текста не просто воспринимается учащимися, а становится для них самостоятельно добытым знанием. Это позволяет усилить мотивацию.

Основными средствами обучения являются запись на доске и в тетради, работа с текстами, работа с таблицей.

Дифференцированный подход осуществлялся при работе с текстом.

 Контроль за усвоением ЗУНов организован на нескольких уровнях: это и устные ответы, и активность на уроке, и письменная работа. Единая оценка, которую ученик получает за работу на уроке, стимулирует его к «готовности и активности» в разных видах работы, а не в каком-то одном, более излюбленном.

Использование разных методов и приемов позволяет активизировать познавательные интересы, ученик может проявить себя в любом виде работ, отсюда мотивация учебной деятельности: работаем не столько на оценку, сколько на самореализацию, рефлексию.

Домашнее задание является обязательным приемом урока. Оно подводит итог классной работе, частично содержание домашнего задания перекликается с выводом урока, но обязательно содержит новую информацию.

«Мы, нижеподписавшиеся, не просто просим, а настоятельно требуем исключения из списка частей речи трех, которые свои присутствием только искусственно увеличивают количество слов! Эти предлоги, союзы и частицы только «служат» самостоятельным частям речи! И без них смысл предложения может быть понятен! Исключив их из нашей речи, мы на порядок сократим количество орфографических ошибок в диктантах!

Исключите их! Дайте нам возможность стать хотя бы хорошистами!

Подписи                        »

«Мы, нижеподписавшиеся, не просто просим, а настоятельно требуем исключения из списка частей речи трех, которые свои присутствием только искусственно увеличивают количество слов! Эти предлоги, союзы и частицы только «служат» самостоятельным частям речи! И без них смысл предложения может быть понятен! Исключив их из нашей речи, мы на порядок сократим количество орфографических ошибок в диктантах!

Исключите их! Дайте нам возможность стать хотя бы хорошистами!

Подписи                        »

«Мы, нижеподписавшиеся, не просто просим, а настоятельно требуем исключения из списка частей речи трех, которые свои присутствием только искусственно увеличивают количество слов! Эти предлоги, союзы и частицы только «служат» самостоятельным частям речи! И без них смысл предложения может быть понятен! Исключив их из нашей речи, мы на порядок сократим количество орфографических ошибок в диктантах!

Исключите их! Дайте нам возможность стать хотя бы хорошистами!

Подписи                        »