Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Козина Ольга Валерьевна

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_ur.glagol.docx57.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка  (2 часа)

Учитель: Журина Ольга Валерьевна

Тема урока: Глагол как часть речи

Тип урока: Комбинированный

Цель:  Систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе как части речи;

Задачи:

  1. Обучающие:
  • актуализировать  знания учащихся о глаголе как части речи;
  • совершенствовать у учащихся умение отличать глаголы от других частей речи;
  • повторить слитное и раздельное написание частицы не с глаголами;
  • совершенствовать навык образования глаголов с помощью суффиксов и приставок.

  1. Развивающие:
  • содействовать формированию уважительного отношения к классному коллективу через организацию слушания устного ответа     товарища и объективную оценку индивидуальной работы;
  •  воспитывать аккуратность в оформлении письменных работ, записей в рабочей тетради по предмету;
  • формировать интерес к предмету с помощью занимательного материала;
  • формировать интерес к предмету через качественное общение педагога и класса;

  1. Воспитательные:
  • совершенствовать устную монологическую речь учащихся в процессе создания устного и письменного ответа по предмету;
  •   развивать познавательный интерес, самостоятельность суждений;
  •   развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать);
  •   развивать артикуляционную и речедвигательную память с помощью организованного слушания;

Оборудование: компьютерная презентация.

Список использованной литературы:   интернет ресурс: http://nsportal.ru/, Русский язык. 5 класс. Учебник под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А., М.: 2012 - 318 с., Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации (М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1

Орг.момент

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя

Здравствуйте ребята! Проверьте наличие учебника и тетради на парте, они понадобятся нам на уроке.

– Откройте тетради, запишите дату, сегодня у нас, вид работы – классная работа.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Образец записи в тетради:

Двадцать пятое февраля. Классная работа

слайд

2

Повторение изученного

2 Актуализация знаний

Метод: слово учителя

Прием: педагогическое требование

- В течение двух уроков вы изучали такое понятие, как прямая речь. Какие знаки препинания ставиться при прямой речи? От чего зависит постановка знака препинания?

Метод: диктант

Прием: зрительный диктант

-  Сейчас напишем зрительный диктант, работать будем так. На слайде появится предложение, ваша задача, в течение 1 минуты запомнить и написать это предложение. Проверим, обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса?».

      А водитель: «Денег с такс не берём совсем. Вот так-с!».

Метод: конструирования

Прием: составление схемы

- Составьте схему с прямой речью, Алина иди к доске, все остальные в тетрадях. Проверим.

Метод слово учителя

Прием: сообщающее слово учителя.

Педагогическая установка

- Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова. Задания выполняются по рядам. Не забудьте оставить две строчки, для того, чтобы потом записать тему.

Метод: списывание

Прием: осложненное списывание

Языковой материал:

Задание №1. Без труда не _____ рыбку из пруда. Яблоко от яблони недалеко _____ .

Задание №2. Терпение и труд всё _____. Слово не воробей, _____ – не _____.

Задание №3. Семь раз _____, один раз _____. На ловца и зверь ____.

 

- А теперь прочитаем предложения, называя слова, которые вы вставили на месте пропусков.

Говорение. Ответ по предмету

Образец устного ответа ученика

Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки.

Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова автора пишутся со строчной (маленькой) буквы.

Образец записи в тетради:

А. : «П ?».

А. : «П !».

Метод: слушание

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

Образец письменного ответа ученика

1 ряд: Без труда не выловить рыбку из пруда. Яблоко от яблони недалеко падает.

2 ряд: Терпение и труд всё перетрут. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

3 ряд: Семь раз отмерь, один раз отрежь. На ловца и зверь бежит.

Говорение. Ответ по предмету

Образец устного ответа ученика:

1 ряд:  В первом предложении я вставил(а) глагол выловить, а во втором глагол падает.

2 ряд: В первом предложении я вставил(а) глагол перетрут, а во втором глаголы вылетит и поймаешь.

3 ряд: В первом предложении я вставил(а) глаголы отмерь и отрежь, а во втором глагол бежит.

3

Изучение нового материала

Метод: слово учителя

Прием: репродуктивная беседа

–К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков?

–Правильно! А что обозначают все эти слова?

–Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

–Все верно, ребята. Теперь запишите тему нашего сегодняшнего урока: «Глагол как часть речи».

Метод: слово учителя

Прием: педагогическое требование

- Послушайте сказку, ответьте на вопрос: что обозначают глаголы, для чего они нужны в речи.

Метод:

Прием: предметная сказка

Жили – были имена существительные. Плохо им жилось, скучно. Все бездействовали. Но однажды всё изменилось. Пришли глаголы. Они не могли смотреть на бездействие. И  всех заставили что - то делать. Вот и мы с вами, давайте заставим наши предметы действовать. Для этого соединим слова первого и второго столбиков, чтобы получились словосочетания.              

врач

скачет

рыба

учится

лошадь

лечит

ученик

плывет

Метод: слово учителя

Прием: эвристическая беседа

- Для чего нужны глаголы в речи?

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

–Все пропущенные слова являются глаголами.

–Эти слова обозначают действие.

–Сегодня на уроке мы будем говорить о глаголах.

Слушание: глобальное, оценочное, нерефлексивное, информативное

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

Глаголы обозначают действие.

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

Глагол насыщает окружающие слова цветом, передаёт запахи, вкусы, оживляет и озвучивает предметы.

 

Метод: слово учителя

Прием: педагогическое требование

–Откройте учебники на странице 211–ой и прочитайте сведения о глаголе.

Метод: беседа

Прием: фронтальная беседа

–Что нового вы узнали об этой части речи?

-Какими морфологическими признаками обладает глагол? (Постоянные: спряжение, вид; переходность; возвратность.

Непостоянные: число; наклонение; род; время. Лицо.)

Метод: чтение

Прием: озвученное чтение

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

Глаголы обозначают: 1)трудовые процессы (копать); 2)движение (бежать);

3)состояние человека (гордиться);

4) состояние природы (темнеет);

5)процессы речи и мысли (мыслить);

6)проявления цвета ( краснеть).

4

Закрепление изученного

Метод: слово учителя

Прием: педагогическое требование

-Давай закрепим правило, которое мы прочитали в учебнике. Посмотрите на слайд. Вы видите на картинке действие. Опишите это действие с помощью глагола.

Метод: слово учителя

Прием: репродуктивная беседа

-Правильно! Глагол «шить».

-Скажите, что обозначает этот глагол?

-Верно. Это глагол труда.

-Посмотрите на следующую картинку.

-Что делают участники на картинке?

Что обозначает глагол?

-Верно. Глагол «танцевать» обозначает движение партнеров, которые перемещаются с места на место.( «рисовать», «лететь», «краснеть» продолжение работы)

Метод: слушание

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

-Глагол «шить». Это глагол обозначает трудовой процесс.

-Участники танцуют. Это глагол движения.

Плакать - состояние человека,  Краснеть - проявление цвета

Метод: языковой разбор

Прием: лексический разбор слова

А знаете ли вы, что обозначало слово "Глагол" раньше, в

старославянском языке?

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

Слово «глагол» в старославянском языке означало «слово», «речь»

Метод: слово учителя

Прием: информативное слово учителя

В древнерусском языке «глаголити» означало «говорить». В разговорной

речи мы, конечно, не употребляем это грамматическое понятие. Мы не

говорим: «Что ты мне глаголишь?». Однако в произведениях наших великих

писателей и поэтов встречается и само слово «глагол» и производные отнего.

У А.С. Пушкина: «И обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей»

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: слово учителя

Прием: эвристическая беседа

- Объясните значение строк «ГЛАГОЛОМ жги сердца»

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

- Означает, словами покоряй сердца людей.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя, педагогическое требование

На слайде записаны имена существительные. Образуйте глаголы, объясните их значение.

Гнев

улыбка

стыд

смех

радость

Метод: слово учителя

Прием: эвристическая беседа

- Какой сделаем вывод? Что еще узнали о глаголе?

- А сейчас выяснить каким членом предложения чаще всего выступает глагол. Спишите предложение, вставляя пропущенные знаки препинания и буквы, произведем синтаксический разбор предложения.

Солнце позолотило вершины деревьев, и они засияли нежным закатным светом.ССП

Прил..тел на цв..ток шмель, пос..дел, попил р..су и полетел дальше.ССП

- Какой сделаем вывод? Каким членом предложения чаще всего выступает глагол?

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

Гнев – гневаться чувства сильного

возмущения;

улыбка – улыбаться испытать радость

радость – радоваться ощущение большого душевного удовлетворения

стыд – стыдиться чувство сильного

смущения от сознания предосудительного поступка.

смех – смеяться испытать восторг,

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

Глагол можно образовать от имени

Существительного.

Метод: слово учителя

Прием: репродуктивная беседа

- Что такое фразеологизмы?

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя (с элементами ведущего)

- Ваша задача, заменить каждый фразеологизм глаголом – синонимом, объясните значение. Работать будем по цепочке.

1. Перемывать косточки. 2. Сбить с толку. 3. Лететь сломя голову. 4. Держать язык за зубами. 5. Возносить до небес. 6. Обвести вокруг пальца. 7. Намять бока. 8. Рассеиваться как дым.

- Фразеологизм не записываем, записываем только синоним, определяя значение глагола.

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

Фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре и целостное по значению сочетание двух или более слов.(Крылатые выражения)

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

1. Перемывать косточки - сплетничать

2. Сбить с толку (запутать) - запутывать, приводить в состояние растерянности, замешательства.

3. Лететь сломя голову(быстро)-

4. Держать язык за зубами (молчать)

5. Возносить до небес(гордиться)

Метод: слово учителя

Прием: слово учителя, педагогическое требование

- Прочитайте предложения со слайда. Ребята, а вы согласны с этими правилами, или, может быть, в них чего-то недостает?

срывайте  цветы!

ломайте ветки деревьев!

ловите бабочек и других насекомых!

уничтожайте пауков, лягушек и жаб!

разоряйте гнезда птиц!

берите лесных животных домой!

Метод: слово учителя

Прием: эвристическая беседа

- Что необходимо сделать, что бы эти предложения звучали как запрет?

- А как мы напишем не с глаголами?

Метод: слово учителя

Прием: эвристическая беседа

- Как вы относитесь к людям, которые нарушают эти правила?

- У меня тоже негативное отношения к людям, наносящим вред природе. Но ведь природа может ответить на человеческие злодеяния.

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

- нет, не согласны. Необходимо подставить частицу не.

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

- Не с глаголами пиши раздельно. 

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

- Отрицательно, т.к. мы должны беречь природу.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее, сообщающее слово учителя

Метод:

Прием: лингвистическая сказка

- А сейчас послушайте сказку, и ответьте на вопрос, всегда ли частица «не » с глаголом пишется раздельно.

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину)

Метод: слово учителя

Прием: эвристическая беседа

- Всегда ли частица «не » с глаголом пишется раздельно.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

- Откройте учебники на странице 213-ой. Прочитайте образец рассуждения.

- Как будем рассуждать?

Слушание: глобальное, оценочное, нерефлексивное, информативное.

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

Не с глаголами пиши слитно, если: глагол без не не употребляется: ненавижу,

- Есть сочетание приставок недо: недосмотреть, недоедать (некоторые авторы считают, что здесь одна приставка недо).

Не всегда буквенное сочетание недо является двумя приставками.

В некоторых глаголах недо — часть корня: недомогать, недоумевать.  Такие глаголы без не не употребляется. Пиши такие слова слитно.

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

Если глагол употребляется без не. Значит не пишется раздельно. Если глагол не употребляется без не-, значит

Не с глаголом пишется слитно.

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово учителя

Метод: диктант

Прием: распределительный диктант

- Сейчас мы напишем распределительный диктант. Разделите свою тетрадь мысленно на две колонки, 1 колонка раздельное написание гл.с частицей(раздельно), 2 колонка слитное написание(слитно). Работать будем так: я диктую словосочетание первый раз, вы слушаете, ничего не пишете, диктую второй раз, определяете и записываете в первый или второй столбик. Орфограмму пробел выделяете. Маша и Алексей к доске. Проверим.

Не мог, недомогаешь, не был, не чувствуешь, ненавидишь, недоумеваешь, не здоровится, нельзя.

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

- не мог - это глагол. Глагол употребляется без не. Значит не пишется раздельно. Недомогаешь - глагол не употребляется без не-, значит

Не с глаголом пишется слитно.

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово учителя

- Работать будем в парах. На столах лежит текс, прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу глаголы, которые не употребляются без частицы НЕ. На работу 3 мин. Проверим.

Футбольная команда 5 класса в полном сборе. До начала матча осталось 2-3 минуты, а вратаря Игоря всё нет и нет. « ЧТО с ним случилось?» - ---------------------------------- защита. « Сорвать решающий матч! Как можно?» - ----------------------------- капитан.  « -------------------------------- я таких!»- открыто заявляет нападающий. « А может Игорь заболел. Ему всю неделю -------------------------------------------» - пытается защитить своего друга болельщик Олег.

Слова для вставок: (не)годовать, (не)навидеть, (не)здоровится, (не)доумевать.

Чтение: изучающее, некритическое, нескоростное.

6 Д/З

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово

- Откройте дневники, запишем домашнее задание. Выучить правило на странице 211-ой и выполнить упр.594.

- Прочитайте задание к упражнение, кто не знает как выполнять?

Слушание: глобальное, оценочное, нерефлексивное, информативное

7

Итог урока

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово

- Ребята, давайте подведем итог нашего урока.

- Что нового на уроке вы узнали?

Говорение

Ответ по предмету

Образец устного ответа:

- Сегодня на уроке мы узнали,что Глаголы обозначают: 1)трудовые процессы (копать); 2)движение (бежать);

3)состояние человека (гордиться);

4) состояние природы (темнеет);

5)процессы речи и мысли (мыслить);

6)проявления цвета ( краснеть). Могут образовываться от существительных.

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово

- Спасибо за работу. Вы можете идти отдыхать.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Хронометраж (план) урока

ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА

ХРОНОМЕТРАЖ

I. Организационный этап

Приветственное слово учителя

1 мин.

II. Повторение изученного материала

Метод: диктант

Прием: зрительный диктант

Метод: конструирования

Прием: составление схемы

3   мин.

1мин.

III. Актуализация знаний

Метод: списывание

Прием: осложненное списывание

5 мин.

IV. Изучение нового материала

Работа со слайдами

Метод: слово учителя

Прием: фронтальная устная беседа

Метод: Познавательной активности

Прием: предметная сказка

Метод: беседа

Прием: эвристическая беседа

3 мин.

4 мин.

4 мин.

5 мин.

V. Закрепление изученного

Метод: слово учителя

Прием: репродуктивная беседа

Метод: языковой разбор

Прием: лексический разбор слова

Метод: слово учителя

Прием: эвристическая беседа

Метод: работа над языковым материалом

Прием: работа с учебной книгой

3 мин.

2 мин.

3мин.

5 мин.

VI. Обобщающий этап

Комментирование домашнего задания

Подведение итогов

4 мин.

2 мин.

Методическое обоснование урока

Наряду с основной целью урока – систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе как части речи, преследуются еще ряд целей, каждая из которых, безусловно, важна: актуализировать  знания учащихся о глаголе как части речи; совершенствовать у учащихся умение отличать глаголы от других частей речи; повторить слитное и раздельное написание частицы не с глаголами. На уроке новые знания не даются в готовом виде. Дети “открывают ”их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими собственное открытие.В соответствии со структурой урока используется технология встречных усилий, раскрываемая как активизация сонаправленных эмоциональных, интеллектуальных, волевых усилий участников обучения, сочетающаяся с осознанным отношением к организации учебно-воспитательного процесса и высокой результативностью деятельности.Для проверки опорных знаний и умений используется диктант (зрительный). Для изучения новой темы используется анализ языкового материала, эвристическая беседа по опорной схеме и языковым материалам, предметная сказка. Для контроля знаний используется взаимопроверка, работа в парах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"

Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....

конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)

Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи:  1. сформировать общее поня...

конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс

Контрольно- обобщающий урок может быть использован при закреплении темы "Имя прилагательное". Контроль индивидуальный и коллективный, что заставляет каждого ученика активно включаться в мыслительную д...

Конспекты уроков по русскому языку в 7, 8 классах

Разработки уроков с применением  технологии проблемного обучения и ЭОР...

Конспекты уроков по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс

Конспекты уроков созданы согласно планированию по программе Бабайцевой с учетом психофизиологических особенностей учащихся ( см. на моем сайте статью "Моя педагогическая концепция", таблицу "Диагности...

Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные части речи".

Материал для проведения урока в 5 классе....

План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Местоимение как часть речи»

План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Местоимение как часть речи»...