Конспекты уроков по русскому языку в 7, 8 классах
план-конспект урока по русскому языку на тему

Кузнецова Людмила Владимировна

Разработки уроков с применением  технологии проблемного обучения и ЭОР

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     Пояснительная записка

                               “Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность”.

                                                                                                             Бернард Шоу

     На современном этапе развития нашего общества остро стоит проблема повышения познавательной активности учеников, их способность самостоятельно добывать и применять знания, полученные на уроках.

    Необходимо не только давать определенную сумму знаний по каждому предмету, но и научить детей применять знания в жизни, причем не только по одному предмету, а по всем предметам школьной программы.

   Как помочь личности саморазвиться, научить учиться, действовать, общаться, жить в ладу с самим собой; что позволит ей войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нём? Я нашла ответ на эти вопросы: использование технологии проблемного   обучения.  

   Применение технологии проблемного обучения способствует осознанию учащимися социальной, практической, личностной значимости учебного материала; созданию условий для развития умений сравнивать, анализировать,  использовать научные методы познания: умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения, отстаивать свою точку зрения.

    В соответствии с внедрением новых ФГОС на смену старой модели обучения, в которой в центре процесса был учитель, а суть обучения сводилась к передаче знаний, пришла новая модель, "главным действующим лицом" которой становится учащийся, а целью обучения - приобретение им наиболее востребованной современной жизнью способности к самообучению. Этому способствуют электронные образовательные ресурсы. ЭОРы – самодостаточный учебный продукт, они способны сами обучать школьника. Это уже не просто набор картинок или аудиозапись, нуждающиеся в учительском пояснении.

     В ЭОРах тоже есть голос за кадром, но он объясняет последовательность действий и, главное, указывает на ошибки, допущенные при выполнении задания.

    ЭОРы служат для получения первоначальных знаний и умений, которые затем закрепляются, развиваются на уроке.

      Использование ЭОРов – это один из видов домашней работы, который учитель может использовать, чтобы дать основу для совместной работы в аудитории или проверить знания учащихся, не прибегая к контрольной работе. Например, преподаватель может выбрать именно те ЭОРы, которые рассчитаны на проверку или закрепление наиболее сложных для понимания тем. Большое многообразие ЭОРов Вы найдете на сайтах http://school-collection.edu.ru/ , http://fcior.edu.ru/ 

   Мной разработаны и представлены конспекты уроков в 7,8 классах с применением технологии проблемного обучения и ЭОР. Данные уроки эффективны, нравятся детям.



Предварительный просмотр:

                                       ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
                                          Причастие как часть речи.

  1. ФИО ( полностью)          Кузнецова Людмила Владимировна
  2. Место работы   Тамбовская область Рассказовский район Саюкинский филиал  МБОУ Платоновской  СОШ
  3. Должность             учитель русского языка и литературы
  4. Предмет                русский язык
  5. Класс                        7
  6. Тема и номер урока в теме    Причастие как часть речи . Урок №1
  7. Базовый учебник      М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова:  «Русский язык. 7 класс». - М., «Просвещение», 2011 г.
  8. Цель урока:    формирование представлений о причастии как части речи
  9. Задачи:

      Обучающие:   

- сформировать умение находить причастие и определять его грамматические, морфологические и синтаксические  признаки;

- научить отличать причастие от остальных частей речи;

     Развивающие:

- развивать речь учащихся, обогащать их словарный  запас;

- развивать  память, внимание, логическое  мышление

   Воспитательные:         

- воспитывать интерес к изучению русского языка через использование ЭОР.

  10.Тип урока:           урок изучения  нового материала.

  11.Формы работы с учащимися:    фронтальная,  индивидуальная, групповая

     

 12.Необходимое техническое оборудование: компьютеры  с  подключением    к  сети   Интернет, проекционная  аппаратура.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный    этап    урока

Организация   внимания   и  порядка  в  классе,  взаимное  приветствие,  проверка  присутствующих,   проверка   готовности   класса  к  уроку

Подгоовка к уроку

1  мин.

2.

Актуализация опорных знаний
















1.Тест






























1.Интерактивная таблица: «Признаки причастия» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c5c4c00e-a30e-4b7d-91ce-a29fe0c851eb/%5BIS-TA_05-11_08%5D_%5BIA_02-AT%5D.swf

1.Организация фронтальной проверки и опорных знаний  по теме «Морфологические признаки глагола и прилагательного» на основе  статичного теста


2.Создание проблемной ситуации, побуждение к формулированию проблемы (Организация работы с  картинкой, на которой изображена распускающаяся роза.)

- На картинке изображен цветок. Опишите его признаки. С помощью какой части речи вы это сделали?

- Приведите  предмет в действие. Запишите глаголы, обозначающие эти действия

- На доске записаны слова:

-распустившийся

- благоухающий

- цветущий

- Ответить на вопрос, что у них общего  с глаголами и прилагательными, поможет интерактивная таблица.


1.Выполнение  теста: ответы  на  поставленные   вопросы  (Из 4 приведенных ответов выбрать один)






2.Восприятие информации. Работа с изображением на картинке).




- Описали розу при помощи прилагательных:

  1. Красивая
  2. Нежная
  3. Белая

- Подобрали глаголы:

  1. Распустился
  2. Благоухает
  3. Цветет


Учащиеся отвечают:

- общие признаки с прилагательным

( отвечают на вопрос: какой?, обозначают признак, изменяются по родам. числам и падежам);

- общее с глаголом:

-образованы от этих глаголов,

-имеют вид и время.

8 мин.












3.

Погружение в новый материал.

Постановка  темы  и  цели  урока






1.Постановка проблемного вопроса (Эти слова являются  причастиями. Почему?)

2. Побуждение к выдвижению гипотезы

(Какова роль причастий, частота их употребления)  

1.Учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь


2.(Они причастны к прилагательному и глаголу).



3.Восприятие информации, поиск ответов на проблемные вопросы

2 мин.








4


Объяснение нового материала


















2.Интерактивное определение "Причастие"http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4d1d8927-5b5a-4895-aec6-7b6b36602308/%5BRUS7_132%5D_%5BTD_190%5D.htm

3. Практический модуль http://85.142.23.53/packages/internet-school/F1E0EFC6-A679-7E4B-C12A-9B4CB3C0441D/0.0.0.0/teleschool.russian.07.015-017.p2.oms

















4. Статичный  ЭОР содержит высказывания о причастии и его роли в системе языка.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10c9f379-6d13-4a27-8ae4-0a874d217b5f/%5BRUS7_132%5D_%5BTD_191%5D.htm


1.Постановка лингвистической задачи









2.Организация  практической работы по лингвистическому наблюдению и анализу на  основе работы с ЭОР


3. Работа с текстами , написанными  на доске (организация фронтальной работы). Сравнить 2 текста. ( в первом тексте причастий нет, а во втором тексте употреблены причастия). Объяснить роль причастий во 2-ом  тексте





4.Организация работы со статичным ресурсом



5. Организация работы по решению проблемной задачи( из  предложения выписать словосочетания с причастием. Определить главное и зависимое слово, синтаксическую роль.

Объяснение знаков препинания в предложении с причастиями.

1.Наблюдение и лингвистический  анализ  текста, на основе интерактивного  ЭОРа



                                  2.Выполнение заданий на основе  ЭОР






3. Нахождение лингвистических аргументов подтверждения гипотезы на основе работы с текстами, написанными  на доске. ( Вывод: причастия помогают сделать речь живее,  ярче)


Доказательства первоначальной гипотезы в устной беседе (Причастия помогают обрисовать картину, создать впечатление  красивой, образной, яркой осени) 


4.Доказательства вторичной гипотезы в устной беседе   ( в повседневной речи причастия употребляются редко)


5. Работа в тетради. Учащиеся выписали:

-Опавшая листва

-Подгоняемые ветром

( сделали вывод причастия  в словосочетании

могут быть и главным, и зависимым словом; в предложении является определением)

   - Запись предложений и расстановка знаков препинания.        

17мин.























5


Первичное осмысление и закрепление  нового материала




1. Организация  работы по  заполняют карточки-информатора,).

         Причастие – это………………………часть речи, которая  совмещает в себе признаки…………….(время, вид, возвратность) и признаки……………..(изменяется по родам, числам и падежам).       Причастия в предложении обычно бывают …………………………………и отвечают на вопросы: …………………………………………………

  1. Заполняют карточку- информатор. (обобщают полученные теоретические знания)                                                                  

2мин.

6

Обобщение и систематизация знаний



5. Интерактивный тест включает 4 задания, обучающая цель которых: 1) закрепить полученные знания о причастии; 2) научиться отличать причастия от прилагательных, дать понятие о причастии как особой форме глагола; 3) научиться видеть в тексте причастия;

Причастий http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2ecc72b6-8eca-44ae-ba70-cbe41a1ad3ee/index_listing.html


6.Иллюстрированный интерактивный текст-задание. Демонстрирует значения причастий предложений в художественной литературе http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f048b709-c7c1-463b-9343-e114827fa13c/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_194%5D.swf

1.Организация индивидуальной  работы с интерактивным  тестом



















2. Организация фронтальной работы на основе интерактивного ЭОР

1.Выполнение интерактивного теста





















2. Восприятие визуальной информации, аналитическое обобщение нового материала, подтверждение  гипотезы во фронтальной беседе  

8 мин.























4 мин.









7

Подведение   итогов     работы

1.Создание условий для итоговой рефлексии.


2.Оценивание результатов работы учащихся 



3.Формулировка творческого домашнего задания по теме урока

Написать сочинение-миниатюру на тему «Поздняя осень», используя причастия.

1.Осуществление рефлексивной самооценки.

2.Восприятие информации.



3.Фиксация домашнего задания в дневники.



3 мин.











Предварительный просмотр:


                                       ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
                                           Назывные предложения.

  1. ФИО ( полностью)          Кузнецова Людмила Владимировна
  2. Место работы   Тамбовская область Рассказовский район  МОУ Платоновская СОШ
  3. Должность             учитель русского языка и литературы
  4. Предмет                русский язык
  5. Класс                        8
  6. Тема и номер урока в теме    Назывные предложения. Урок №1
  7. Базовый учебник      С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков:  «Русский язык. 8 класс». - М.,

         «Просвещение», 2011 г.

  1. Цель урока:    формирование понятия « назывные  предложения».  
  2. Задачи:

       Обучающие:   

- научить находить назывные предложения;

- сформировать умение отличать их от других   односоставных предложений

      Развивающие:

- развивать умение определять роль назывных предложений в текстах разных стилей,  и

пользоваться ими

     Воспитательные:

- прививать  любовь к родному краю;

-научить видеть красоту в окружающем

  10.Тип урока:           урок изучения  нового материала.

  11.Формы работы с учащимися:    фронтальная,  индивидуальная, групповая

     

 12.Необходимое техническое оборудование: компьютеры  с  подключением    к  сети   Интернет, проекционная  аппаратура.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный    этап    урока

Организация   внимания   и  порядка  в  классе,  взаимное  приветствие,  проверка  присутствующих,   проверка   готовности   класса  к  уроку

1  мин.

2.

Актуализация опорных знаний
















1.Интерактивный тест

1.Организация фронтальной проверки и опорных знаний  по теме «Односоставные предложения» на основе интерактивного теста



2.Создание проблемной ситуации, побуждение к формулированию проблемы (Организация работы с текстом, написанным на доске, (стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»))

1.Выполнение  теста: ответы  на  поставленные   вопросы  (Из 4 приведенных ответов выбрать один)





2.Восприятие информации. Работа с текстом, нахождение однсоставных предложений, с главным членом – подлежащим.

8 мин.












3.

Погружение в новый материал.

Постановка  темы  и  цели  урока






1.Постановка проблемных вопросов




2. Побуждение к выдвижению гипотезы

1.Учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь


2.Восприятие информации, поиск ответов на проблемные вопросы

2 мин.








4


Объяснение нового материала


















2.Текстовое определение "Назывные предложения»





3. Интерактивная фотография с интерактивным текстом и с группой заданий.

1.Постановка лингвистической задачи






2.Организация фронтальной работы по лингвистическому наблюдению и анализу текста наоснове работы с ЭОР

1.Наблюдение и лингвистический  анализ  текста, на основе статичного ЭОРа


2.Выдвижение лингвистических гипотез




3. Нахождение лингвистических аргументов подтверждения гипотезы на основе работы с текстом, написанным на доске. ( Вывод: такие предложения кратки, но целостны и выразительн)


4.Доказательства первоначальной гипотезы в устной беседе (Назывные  предложения помогают лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия)                 

9 мин.























5


Первичное осмысление и закрепление  нового материала




4.Интерактивная репродукция картины (Ю.И. Пименов "Ожидание")

Организация   заданий для словесного рисования  на основе работы с интерактивным ЭОР

                                                                   

Восприятие визуальной информации.

Создание словесного описания картины

5мин.

6

Обобщение и систематизация знаний












5.Интерактивный тест с заданием "Найди среди других односоставных предложений назывное предложение».







6.Иллюстрированный интерактивный текст-задание. Демонстрирует значения назывных предложений в художественной литературе

1.Организация работы в группах по составлению текста с односоставными предложениями





2.Организация индивидуальной  работы с интерактивным  тестом по  распознаванию назывных предложений среди других односоставных


3.Организация фронтальной  работы с интерактивным ЭОР иллюстративного характера, с целью подтверждения первичной гипотезы

1.Составление текста с односоставными предложениями в группах на заданную тему




2.Выполнение интерактивного теста











3. Восприятие визуальной информации, аналитическое обобщение нового материала, подтверждение  гипотезы во фронтальной беседе  

8 мин.









3 мин.














4 мин.









7

Подведение   итогов     работы

1.Создание условий для итоговой рефлексии.


2.Оценивание результатов работы учащихся 


3.Формулировка творческого домашнего задания по теме урока

1.Осуществление рефлексивной самооценки.

2.Восприятие информации.



3.Фиксация домашнего задания в дневники.



5 мин.









Приложение к плану-конспекту урока

Назывные предложения.

                                                                  (Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Интерактивный тест

Интерактивный интернет ресурс    

(контролирующий)

Интерактивный тест

с выбором одного варианта ответа из предложенных четырех

http://www.ikt.oblcit.ru/181/Gulieva/p6aa1.html

2

Текстовое определение "Назывные предложения»

Локальный статичный  ресурс   (информационный)  

Слайд презентации с текстовым определением «Назывные предложения»

Определение

3

 Интерактивная фотография с интерактивным текстом и с группой заданий

Интерактивный интернет ресурс  

(практический)

Объект представляет собой интерактивный текст, проиллюстрированный фотографией, и группу рисунков с заданием

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2ada8-0a01-00ee-018c-ac4d89c98a8c/%5BRUS8_184%5D_%5BIM_365%5D.swf

4

Интерактивная репродукция картины (Ю.И. Пименов "Ожидание")

Интерактивный интернет ресурс  

(практический)

Объект представляет собой интерактивную репродукцию картины с группой заданий для словесного рисования

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2ae39-0a01-00ee-0185-1ed17d94b17b/%5BRUS8_184%5D_%5BIM_366%5D.swf

5







Интерактивный тест с заданием "Найди среди других односоставных

предложений назывное предложение»

Интерактивный интернет ресурс  

(контролирующий)

Интерактивный тест

с выбором одного варианта

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d30ba2-0a01-00ee-015b-d32c155f96c0/%5BRUS8_184%5D_%5BQS_368%5D/%5BRUS8_184%5D_%5BQS_368%5D.html




6

Иллюстрир ованный интерактивный текст-задание

Интерактивный интернет ресурс  

(комбинированный)

Интерактивный текст – задание демонстрирует значения назывных предложений в художественной литературе

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2ada0-0a01-00ee-003a-0a175cc3a643/%5BRUS8_184%5D_%5BIM_363%5D.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...