Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Назарова Ольга Егоровна

                       Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии

                      развить умения выполнять морфемный разбор, находить и объяснять орфограммы. Подбирать однокоренные слова,

                      воспитывать любовь к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_morfemika_i_orfografiya.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

                Тема урока: Морфемика и орфография  (5 класс повторение, закрепление)

Цели урока: закрепить определения морфем, морфемики, орфографии

                      развивать умения выполнять морфемный разбор, находить и объяснять орфограммы. Подбирать однокоренные слова

                      воспитывать любовь к природе

Тип урока: закрепление

 Технология:  проблемный вопрос

Развитие УУД

Регулятивные : - самостоятельно формулировать тему и цели урока

                           - называть цели конкретного задания

                           - создавать алгоритм выполнения задания

                            - проверять свою работу

                            -находить и исправлять ошибки

                             - оценивать результат  на каждом этапе урока и конечной работы

Познавательные :  

  • работать с информацией
  • использовать приобретенные умения при выполнении заданий
  • давать определения понятиям
  • строить объяснения в устной форме
  • работать с текстом
  • задавать вопросы в случае непонимания
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ

Коммуникативные

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения
  • слушать и слышать других
  • договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности
  • построение фраз с использованием терминов
  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной деятельности
  • учитывать и уважать разные мнения

 

Личностные

  • Анализировать свою деятельность,
  • объективно оценивать уровень своих знаний,
  • осознавать свои эмоции, уметь осмысливать свои  ошибки и быть готовым к работе над собой.

    Технологическая карта урока по русскому языку  

Учитель: Назарова Ольга Егоровна   ГБОУ школы №409

Этапы

Деятельность учителя

Деятель-ность ученика

Формируемые УУД

 

  Организа ционный момент

Цель: включение  в деятель- ность

 

-Здравствуйте! Я рада новой встрече с вами и надеюсь, что наше общение на уроке будет полезным и интересным

Приветствие проверка готовности к уроку.

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других.

Вводно-мотивационный этап

Постановка проблемного вопроса

Что изображено на доске?

-Как называется раздел, изучающий морфемы?

Какие морфемы вы знаете?

Дайте определение каждой

Зачем надо уметь находить морфемы?

Как называется раздел, изучающий правильное написание слов?

Сформулируйте тему и цели урока?

Для достижения целей урока , какие знания и умения вам понадобятся?

Для этого вам надо преодолеть несколько этапов. В путь.

Первый этап

Выписать слова в соответствии с заданием

См приложение

Высказывают свои предположения.

Формулируют тему урока и цели урока.

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, знания и умения , которыми они владеют

Познавательные: работать с информацией

использовать приобретенные умения при выполнении заданий

давать определения понятиям

строить объяснения в устной форме

Актуализация знаний.

По вариантам  подобрать к словам однокоренные слова и разобрать по составу.

1 в вода         2 в. нос

(учитель тоже подобрал однокоренные слова , но неправильно)

Вы так мало подобрали, а уменя смотри, как много. Запишите те слова, которых у вас нет

Какие знания вам помогли выполнить эту работу. Оцените себя

Зачем надо уметь подбирать однокоренные слова

Дети записывают в тетрадях, на доске)

Должны назвать ошибки

Умение анализировать ,  сравнивать, доказывать свою точку зрения

Оценивать себя на каждом этапе

Второй этап (Могу объяснить(проверка теоретических  и практических знаний)

На доске записаны слова  с разными орфограммами,. Дети должны выполнить работу по рядам (см приложение)

Дети записывают в тетрадях, на доске)

Должны назвать ошибки

 Регулятивные: создавать алгоритм выполнения задания

    - проверять свою работу оценивать себя

Познавательные :строить объяснения в устной форме

Уметь находить орфограммы и объяснять и использованием терминов и графически

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Закрепле

ние

Цель – зафиксиро

вать новые знания

Третий этап (Редактор)

Работа с текстом

(Исправление ошибок)

О каком времени года идет речь (Лето)

Какими словами автор рисует это время года.

Какие краски видим, ощущаем запахи, слышим звуки?

Ребята . мне нужна ваша помощь. Я так устала проверять работы, помогите мне, проверить диктант. Уч-ся писали этот текст. (см приложение)

Дети работают в парах, ищут ошибки, исправляют. Записывают слова правильно.

Познавательные

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение

Контроль, коррекция прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

Умение оценивать действия одноклассников  (К).

Преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого (Л)

Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках, работа с текстом (П).

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

Работа с текстом

Докажите, что перед вами текст.

Озаглавьте.

К какому типу текста относится данный отрывок?

В чем красота осени?

Можно ли сказать , что то или иное время года лучше или хуже?

Каждое время года приносит свои плоды.

  1. Выписать однокоренные слова, произвести морфемный разбор.
  2. Выписать слова с проверяемой безударной гласной и доказать. что слово написано верно.
  3. Выписать слова с парным согласным в корне слова и  доказать, что слово написано верно
  4. Выписать слова с приставкой и доказать, что слово написано верно.
  5. Выписать имена прилагательные с существительными и объяснить окончания прилагательных
  6. Выписать глаголы и объяснить правописание окончаний.

Дети выполняют задания на выбор.

Проверь себя

Выполняют тест  из учебника.

Рефлексия

Раскрасить листы в соответствии с данными высказываниями

Зеленый .   На уроке мне было все понятно, справился со всеми заданиями , могу объяснить материал.

Желтый.  На уроке мне было трудно выполнить некоторые задания, но я справился.

Красный. На уроке мне было трудно,   не понимаю как находить и объяснять орфограммы..

Приложение

Первый этап

 Лесная, перелесок, ельник, птица. улетает, безжизненный, песня, тепло, полет, сдуть, бег.

Второй этап : подобрать однокоренные слова по вариантам:

Вода                      нос.

Третий этап.

Чудесный

Сыплешь

Разжигать костер

Хрупкий

Слышишь

На полянке

К станции

Здешний

Посадить цветы

В синем небе

Осенним лесом

Слезать с дерева

Сбежал

В санатории

На ветке

 Смотришь

Ловкий

Расположиться в палатке

Колешь

Прекрасный

Видишь

Радостный

После теплого дня

Бескрайние просторы

Низкий

Колешь

На ели

 В движении

 Сжечь

Проредить грядку

 

Четвертый этап

Зарумянилась вишня и слива,

Налилась золотая  рожь,

И , как море, волнуется нива,

И в траве на лучах не пройдешь.

Солнце ходит высоко над сводом

Раскаленных от зноя небес.

Пахнет липа душистая медом,

И шумит полный сумрака лес.

Пятый этап

Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень.

   Осень-пора грибов. Идут и едут грибники в лес, ищут грибные места. Под осинкой, под березкой, под елкой прячутся грибочки: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розоватые сыроежки, скользкие грузди, и душистые рыжики. На старых пнях жмутся друг к дружке тонконогие опенки. Гриб нужно срезать осторожно, чтобы не повредить грибницу.

 В мохнатых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины.

   Красива золотая осень!

  Ф.И.

Тема урока:

Цели урока.

I  Лесная, перелесок, ельник, птица. улетает, безжизненный, песня, тепло, полет, сдуть, бег.

1.                                                                  4.                                                            7.

2.                                                                  5.

3.                                                                 6.

 II/      Подобрать однокоренные слова по вариантам:

              1в.      Вода                                                                    2.  Нос.

 

III Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

 IV.    Исправьте ошибки . Запишите  слова правильно.

Зорумянилась вишня и слива,

Нолелась залатая  рож,

И , как море, валнуится нива,

И в трове на лучах не прайдеш.

Сонце ходет высоко над сводом

Разколенных от зноя небес.

Пахнит липа душыстая медом,

И шумит полный сумрака лес.

 V

 Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень.

   Осень-пора грибов. Идут и едут грибники в лес, ищут грибные места. Под осинкой, под березкой, под елкой прячутся грибочки: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розоватые сыроежки, скользкие грузди, и душистые рыжики. На старых пнях жмутся друг к дружке тонконогие опенки. Гриб нужно срезать осторожно, чтобы не повредить грибницу.

 В мохнатых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины.

   Красива золотая осень!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Приёмы компрессии текста" (9 класс)"

данный конспект помогает учителю при подготовке к ГИА...

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Диалектная лексика Астраханского края", 5 класс

Конспект данного урока составлен по учебной программе под редакцией С.И. Львовой в рамках темы "Лексика ограниченного употребления" и связан с внедрением регионального компонента на уроках русского яз...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное", 6 класс

Конспект урока - обобщения и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное ", по образовательной программе " школа 2100", содержит ряд  заданий, которые помогут  учителю проверить ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Урок-обобщение по теме «Имя прилагательное» с применением ИКТ (5 класс).

Применяемая технология:  Развитие креативного мышления с применением ИКТ технологий.Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке, были применены структуры Токин Мэт, Финкин Баддис, Стё зе...