Конспект урока по русскому языку по теме: "Диалектная лексика Астраханского края", 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Зварыкина Ирина Станиславовна

Конспект данного урока составлен по учебной программе под редакцией С.И. Львовой в рамках темы "Лексика ограниченного употребления" и связан с внедрением регионального компонента на уроках русского языка. Изучение диалектной лексики своего региона способствует лучшему усвоению представления о лексике ограниченного употребления в целом и о диалектной лексике в частности. Кроме того, изучение диалектизмов Астраханского края способствует воспитанию чувства любви к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkiy_yazyk_5_klass_dlya_publikacii.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

НА ТЕМУ: «ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА АСТРАХАНСКОГО КРАЯ»

5 КЛАСС

(по учебной программе по русскому языку под редакцией С.И. Львовой)

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Зварыкина Ирина Станиславовна

Астрахань 2013

Предмет: русский язык

Тема: Диалектная лексика Астраханского края

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  1. Закрепить представление о диалектизмах и профессионализмах как словах ограниченного употребления.
  2. Познакомить с диалектными словами, используемыми на территории Астраханского края, установить взаимосвязи этих слов со словами литературного языка.
  3. Актуализировать знания о словообразовательных моделях и средствах художественной выразительности.
  4. Воспитывать чувство любви и уважения к языку родного края.

Оборудование: мультимедийная презентация.

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

Ребята, давайте вспомним, на какие группы делится лексика русского языка? Какие группы слов мы с вами уже рассмотрели? (слова однозначные и многозначные, исконно русские и заимствованные, общего и ограниченного употребления). Какие слова относятся к лексике ограниченного употребления? (диалектизмы и профессионализмы). Приведите примеры.

3. Формирование представления о диалектной лексике Астраханского края.

Диалектизмы, как вы правильно сказали, встречаются только в определённой местности. Например, слово кочет (петух) встречается на юге России (в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском крае); слово закут (хлев для мелкого скота) – в средней полосе России (Курская, Орловская, Рязанская области и др.). Обычно диалектные слова называют предметы и явления, которые часто встречаются в данной местности.

Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке мы с вами обратились к диалектной лексике Астраханской области. В нашем крае тоже встречается много местных слов и выражений. Некоторые из них вам знакомы. Давайте попробуем некоторые из них вспомнить (названия водоёмов: ерик, ильмень, култук; названия рыб: берш, краснопёрка, тарашка). Эти слова для нас как для жителей Астраханской области являются обычными, однако они не знакомы жителям других областей. В этом их особенность.

Как вы думаете, почему именно эти слова относятся к диалектной лексике Астраханского края (потому что они называют распространённые предметы и явления, что связано с обилием водоёмов и видов рыб в Астраханской области).

4. Анализ диалектной лексики Астраханского края.

Диалектные слова не появляются сами по себе. Некоторые из них имеют общие корни со словами литературного языка. Сейчас мы запишем некоторые астраханские диалектизмы и попробуем подобрать к ним однокоренные слова:

Бороздина (вид водоёма) – борозда

Быстрина (быстрое течение) – быстрый

Голынь (место, лишённое растительности) – голый

Раскаты (место на границе реки и моря) – раскатиться

Водополье (половодье, выход рек из берегов) – вода + поле

Резун (острый лёд) – резать

Черноспинка (вид сельди) – чёрный + спина

Мористый (находящийся близко к морю) – море.

5. Закрепление представления о диалектной лексике Астраханского края.

Ребята, диалектные слова используются в художественной литературе. Как вы думаете, для чего? (придание выразительности, выражение любви к малой родине). Сейчас мы рассмотрим стихотворение известной астраханской поэтессы Н.А. Мордовиной (слайд в презентации) под названием «Серебряный ветер».

Краткие сведения о поэте.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Когда нагонит воду в култуки

Весенняя, ознобная моряна

И в них заплещет, словно лещ икряный,

Луна, обдав сияньем тальники, -

От зимнего очнётся забытья

Земля, вдохнув серебряного ветра…

Как широко распахнуты, как щедро

Раскрыты понизовые края!

Входи, весна, и – празднуй: твой черёд

Приказывать всему, что есть на свете, -

Не зря луной и морем полон ветер

И даль сквозная за сердце берёт!

…Измаясь в ожидании тепла,

Я как-то распахнула марту двери…

И ветер об одном прошу теперь я:

- Весну земли не оброни с крыла!

Не обернись обманным серебром –

От зимних вьюг ещё свежи ожоги.

Не добавляй земле моей тревоги,

Не задержи весну с её добром!

Ребята, как вы думаете, какова основная мысль этого стихотворения? (желание наступления весны). Какие строки можно считать главными в этом стихотворении?

Давайте найдём в данном стихотворении тропы (сравнение: словно лещ икряный; эпитеты: серебряного ветра, обманным серебром; олицетворение: От зимнего очнётся забытья земля, вдохнув серебряного ветра). Для чего они используются?

В данном стихотворении встречается диалектная лексика Астраханского края. Давайте попробуем её найти и выписать (култуки, моряна, икряный, понизовые).

Попытайтесь определить значения этих слов (култук – разновидность озёр; моряна – ветер с моря; икряный – наполненный икрой; понизовый – находящийся в низовьях Волги).

Как вы определили, что это диалектные слова? (они называют характерные местные явления).

6. Подведение итогов урока.

Итак, ребята, сегодня мы с вами расширили представление о диалектизмах, познакомившись с диалектной лексикой Астраханского края. Какие слова из тех, что мы рассматривали на уроке, вам запомнились и что они означают?

Как вы думаете, для чего нужно знать диалектную лексику Астраханского края? (для того, чтобы лучше понимать и любить свою малую родину).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Приёмы компрессии текста" (9 класс)"

данный конспект помогает учителю при подготовке к ГИА...

Конспект урока по русскому языку с использованием дидактических игр в 7 классе по теме « Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного»

Урок предназначен для обобщения и систематизации изученного по теме "Деепричастие" в 7 классе. Тип урока- урок-практикум....

Презентация к уроку по русскому языку по теме: "Диалектная лексика Астраханского края", 5 класс

Презентация содержит наглядный теоретический материал, лексический материал, а также отрывок из стихотворения астраханского поэта Н.А. Мордовиной, предназначенный для лингвистического анализа....

Конспект урока по русскому языку "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

В данной методической  разработке представлен конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" . в начале урока идет повторение материала: двоеточи...

Конспект урока по русскому языку. Раздел: Деловое письмо. Тема: Поздравительная открытка. Класс: 5

Конспект урока по русскому языку. Раздел: Деловое письмо. Тема: Поздравительная открытка. Класс: 5Конспект составлен для детей с ОВЗ, занимающихся по учебнику Галунчикова Н.Г. Русский язык. 5 класс: у...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Определенно-личные предложения» 8 класс.

Конспект урока выполнен согласно требованиям ФГОС и включает в себя  все этапы урока, неоходимые для комбинированного урока....

Плановый урок Родного русского языка на тему "Устаревшая лексика" в 7 классе.

Данный материал заинтересует учащихся и разовьёт интерес к словам, которые давно ушли из обихода. Поможет понять исторические особенности родного языка. В презентации содержится учебный материал, а та...