Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку с использованием дидактических игр в 7 классе по теме « Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного»
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

    Урок предназначен для обобщения и систематизации изученного по теме "Деепричастие" в 7 классе. Тип урока- урок-практикум.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon deeprichastie.doc75.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                «Сатламышевская средняя общеобразовательная школа»

                             Апастовского муниципального района Республики Татарстан

    Конспект урока  с использованием дидактических игр в 7 классе по теме

     « Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного»

    подготовила учитель русского языка и литературы, английского языка  

                             Нигматзянова Алсу Наиловна        

                           

                                     

                                                           Сатламышево

                                                                 2013

    Урок с использованием дидактических игр в 7 классе

     Тема: Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного.

    Цели урока:

    I. Образовательные:

    1. Обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.
    2. Повторение орфограмм, связанных с написанием гласных в корнях с чередованием.
    3. Повторение орфограмм, связанных с правописанием НЕ с деепричастиями, глаголами.
    4. Употребление деепричастных оборотов в речи.
    5. Активизация словаря учащихся.
    6. Закрепление умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них; умения отличать деепричастия от наречий.

    II. Воспитательные:

    1. Воспитание любви к русскому языку
    2. Формирование навыков контроля и самоконтроля.
    3. Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

    III. Развивающие:

    1. Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.
    2. Развитие умения аргументировать, доказывать.
    3. Расширение кругозора, познавательного интереса.
    4. Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать, структурировать.

    Тип урока: урок-практикум

    Методические приемы: дидактические игры, самостоятельная работа учащихся, беседа по вопросам, конструирование предложений

    Оборудование урока:

    1. На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.
    2. Карточки с предложениями
    3. Материал для самостоятельной работы (кроссворд).
    4. Интерактивная доска

    Ход урока:

    1. Организационный момент

    2.Лингвистическая разминка

    -Сделайте фонетический разбор слова «Деепричастие»

          3.  Актуализация опорных знаний, умений и навыков (фронтальная беседа по темам прошлых уроков)

    - Что такое деепричастие?

    - На какие вопросы отвечает?

    - Назовите признаки деепричастий.

    - С помощью каких суффиксов образуется?

    - Чем является в предложении?

    4. Сообщение темы урока.

    Сегодня мы будем повторять деепричастия

    5. Повторение и закрепление материала

    1. Игра «Кто быстрее?»

    – Из предложенных глаголов необходимо образовать деепричастия: 1 вариант - деепричастия несовершенного вида; 2 вариант – деепричастия совершенного вида. Выделите суффиксы и основы глаголов, от которых образуются деепричастия. Объясните правописание слов и постановку ударения в последнем слове. Побеждает тот вариант, который первым выполнит задание и объяснит его. В каких ещё деепричастиях следует запомнить постановку ударения?(Ржавея, черпая).

    глагол несов.вида

    дееприч. несов.вида

     

    глагол сов.вида

    дееприч. сов.вида

    распол..гают

    распол..гая

     

    распол..жить

    распол..жив

    зам..рают

    зам..рая

     

    зам..реть

    зам..рев

    к..саются

    к..саясь

     

    к..снуться

    к..снувшись

    балУются

    балУясь

     

    баловАться

    баловАвшись

    ^ 2. Работа с предложениями.

    - А сейчас поработаем над более длинными предложениями. Перед вами карточки с предложениями, они дублируются и на интерактивной доске. Ваша задача заменить один из глаголов деепричастием и записать полученные предложения, предварительно определив вид глаголов.

    • Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.

    • Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

    • Фонарь замигал и тускло осветил улицу.

     

    1. Дидактическая игра «Определи очередность действий»

      - Давайте поиграем в игру. Я буду указывать на человека, ему необходимо будет выполнить какое-либо простое действие, которое я назову, а вы будете отвечать на вопрос: что он делает, делая, или что сделав, он сделал? Записывая полученные предложения в тетрадь.


      1-ое действие: взять ручку (карандаш), потом сесть.

      - Что он сделал сначала? (взял ручку) Потом? (сел). Итак, что он, сделав, сделал? (взяв карандаш, сел)


      2-ое действие: сесть, потом взять карандаш.

      - Что он сделал сначала? (сел) Потом? (взял карандаш). Итак, что он, сделав, сделал? (сев, взял карандаш)


      3-е действие: открыть книгу (тетрадь), начать читать

      - Что он сделал сначала? (открыл книгу) Потом? (начал читать). Итак, что он, сделав, сделал? (открыв книгу, начал читать). Здесь возможна другая последовательность действий? (нет, нельзя читать, не открыв книгу)

      4-ое действие: вставать и одновременно говорить: «Я знаю, что такое деепричастие!»

      - Какое действие было произведено ранее? (одновременно оба)

      Какие варианты возможны? (вставал, говоря… / говорил…, вставая.)
       

      - Итак, давайте подведем итог нашей игры. Чем отличались действия, которые вы выполняли? (завершенностью, незавершенностью).

      - Если оба действия завершились или остались незаконченными, мы можем составить предложение с деепричастием, образованным от любого глагола (сев, взял / взяв, сел; вставал, говоря… / говорил…, вставая).

      - Если только одно из действий оказалось выполненным до конца, то только одно деепричастие и возможно (открыв, начал читать).

      - Как называется грамматическая категория, отвечающая за завершенность или незавершенность действия? (вид).

     5.Синтаксический разбор, морфологический разбор.

    – Прочитав высказывание персидского и таджикского поэта Фирдоуси, объясните смысл этого предложения, правописание слов, расставьте знаки препинания.

    У доски один из учеников выполняет синтаксический разбор, остальные - в тетради. Другой ученик делает морфологический разбор, который потом проверяет класс.

    (Не) ук..лившись ш..пами розы (не) с..рвешь.

    1. Простое.     

    4. Односост.

    7. Схема.

    2. Повеств.

    5. Pacnp.

     

    3. Невоскл.

    6. Осл. дееприч. оборотом.

    Не уколовшись – деепричастие.

    1. Не сорвёшь (как?) не уколовшись.
    2. Морф. призн.: неизм., сов. вид.
    3. Не сорвёшь (как?) не уколовшись.

    6.Употребление деепричастных оборотов в речи.

    – При изучении деепричастий следует остановиться на одной из очень распространенных ошибок - на неправильном употреблении деепричастных оборотов в устной и письменной речи.

    – Какие объявления не содержат речевых ошибок?

    1. «Проверяйте деньги, не отходя от кассы!»
    2. «Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!»
    3. «Проверяйте сумки и кошельки, выходящие из магазина!»
    4. «Заходя в магазин, оставляйте собак на улице!»

     При правильном употреблении деепричастного оборота одно и то же действующее лицо должно производить и главное, и добавочное действие.

    1. Отличие деепричастий от наречий.

    – В предложении Даша слушала молча, часто закрывая глаза (Горбатов) найдите деепричастие, расставьте знаки препинания.

    – Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав?), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.

    Закрывая – деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза).

    Молча – наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопроскак?; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие –слушала).

    • .
    1. Самостоятельная работа

    Решение кроссворда “Деепричастие”.

    Задание. Выбрать из трёх предложенных вариантов то слово, которое обладает названным признаком.

    По горизонтали:

    3. Неизменяемая особая форма глагола: исследован, всколыхнув, раздумывай.
    6. Деепричастие, образованное от непереходного глагола: 
    увидев, присев, назван.
    7. Деепричастие, имеющее устаревший суффикс: 
    снимая, будучи, списав.
    8. Глагол, который не образует деепричастия: 
    жать, жить, дать.
    9. Деепричастие совершенного вида, образованное с помощью суффикса -я: 
    читая, унеся, унося.
    10. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства образа действия: 
    Смеясь, он рассказывал о своих приключениях. Увидев меня, она перешла на другую сторону улицы. Выждав момент, он ринулся в бой.
    11. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства причины: 
    Забыв дома ключ, он сильно разволновался. Придя в школу, Петька рассказал лучшему другу о том, что с ним произошло. Плача и смеясь одновременно, Мишка потирал разбитое колено.

    По вертикали:

    1. Деепричастие совершенного вида: посоветовав, потягиваясь, разбрасывая.
    2. Деепричастие возвратное: 
    переписывая, стукнувшись, приплясывая.
    4. Деепричастие несовершенного вида: 
    перебежав, запираясь, вымывшись.
    5. Деепричастие, образованное от переходного глагола: 
    прикрывая, занимаясь, подскочив.

    Ответы.

    9.Подведение итогов. Выставление оценок

    - Что сегодня на уроке мы повторили?

    - Какие задания были особенно интересными?

    - Как вы думаете, что вам необходимо ещё раз повторить?

    - Что нового вы узнали на уроке?

    10.Домашнее задание:

    1. Выберите три деепричастия, записанных сегодня на уроке, охарактеризуйте их и разберите по составу. Составьте по предложению с каждым из них.
    2. Составьте связный текст на тему «Весна», введя в него деепричастия и деепричастные обороты.

    Список литературы:

    Учебник: «Русский язык: Учеб. Для 7 кл. татар. Сред. общеобразоват. шк. /Г.Х.Ахбарова, Ф.С.Камалова, Т.О.Скиргайло, Н.Н.Фаттахова; Под. ред. Н.Н.Фаттаховой.-4-е изд., перераб. и доп.- Казань: Магариф, 2007.-231 с.»

    Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 7 класс.- М.: ВАКО, 2010.-176 с.- (В помощь школьному учителю)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока английского языка с использованием ЭОР в 9 классе по теме Teenagers’ Problems

    Урок "Подростки, их проблемы" в 9-х классах – обобщающий в цикле уроков, он включил в себя практически весь изученный по теме материал.        Основные практические ...

    Урок русского языка "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"

    Урок повторения и обобщения материала по теме "Деепричастие"...

    презентация к уроку русского языка 6 класс "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"

    Презентация к уроку русского языка 6 класс"Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"...

    Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного

    Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного...

    Конспект урока в 7 классе по теме "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного."

    Урок разработан для учащихся с ОВЗ по теме "Деепричастие"....