Урок русского языка "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Деревцова Юлия Александровна

Урок повторения и обобщения материала по теме "Деепричастие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie.sistematizatsiya_izuchennogo.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного.

Цели урока:

I. Образовательные:

  1. Обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.
  2. Повторение орфограмм, связанных с правописанием НЕ с деепричастиями, глаголами.
  3. Употребление деепричастных оборотов в речи.
  4. Закрепление умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них; умения отличать деепричастия от наречий.

II. Воспитательные:

  1. Воспитание любви к русскому языку
  2. Формирование навыков контроля и самоконтроля.

III. Развивающие:

  1. Развитие умения связно излагать свои мысли, используя литературный язык.
  2. Развитие умения аргументировать, доказывать.
  3. Расширение кругозора, познавательного интереса.
  4. Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать, структурировать.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Формулировка темы урока. Ребята, сегодня наш урок мы начнем несколько необычно. Представьте, что вы – редакторы. Автор сдал вам 2 варианта текста. Вам нужно выбрать тот, что будет напечатан в газете. Какой вариант текста вы бы утвердили и почему? Второй вариант, так как он не перегружен однородными членами.

На дворе отражается в лужах и тускло светит грустное осеннее солнце. Покачиваются, кружатся на ветру и падают на мокрую землю золотые листья. Птицы прокричали прощальную песню и улетели в теплые страны.

На дворе, отражаясь в лужах, тускло светит грустное осеннее солнце. Покачиваясь2 и кружась3 на ветру, падают на мокрую землю золотые листья. Птицы, прокричав3,2 прощальную песню, улетели в теплые страны4.

3.  Актуализация опорных знаний, умений и навыков (фронтальная беседа по темам прошлых уроков)  Работа у доски. Морфемный и морфологический разбор деепричастий.

- Что такое деепричастие?

- На какие вопросы отвечает?

- Назовите морфологические признаки деепричастий.

- С помощью каких суффиксов образуется?

Работа по вариантам: 1 вариант образует деепричастия сов. вида, 2 – несов. вида.

глагол

дееприч.

 

глагол

дееприч.

распол..гают

распол..гая

 

распол..жить

распол..жив

зам..рают

зам..рая

 

зам..реть

зам..рев

к..саются

к..саясь

 

к..снуться

к..снувшись

выр..щивают

выр..ащивая

 

прот..реть

прот..рев

4. Повторение НЕ с деепричастиями.

Не увидев

Не слыша

Не думая

Не поев

Недоумевая

Негодуя

Не выполняя

Не ев

Не сея

Ненавидя

Невзлюбив

Не поехав

Не ответив

Не спав

Не зажигая

5. Синтаксический разбор предложения.
- Какова синтаксическая роль деепричастий и деепричастных оборотов.

1 ученик записывает выполняет его синтаксический разбор (в тексте).

6. Знаки препинания в предложениях с фразеологизмами.

За домом, едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой – засучив рукава.

На уроке первом маялись от скуки,

На втором уроке сидели сложа руки.

Давайте вспомним еще фразеологизмы, в состав которых входят деепричастные обороты.

работать не покладая рук, слушать затаив дыхание, бежать высунув язык, смотреть вьпучив глаза, ходить задрав нос, сидеть сложа руки, нестись сломя голову, скрепя сердце

Составьте с этими фразеологизмами предложения.

7.Употребление деепричастных оборотов в речи.

– Употребление деепричастий делает нашу речь живее, но, к сожалению, при употреблении деепричастий очень часто допускаются ошибки. Я предлагаю вам найти и исправить ошибки.

– Какие объявления не содержат ошибок?

  1. «Проверяйте деньги, не отходя от кассы!»
  2. «Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!»
  3. «Проверяйте сумки и кошельки, выходящие из магазина!»
  4. «Заходя в магазин, оставляйте собак на улице!»

 При правильном употреблении деепричастного оборота одно и то же действующее лицо должно производить и главное, и добавочное действие.

8. Подведение итогов урока.


Задание 1

На дворе отражается в лужах и тускло светит грустное осеннее солнце. Покачиваются, кружатся на ветру и падают на мокрую землю золотые листья. Птицы прокричали прощальную песню и улетели в теплые страны.

На дворе, отражаясь в лужах, тускло светит грустное осеннее солнце. Покачиваясь2 и кружась3 на ветру, падают на мокрую землю золотые листья. Птицы, прокричав3,2 прощальную песню, улетели в теплые страны4.

Задание 3

За домом, едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой – засучив рукава.

На уроке первом маялись от скуки,

На втором уроке сидели сложа руки.

Задание 2

Задание 4

  1. «Проверяйте деньги, не отходя от кассы!»
  2. «Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!»
  3. «Проверяйте сумки и кошельки, выходящие из магазина!»
  4. «Заходя в магазин, оставляйте собак на улице!»

Задание 1

На дворе отражается в лужах и тускло светит грустное осеннее солнце. Покачиваются, кружатся на ветру и падают на мокрую землю золотые листья. Птицы прокричали прощальную песню и улетели в теплые страны.

На дворе, отражаясь в лужах, тускло светит грустное осеннее солнце. Покачиваясь2 и кружась3 на ветру, падают на мокрую землю золотые листья. Птицы, прокричав3,2 прощальную песню, улетели в теплые страны4.

Задание 3

За домом, едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой – засучив рукава.

На уроке первом маялись от скуки,

На втором уроке сидели сложа руки.

Задание 2

Задание 4

  1. «Проверяйте деньги, не отходя от кассы!»
  2. «Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!»
  3. «Проверяйте сумки и кошельки, выходящие из магазина!»
  4. «Заходя в магазин, оставляйте собак на улице!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Обобщение и систематизация изученного о местоимении"

Урок систематизации и обобщения  знаний после изучения раздела "Местоимения".  Содержит презентацию....

Конспект урока по русскому языку в 9 классе Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочинённое предложение»

Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе. Работа в группах...

Презентация к уроку русского языка по теме "Систематизация и обобщение изученного о СКС", 7 класс

Цели урока:•повторение и обобщение знаний учащихся о словах категории состояния;•развитие навыков связной речи;•формирование умения употреблять слова данной морфологической категории в речи. През...

Конспект урока по русскому языку с использованием дидактических игр в 7 классе по теме « Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного»

Урок предназначен для обобщения и систематизации изученного по теме "Деепричастие" в 7 классе. Тип урока- урок-практикум....

Презентация к уроку русского языка "Обобщение и систематизация изученного в разделе "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

Презентация к уроку русского языка "Обобщение и систематизация изученного в разделе "Синтаксис и пунктуация" 5 класс...

Открытый урок по русскому языку "Обобщение и систематизация изученного по теме "Морфемика"

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «МОРФЕМИКА».Цель: совершенствовать умения и навыки обучающихся по теме «Морфемика», научить безошибочно писать слова с чередующейся гласной и согласной в ...

Урок русского языка "Обобщение и повторение изученного по теме «БСП»".

Урок повторения и обобщения изученного по теме "Бессоюзное сложное предложение" в 9 классе по учебнику , авторами которого являются Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Че...